Карнавальная ночь, огонёк и ярмарки: что ждет владивостокцев на выходных
26 декабря, 10:30
Лучшие в туристической индустрии Приморья объявлены на церемонии во Владивостоке (СПИСОК)!
26 декабря, 20:54
В Уссурийске неизвестные стреляли в собаку
26 декабря, 19:37
В приморском селе более года отсутствует общественный транспорт
26 декабря, 18:18
Пельмени со смертоносными бактериями обнаружили в магазине Приморья
26 декабря, 18:00
Прокуратура обжалует "мягкий" приговор создателям шоу про депутата Наливкина
26 декабря, 17:50
"Ростелеком" запустил первые базовые станции "Булат" в приморских селах
26 декабря, 17:45
Суд в Тернее продолжит работу в новом формате
26 декабря, 17:40
Сотрудники фирмы из Приморья пытались вывезти за границу 60 тонн гребешка на 35 млн рублей
26 декабря, 17:20
32 "восточника" получили звание "Ветеран морского порта"
26 декабря, 17:18
Врач из Приморья спасла жизнь гражданке КНДР на борту самолета
26 декабря, 17:12
МЧС России 35 лет: честь, мужество и связь поколений в объективе ИА PrimaMedia
26 декабря, 17:10
Выездные менеджеры Сбера в 2025 году проехали 2,7 млн км и доставили клиентам 1 млн карт
26 декабря, 16:33
Горнолыжный курорт "Арсеньев" откроется в тестовом режиме 31 декабря
26 декабря, 16:29
Приморские шеф-повара представили историю дальневосточной кухни через блюда
26 декабря, 16:13
Молодые люди сняли шары с главной ёлки Партизанска и сыграли ими в футбол
26 декабря, 15:50

Эксперт объяснил, почему на Дальнем Востоке России не сформировалось цивилизации

Историк Александр Ивлиев об ответвлениях или вторичных центрах цивилизации на территории Дальнего Востока России и смежных зонах Азии
28 апреля 2024, 15:00 Общество
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

На территории Дальнего Востока России и смежных зон Азии не сформировалось полноценной цивилизации, но можно говорить о том, что здесь были ответвления цивилизации или, как ещё можно сказать — её вторичные центры, развивавшиеся с собственными особенностями. Об этом рассказал корр. ИА PrimaMedia ведущий научный сотрудник института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Александр Львович Ивлиев.

По словам историка, ответвлениями цивилизации были бохайская и чжурчэньская государственность. Но, конечно, на их развитие повлияли более ранние центры цивилизации — в частности, Китай.

"Мы можем говорить о том, что Бохай считался просвещённым государством. Здесь была развита поэзия — мы точно об этом можем сказать, так как знаем, что сохранились стихи бохайских поэтов. Из бохайской литературы, конечно, сохранилось очень мало — например, отдельные письма, которые писали китайскому или японскому императору правители Бохая или надписи на камнях", — рассказал Александр Ивлиев.

Так, в 1949 году в провинции Цзилинь (КНР) была найдена могила принцессы Чжэнь-хуэй — дочери третьего правителя Бохая. В этой могиле также обнаружили стелу с надписью о том, кто тут похоронен, была описана жизнь принцессы, а в конце, в стихах, ещё и было подведено небольшое резюме всему этому. Эта стела не очень хорошо сохранилась, но она показала очень многое — например, что уже в VII-VIII веке в Бохае были развиты литература и письменность. Правда, письменный и литературный язык в это время был китайским. Возможно, что Бохай мог дойти до своей письменности, но противостояние с киданями положило конец цивилизации.

"Позже, уже в 80-х гг. прошлого века, была найдена могила другой принцессы — Чжэнь-сяо. Там стела сохранилась гораздо лучше. Из неё узнали, что правитель Бохая менял девиз правления. То есть, Бохай имел свой календарь, по которому жило его население — это было привилегией самостоятельных правителей, хотя номинально считалось, что Бохай — вассальное государство", — отметил Ивлиев.

Помимо этого, историк рассказал, что в следствие исследования этой могилы было установлено, что сам правитель Бохая называл себя "священным чакравартином" (прим. ред. чакравартин (санскр. "тот, который поворачивает колесо") — в буддийском учении нарицательное название идеального правителя, царствование которого возвращает мир из хаоса и беззакония на высшую ступень порядка), а это уже значило то, что в основе государственной религии был буддизм. 

"Кроме того, в письмах к японскому правителю, правитель Бохая называл себя "Внук неба" — это, примерно, то же самое, что и "Сын неба" — а это уже титул императора Китая. Резюмируя все эти факты, складывается весьма устойчивое впечатление, что Бохай внутри своего государства рассматривал себя как империю в отношении соседних племён и народов. Соответственно, все культурные и цивилизационные веяния были связаны с центром Бохая", — объяснил археолог.

131365
43
37