Во Владивостоке энергетики продолжают работы по восстановлению электроснабжения в 45 домах
22:22
Авито Работа рассказала о создании резюме с помощью ИИ
22:10
Более 800 мероприятий провели "Волонтеры Победы" для приморцев - Олег Кожемяко
21:26
Несовершеннолетний мотоциклист без прав и его пассажирка пострадали в ДТП в Приморье
20:16
Воспитатель детсада в Приморье стала фигуранткой уголовного дела за грубые методы воспитания
19:58
Отзвуки событий 3 апреля 1948 года на острове Чеджудо – 77-я годовщина поминовения жертв
19:28
Ставрополец пойдет под суд в Приморье за применение насилия в отношении сотрудника полиции
19:11
Эксперт СберСтрахования рассказал жителям Владивостока, как сохранить здоровье
18:50
Грузооборот "Дальтрансугля" за первый квартал 2025 года увеличился на 30%
18:35
Главные тренды детской литературы 2025 года: фантастика, ужасы и возвращение классики
18:25
Авито Услуги: на Дальнем Востоке востребованность частных мастеров красоты выросла на 27%
18:10
Во Владивостоке пожарные вытащили пятерых людей из задымлённого дома
18:03
Олег Пак: Времена, когда пациенты из России искали помощь в Израиле, остались в прошлом
18:00
В Приморье водителя автобуса наказали за "покатушки" с ветерком
17:36
Теперь на электросамокаты во Владивостоке можно жаловаться официально — инструкция
17:33

Эксперт объяснил, почему на Дальнем Востоке России не сформировалось цивилизации

Историк Александр Ивлиев об ответвлениях или вторичных центрах цивилизации на территории Дальнего Востока России и смежных зонах Азии
28 апреля 2024, 15:00 Общество
Тематическое фото freepik.com
Тематическое фото
Фото: freepik.com
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

На территории Дальнего Востока России и смежных зон Азии не сформировалось полноценной цивилизации, но можно говорить о том, что здесь были ответвления цивилизации или, как ещё можно сказать — её вторичные центры, развивавшиеся с собственными особенностями. Об этом рассказал корр. ИА PrimaMedia ведущий научный сотрудник института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Александр Львович Ивлиев.

По словам историка, ответвлениями цивилизации были бохайская и чжурчэньская государственность. Но, конечно, на их развитие повлияли более ранние центры цивилизации — в частности, Китай.

"Мы можем говорить о том, что Бохай считался просвещённым государством. Здесь была развита поэзия — мы точно об этом можем сказать, так как знаем, что сохранились стихи бохайских поэтов. Из бохайской литературы, конечно, сохранилось очень мало — например, отдельные письма, которые писали китайскому или японскому императору правители Бохая или надписи на камнях", — рассказал Александр Ивлиев.

Так, в 1949 году в провинции Цзилинь (КНР) была найдена могила принцессы Чжэнь-хуэй — дочери третьего правителя Бохая. В этой могиле также обнаружили стелу с надписью о том, кто тут похоронен, была описана жизнь принцессы, а в конце, в стихах, ещё и было подведено небольшое резюме всему этому. Эта стела не очень хорошо сохранилась, но она показала очень многое — например, что уже в VII-VIII веке в Бохае были развиты литература и письменность. Правда, письменный и литературный язык в это время был китайским. Возможно, что Бохай мог дойти до своей письменности, но противостояние с киданями положило конец цивилизации.

"Позже, уже в 80-х гг. прошлого века, была найдена могила другой принцессы — Чжэнь-сяо. Там стела сохранилась гораздо лучше. Из неё узнали, что правитель Бохая менял девиз правления. То есть, Бохай имел свой календарь, по которому жило его население — это было привилегией самостоятельных правителей, хотя номинально считалось, что Бохай — вассальное государство", — отметил Ивлиев.

Помимо этого, историк рассказал, что в следствие исследования этой могилы было установлено, что сам правитель Бохая называл себя "священным чакравартином" (прим. ред. чакравартин (санскр. "тот, который поворачивает колесо") — в буддийском учении нарицательное название идеального правителя, царствование которого возвращает мир из хаоса и беззакония на высшую ступень порядка), а это уже значило то, что в основе государственной религии был буддизм. 

"Кроме того, в письмах к японскому правителю, правитель Бохая называл себя "Внук неба" — это, примерно, то же самое, что и "Сын неба" — а это уже титул императора Китая. Резюмируя все эти факты, складывается весьма устойчивое впечатление, что Бохай внутри своего государства рассматривал себя как империю в отношении соседних племён и народов. Соответственно, все культурные и цивилизационные веяния были связаны с центром Бохая", — объяснил археолог.

131365
43
37

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии