С начала 2024 года по апрель Владивостокская таможня выпустила более 71 тысячи автомобилей, преимущественно завезённых из Южной Кореи и Японии. Эта статистика близка к досанкционным показателям. Чем вызван такой рост, какие автомобили сегодня везут из Восточной Азии, и почему ни санкции, ни ограничения транзита через страны Евразийского экономического союза не обрушили спрос, ИА PrimaMedia рассказали участники рынка.
Восточный автопоток
В 2023 году Владивостокской таможней оформлено 226 тысяч автомобилей физических лиц для личного пользования.
"С начала 2024 года по апрель включительно таможенники выпустили более 71 тысячи автомобилей — это немного меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, стоит отметить, что после введения автомобильных санкций в августе, когда количество ввозимых авто упало до 8 тысяч, в марте этого года таможня оформила 21 тысячу автомобилей, что сопоставимо с мартом прошлого года", — сообщила агентству Владивостокская таможня.
Последние годы автоимпорт из Восточной Азии испытывает серьёзное санкционное давление. В августе 2023-го года Япония наложила эмбарго на экспорт в РФ гибридов и машин с объёмом двигателя более 1,9 литра. С февраля 2024-го года её примеру последовала Республика Корея, запретив поставки в Россию автомобилей с объёмом двигателя от двух литров. Но до сих пор эти страны остаются популярными направлениями автоимпорта.
Как поясняют участники рынка, у дальневосточников практически нет других вариантов приобрести зарубежный автомобиль по относительно низкой стоимости. Новые модели стоят больше 2 млн рублей, а внутренний рынок китайских пробежных машин в России пока только формируется (политика КНР препятствует вывозу из страны машин дешевле определённой ценовой категории).
Что везут из Японии
В ТОПе запросов автомобилей из Японии сейчас Honda Stepwagon c 1.5-литровым турбомотором, рассказывают импортёры. Причина такого спроса простая — это фактически единственный микроавтобус, который из-за санкций доступен к ввозу в Россию сейчас. И сама машина очень хорошо себя зарекомендовала. Простые версии 2015-2016 годов начинаются от 1.4 млн рублей, топовые версии Spada с двумя печками 2020-2021 годов с небольшим пробегом доходят до 2.3-2.4 млн рублей.
Востребованы и другие "хонды" — Freed и Fit. Такой делится информацией руководитель компании Carwin Дмитрий Забора.
"Фриды" спрашивают всех поколений, и самые первые 2009-2010 годов, такие выходят до 800 тысяч рублей, и второго поколения в последнем рестайлинге 2020-2021 года, здесь уже надо готовить 1,5-1,6 млн рублей. Схожая ситуация и с "фитами", берут и третье поколение, которое выпускалось с 2013-го года, такие начинаются от 800-850 тысяч рублей, и последнее четвертое поколение 2020-2021 года, от 1,1-1,150 млн рублей", — рассказывает Дмитрий Забора.
Популярность "фридов" отмечают и в компании Priority-Auto.
"Так, привезти во Владивосток пробежный автомобиль Honda Freed 2021 года стоит порядка 1,7 млн рублей. И это со всеми расходами, "под ключ", — комментирует представитель компании.
Среди бюджетных авто Дмитрий Забора выделяет Nissan Note стоимостью до 900 тысяч рублей. По его словам, это самая покупаемая авто в бюджетном сегменте.
"Да, там достаточно нежный вариатор, трёхцилиндровый двигатель 1.2 литра долго греется зимой, но это простительно на фоне самого большого салона в классе и доступной цены. Его конкурент Toyota Passo стоит немного дешевле, от 800 тысяч рублей, берут их реже, но тоже регулярно", — комментирует он.
Из кроссоверов как всегда лидирует Honda Vezel. Стоимость автомобилей 2015-2016 года выпуска стартует от 1,450-1,5 млн рублей, а на рестайл 2018-2020-го года с обновленной оптикой надо будет добавлять до 1,8 млн рублей.
Начинают спрашивать и второе поколение "везелей", которое выпускается с апреля 2021 года, но в продаже на аукционах их еще не очень много, и цены высоковаты, до 2,2 млн рублей.
