Работа дорожных рабочих для непосвященных — это вечный шум, едкий запах и утомляющая всех суета. Лишь изредка мы на мгновенье обращаем внимание на их оранжевые жилеты, мелькающие в пыльной пелене, и дальше спешим по своим делам. Но именно из этого грохота и пыли благодаря титаническому труду дорожных рабочих ежегодно рождаются сотни тысяч квадратных метров новых дорог. Так, только во Владивостоке в 2023 году отремонтировали 140 тысяч кв. метров дорожного полотна. Как устроены будни дорожных рабочих в приморской столице, расскажем в материале ИА PrimaMedia.

Сезон дорожных ремонтов в разгаре. Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
Дорожники встают вместе с зарёй, если это дневная смена, а если ночная, то лишь с рассветом уходят домой. Поэтому, когда на часах только 6.30, в главном корпусе МБУ “Содержание городских территорий” уже шумно и кипит жизнь. Рабочие собираются на планёрку, чтобы определить, кто и где в течение дневной смены будет работать. Кто-то поедет снимать фрезами деформированное покрытие, кто-то ставить новые бордюры и обустраивать тротуары, возвращать в строй колодцы или менять ливнёвки.
После укомплектованные бригады загружаются по дежурным автомобилям и отправляются каждая на свой фронт работ. Дневная смена обычно длится до 18.00, а ночная — до 6.00.
Корр. ИА PrimaMedia вместе с одной из бригад отправился на участок в районе улицы Фирсова. Там, по плану, в два подхода мастера должны провести ремонт дороги. Одна бригада готовит полотно, а другая укладывает новый асфальт. Накануне здесь уже сняли старое асфальтовое покрытие, которое омрачало жизнь местных жителей многочисленными трещинами и ямами.
Как рассказал мастер бригады, на этом участке стояла также задача “поднять” люки, то есть сделать горловины колодцев так, чтобы после укладки асфальта они оказались на одном уровне с новым дорожным полотном.
Вот, бригада на месте, фронт работ оценен, оборудование выгружено, запущен компрессор. Рёв техники заглушает голоса, а в воздух поднимаются клубы пыли. Неподготовленный человек здесь долго не протянет: слишком шумно и грязно, а дорожники, пожалуй, и прикорнуть смогли бы в такой обстановке, только жаль, что некогда. Рабочие проводят обязательное обеспыливание поверхности: компрессор мощным потоком воздуха выдувает грязь и пыль после фрезерования. По словам специалистов, пропуская эту стадию, многие рабочие совершают ошибку, из-за которой новый асфальт может быстро прийти в негодность. Поверхность обязательно должна быть чистой, чтобы клейкая битумная масса прочно схватилась с основанием.
Как правило, бригада работает в составе 11 человек. Все эти люди — асфальтобетонщики пятого разряда. В зависимости от выполняемой функции кого-то называют компрессорщиком, кого-то каткистом. Они управляют соответствующим оборудованием, обеспыливают поверхности или укатывают асфальт. Есть водитель асфальтоукладчика, есть бордюрщики. Но, люди в бригаде зачастую многофункциональны: каждый знает, в чём состоит работа коллег, поэтому при необходимости может и подменить кого-то.
Пока шла подготовка полотна, мастера участка дорожных работ Андрей Борсук рассказал корр. ИА PrimaMedia о некоторых тонкостях работы.
— Расскажите, какие есть виды асфальта?
— Мы работаем с тремя видами. М1 пористый, его кладём, когда проводим комплексные ремонтные работы, в качестве замены основания, нижнего слоя. Б1 — асфальтобетонная смесь, её кладём после фрез — она создана специально для автодорог. И ЩМА, он более прочный, нужен на крупных магистралях с обильным потоком большегрузных автомобилей.
— А какой из них наиболее износостойкий?
— Да они все хороши. Срок службы асфальта, скорее, зависит от нагрузки и от укатки, от того, насколько правильно была проведена работа. У нас гарантия год на ямочно-ремонтные работы, но обычно наш асфальт держится гораздо дольше.
— Сколько в среднем стоит одна тонна асфальта?
— 6400, но так как мы муниципальное учреждение, у нас разыгрываются тендеры, в которых принимают участие разные заводы, и с учётом понижения для нас выходит немного выгоднее
— Есть ли какие-то предрассудки, которые касаются вашей работы?
— Для людей мы всегда работаем не вовремя. Это ошибочное мнение. Они думают, что мы выходим в час-пик, и из-за нас появляются пробки. Обычно смена у ночников начинается в 6 вечера, это сделано специально, чтобы люди могли утром без проблем ехать на работу.
Дневная смена на объекте начинается рано, в 7, чтобы побыстрее всё сделать. Конечно, бывают сложные моменты, например, перекрестки, на которых сложно работать из-за большого потока машин, приходится ограничивать зону, делать аккуратно и не мешать водителям. Мы всегда пытаемся не создавать коллапсов.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Самое сложное — не создавать помехи для движущегося транспорта, чтобы люди могли спокойно проехать до нужного места.

