С Дедом Морозом и Снегурочкой во Владивостоке открыли "Сказочный лес"
21 декабря, 19:35
Зимнее Солнцестояние 2024 - грядет переполох судьбы для всех знаков в конце года
21 декабря, 19:30
Выйдут из оборота: всех, у кого хранятся наличные купюры 5 000 рублей, предупредили
21 декабря, 19:11
Крупные российские компании помогают в устранении последствий разлива мазута в Черном море
21 декабря, 18:52
Талант Раков, срыв Дев и блеск Весов: подробный гороскоп на 22 декабря
21 декабря, 18:30
Главу Тавричанкинского сельского поселения отправили под домашний арест в Приморье
21 декабря, 18:14
Повешенный, Фортуна, Правосудие: прорывной таро-прогноз с 20 по 25 декабря
21 декабря, 18:00
Знойная буря удачи: как войти в Новый год Козерогам, Водолеям и Рыбам
21 декабря, 17:30
Сергей Шишкарёв предложил решать проблему дефицита кадров "на поколение вперед"
21 декабря, 17:18
"Я тебе покажу": полиция расследует конфликт между учителем и учеником в школе Находки
21 декабря, 15:43
Как перестать тревожиться перед Новым годом и отпустить негативные эмоции— ответ эксперта
21 декабря, 14:20
Смертельная авария на льду: водитель выехал на озеро Ханка и врезался в пирс
21 декабря, 14:09
"Русская лыжня" откроется во Владивостоке 22 декабря
21 декабря, 13:47
Приморцы смогут сегодня как следует выспаться: предстоящая ночь будет самой длинной в году
21 декабря, 13:04
В ВДЦ "Океан" ребята со всей России всего за три недели поставили новогодний спектакль
21 декабря, 12:28

Эксперт объяснил, почему на Дальнем Востоке России не сформировалось цивилизации

Историк Александр Ивлиев об ответвлениях или вторичных центрах цивилизации на территории Дальнего Востока России и смежных зонах Азии
28 апреля, 15:00 Общество
Тематическое фото freepik.com
Тематическое фото
Фото: freepik.com
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

На территории Дальнего Востока России и смежных зон Азии не сформировалось полноценной цивилизации, но можно говорить о том, что здесь были ответвления цивилизации или, как ещё можно сказать — её вторичные центры, развивавшиеся с собственными особенностями. Об этом рассказал корр. ИА PrimaMedia ведущий научный сотрудник института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Александр Львович Ивлиев.

По словам историка, ответвлениями цивилизации были бохайская и чжурчэньская государственность. Но, конечно, на их развитие повлияли более ранние центры цивилизации — в частности, Китай.

"Мы можем говорить о том, что Бохай считался просвещённым государством. Здесь была развита поэзия — мы точно об этом можем сказать, так как знаем, что сохранились стихи бохайских поэтов. Из бохайской литературы, конечно, сохранилось очень мало — например, отдельные письма, которые писали китайскому или японскому императору правители Бохая или надписи на камнях", — рассказал Александр Ивлиев.

Так, в 1949 году в провинции Цзилинь (КНР) была найдена могила принцессы Чжэнь-хуэй — дочери третьего правителя Бохая. В этой могиле также обнаружили стелу с надписью о том, кто тут похоронен, была описана жизнь принцессы, а в конце, в стихах, ещё и было подведено небольшое резюме всему этому. Эта стела не очень хорошо сохранилась, но она показала очень многое — например, что уже в VII-VIII веке в Бохае были развиты литература и письменность. Правда, письменный и литературный язык в это время был китайским. Возможно, что Бохай мог дойти до своей письменности, но противостояние с киданями положило конец цивилизации.

"Позже, уже в 80-х гг. прошлого века, была найдена могила другой принцессы — Чжэнь-сяо. Там стела сохранилась гораздо лучше. Из неё узнали, что правитель Бохая менял девиз правления. То есть, Бохай имел свой календарь, по которому жило его население — это было привилегией самостоятельных правителей, хотя номинально считалось, что Бохай — вассальное государство", — отметил Ивлиев.

Помимо этого, историк рассказал, что в следствие исследования этой могилы было установлено, что сам правитель Бохая называл себя "священным чакравартином" (прим. ред. чакравартин (санскр. "тот, который поворачивает колесо") — в буддийском учении нарицательное название идеального правителя, царствование которого возвращает мир из хаоса и беззакония на высшую ступень порядка), а это уже значило то, что в основе государственной религии был буддизм. 

"Кроме того, в письмах к японскому правителю, правитель Бохая называл себя "Внук неба" — это, примерно, то же самое, что и "Сын неба" — а это уже титул императора Китая. Резюмируя все эти факты, складывается весьма устойчивое впечатление, что Бохай внутри своего государства рассматривал себя как империю в отношении соседних племён и народов. Соответственно, все культурные и цивилизационные веяния были связаны с центром Бохая", — объяснил археолог.

131365
43
37