Судоверфь "Звезда" передала заказчику первый построенный в России танкер-газовоз
24 декабря, 22:20
Часть Владивостока останется без холодной воды 25 декабря — адреса
24 декабря, 21:30
Владивосток продолжает расчистку от снега и гололедицы — десятки улиц обработало СГТ
24 декабря, 21:00
Мороз до -31°C и гололедица ожидаются в Приморье 25 декабря
24 декабря, 20:00
График работы медучреждений Приморья изменится в новогодние праздники
24 декабря, 19:30
Полиция не дала подрядчикам забрать шарф-рекордсмен у памятника Бабру в Иркутске
24 декабря, 19:25
Народное голосование краевой премии "Маяки туризма" завершается сегодня, 24 декабря!
24 декабря, 19:19
Энергоблок мощностью 120 МВт введен в работу на модернизируемой Владивостокской ТЭЦ-2
24 декабря, 19:06
Жительницу Уссурийска заключили под стражу по делу об убийстве знакомого
24 декабря, 19:00
Старое кладбище Владивостока привели в порядок, но "мусорная" проблема осталась
24 декабря, 18:33
Заболеваемость ОРВИ и гриппом выросла в Приморье за неделю — Роспотребнадзор
24 декабря, 18:30
Лучшие блюда на фестивале "ПРИМОРСКИЕ МУССОНЫ" - голосуем на ИА PrimaMedia!
24 декабря, 18:06
"Восточный Порт" стал победителем региональной премии "Бизнес у моря"
24 декабря, 18:02
Сбер и Школа дизайна НИУ ВШЭ запустили конкурс "Промпт-выходные"
24 декабря, 17:15
Опасное "Матье": в приморской сельди обнаружены смертоносные бактерии
24 декабря, 17:10

Эксперт объяснил, почему на Дальнем Востоке России не сформировалось цивилизации

Историк Александр Ивлиев об ответвлениях или вторичных центрах цивилизации на территории Дальнего Востока России и смежных зонах Азии
28 апреля 2024, 15:00 Общество
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

На территории Дальнего Востока России и смежных зон Азии не сформировалось полноценной цивилизации, но можно говорить о том, что здесь были ответвления цивилизации или, как ещё можно сказать — её вторичные центры, развивавшиеся с собственными особенностями. Об этом рассказал корр. ИА PrimaMedia ведущий научный сотрудник института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Александр Львович Ивлиев.

По словам историка, ответвлениями цивилизации были бохайская и чжурчэньская государственность. Но, конечно, на их развитие повлияли более ранние центры цивилизации — в частности, Китай.

"Мы можем говорить о том, что Бохай считался просвещённым государством. Здесь была развита поэзия — мы точно об этом можем сказать, так как знаем, что сохранились стихи бохайских поэтов. Из бохайской литературы, конечно, сохранилось очень мало — например, отдельные письма, которые писали китайскому или японскому императору правители Бохая или надписи на камнях", — рассказал Александр Ивлиев.

Так, в 1949 году в провинции Цзилинь (КНР) была найдена могила принцессы Чжэнь-хуэй — дочери третьего правителя Бохая. В этой могиле также обнаружили стелу с надписью о том, кто тут похоронен, была описана жизнь принцессы, а в конце, в стихах, ещё и было подведено небольшое резюме всему этому. Эта стела не очень хорошо сохранилась, но она показала очень многое — например, что уже в VII-VIII веке в Бохае были развиты литература и письменность. Правда, письменный и литературный язык в это время был китайским. Возможно, что Бохай мог дойти до своей письменности, но противостояние с киданями положило конец цивилизации.

"Позже, уже в 80-х гг. прошлого века, была найдена могила другой принцессы — Чжэнь-сяо. Там стела сохранилась гораздо лучше. Из неё узнали, что правитель Бохая менял девиз правления. То есть, Бохай имел свой календарь, по которому жило его население — это было привилегией самостоятельных правителей, хотя номинально считалось, что Бохай — вассальное государство", — отметил Ивлиев.

Помимо этого, историк рассказал, что в следствие исследования этой могилы было установлено, что сам правитель Бохая называл себя "священным чакравартином" (прим. ред. чакравартин (санскр. "тот, который поворачивает колесо") — в буддийском учении нарицательное название идеального правителя, царствование которого возвращает мир из хаоса и беззакония на высшую ступень порядка), а это уже значило то, что в основе государственной религии был буддизм. 

"Кроме того, в письмах к японскому правителю, правитель Бохая называл себя "Внук неба" — это, примерно, то же самое, что и "Сын неба" — а это уже титул императора Китая. Резюмируя все эти факты, складывается весьма устойчивое впечатление, что Бохай внутри своего государства рассматривал себя как империю в отношении соседних племён и народов. Соответственно, все культурные и цивилизационные веяния были связаны с центром Бохая", — объяснил археолог.

131365
43
37