Так выглядит нутро асфальтоукладчика. Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
За работой бригады вместе с корр. ИА PrimaMedia наблюдала и Дарья, пресс-секретарь МБУ “СГТ”. Она часто общается с коллегами, выезжает на объекты и отлично видит ситуацию со стороны.
“Главная проблема — это всегда недовольные люди. Очень много негатива ребята слышат в свой адрес. Они делают действительно хорошую работу, но не все понимают её важность и сложность. Они разное рассказывают: кто-то их может обругать и дальше пойти, кто-то просто в наглую едет рядом с асфальтоукладчиком. Я сама живу во Владивостоке и наоборот только радуюсь. Дорогу кладут? Шикарно! Пробка? Да я пешком пройду, только кладите, пожалуйста”, — поделилась Дарья.
Сотрудники “СГТ” и вправду стараются не создавать проблем окружающим: работу планируют так, чтобы все шумные процессы закончить до 11 вечера и не нарушать законный покой граждан. “Они же тоже люди, не роботы, которые просто делают, что сказано. Они тоже здесь живут, и им бы тоже не было приятно стоять в пробках. Ребята всё прекрасно понимают”, — объясняет Дарья.
Кстати, в телеграм-канале (18+) организации и на сайте администрации города регулярно обновляется информация о том, где в ближайшее время будет работать техника, чтобы автомобилисты были в курсе и могли спланировать свой маршрут.
Восемь часов вечера. Вся техника заведена, люди тоже на изготовке — начинается укладка нового асфальта. Прямиком с завода уже подъехали грузовики с раскалённой асфальтовой смесью — ее температура около 180°C. От грузовиков натурально идет жар. В этот момент появляется единственная мысль: как хорошо, что уже вечер, и еще не стоит летняя жара. Смотришь на рабочих — еще совсем не загоревшие, а ведь к концу строительного сезона их кожа станет коричневой от палящего солнца. Остается только удивляться, как люди выносят такие условия.
Но, вернемся на объект. Одна из задач мастера на ближайшие часы — постоянно контролировать наличие рабочего материала, чтобы не было простоя техники. Тем временем специалисты уже начали вручную укладывать первый асфальт в труднодоступных местах. Сначала они проходят отдельно по люкам: в шесть лопат насыпают асфальтовую смесь, затем трамбуют ее ручным виброкатком. Аппаратик маленький, но серьёзный: вибрация от него передается в руки, голову, ноги, пока он выполняет свою миссию. От шума хочется заткнуть уши. И это к делу ещё не подключилась более внушительная техника.
После выдвигается гудронатор — специальная машина, которая равномерно покрывает струями битума полотно. При необходимости отдельные участки дополнительно проливаются из ведра. В воздухе начинает сильно пахнуть мазутом, битумом.
Далее наступает самый жаркий этап, на дорожную сцену выходит асфальтоукладчик. Работают на агрегате втроём: один — в кабине, он задаёт направление движения этой махины, а два оператора — снаружи, по бокам выглаживающей плиты. Их задача — следить, чтобы эта плита выравнивала и создавала нужную толщину асфальтного покрытия. Они, кстати, из одной семьи — отец и сын, маленькая династия дорожников.
На высыпанный раскалённый асфальт накидываются ввосьмером “лопатчики” и “швабристы” — они дорабатывают уровень слоя за асфальтоукладчиком до нужного состояния. Работа не из легких — смесь липнет к инструменту, обуви, а исходящий жар раскаляет спецодежду. Интересно, что весь процесс происходит практически молча. И не потому, что здесь стоит дикий грохот. Просто каждый на своём месте и знает, что делать. Мастер неотрывно следит за действиями ребят, но замечаний нет — бригада собралась опытная.
Пройдя определенный участок, асфальтоукладчик уступает место катку, который, сотрясая всё вокруг, трамбует горячую массу в твердое асфальтовое покрытие. В нос бьет крепкий едкий запах, асфальт, остывая, потрескивает — первую половину дороги успешно закатали. Через пару часов уже можно будет смело кататься по новому полотну.
Пока появилась небольшая заминка-передышка, корреспондент хотел поговорить с работниками. Но они, ожидаемо, оказались не слишком разговорчивыми. Все они по-разному оценивают сложность своей работы. Андрей, например, не раздумывая сказал, что дело своё любит. Михаил на вопрос нравится ли ему то, чем он занимается, отреагировал с лёгким удивлением: “Работа как работа”.
На этом этапе корр. ИА PrimaMedia со всеми попрощался и оставил бригаду спокойно работать. Впереди у этих железных парней — еще больше половины ночной смены, чтобы все доделать. А уже утром десятки людей спеша поедут здесь на своих автомобилях по новенькому асфальту, и как всегда — не задумываясь...

При остывании асфальт издает звук лопающегося попкорна. Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
Немного интересных цифр. Максимальная скорость работы асфальтоукладчика — 10 метров в минуту. За одну смену бригады обычно укладывают 400 тонн асфальта, а за сезон — более 12 тысяч тонн. Если одна тонна асфальта стоит около 6 тысяч рублей, то значит, в среднем за смену расходуется материала на 2,5 млн рублей (конечно, это примерные цифры). Оптимальная температура асфальта перед укладкой составляет 180°C.