Главный конкурент Honda Vezel — это мини-кросовер Toyota Raize с 1-литровым турбомотором. Цены на них высокие, в хороших комплектациях доходят до 1,5-1,550 млн рублей, но аналогов у этой модели нет, покупателям очень нравится короткий четырёхметровый кузов и высокий дорожный просвет, отсюда и высокий спрос от жителей мегаполисов.
Отмечают предприниматели и Honda ZR-V, новый кроссовер, который выпускается со второй половины 2022 года. "По размерам он примерно как Honda CR-V, и цена примерно такая же, богатые варианты с нулевым пробегом укладываются в 3 млн рублей. Эти машины сейчас активно начали спрашивать, буквально вчера такую мы забирали с таможенного склада. Первое впечатление очень положительное, приятный продуманный автомобиль, с достаточно мягкой подвеской и качественными материалами салона, даже камеры кругового обзора по уровню уже как на европейцах, детализация очень хорошая. С 1.5-литровым 178-сильным турбомотором едет легко, можно даже сказать динамично. Из минусов: традиционно слабая хондовская шумоизоляция, шелест шин хорошо слышно в салоне, интерфейс только на японском языке, нет возможности переключить даже на английский", — поделился один из импортёров.
Корейский тренд
С 1 апреля по требованию российских властей введены ограничения на импорт через страны Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан). Согласно новому порядку к ставке утилизационного сбора прибавляется разница в таможенной пошлине, НДС и акцизе, сэкономленная при растамаживании автомобиля на территории этих стран. Данные ограничения повлияли на рынок, но не стали для него фатальными, рассказывает руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом компании "Сумотори-Авто" Павел Зайцев.
"Мы наблюдали большой скачок спроса перед 1 апреля, до введения новых ограничений в странах ЕАЭС. Ожидаемо за этим всплеском последовал спад, так как часть покупателей реализовала отложенный спрос. А сейчас снова начинаем фиксировать прирост", — комментирует собеседник.
В частности, Кыргызстан был популярным направлением для реэкспорта автомобилей из Южной Кореи и Китая в Россию. До нововведений перевозчики экономили за счёт более низких таможенных пошлин на территории этой страны, сегодня у них такой возможности нет. Однако автопром из Республики Кореи до сих пор пользуется спросом среди россиян. Более того, потоки импорта, которые раньше транзитом проходили через Кыргызстан и другие страны ЕАЭС, теперь напрямую отправляются в порты Дальнего Востока. Отчасти этим и объясняется позитивная статистика Владивостокской таможни, рассказывает автоэксперт, специалист одной из сертификационных лабораторий Владивостока Денис Максименко.
"Несмотря на введённые санкции и ограничения транзита через страны Евразийского экономического союза до сих пор из Южной Кореи привозят достаточно много машин. До 1 апреля автомобили транзитом уходили через Россию в Кыргызстан, где их оформляли с уплатой более низких таможенных пошлин и потом завозили обратно в Российскую Федерацию. Сейчас ситуация поменялась — все эти машины снова проходят напрямую через Приморье", — комментирует эксперт.
И если ранее прогнозировалось, что ограничения приведут к существенному росту цен на автомобили из Южной Кореи, по факту для основных сегментов предложения прогнозы не подтвердились, отмечает Денис Максименко. "Это говорит о том, что деньги, сэкономленные за счёт более дешевого оформления машин в странах ЕАЭС, оставались у предпринимателей, которые занимались этими перевозками", — комментирует эксперт.
Также, по словам источников агентства, импортёры находят пути для обхода ограничений на экспорт в Россию автомобилей с объёмом двигателя больше двух литров.
"Используются страны-прокладки. Причем большое количество заказов на корейские автомобили поступают из Центральной России, где покупательная способность выше. Плюс многие дальневосточники всё равно предпочитают "японцев". И хотя на дорогах растёт количество корейских и китайских машин, приверженность японскому автопрому сохраняется в нашем регионе — считается, что он дешевле и проще в обслуживании", — рассказал другой импортёр.
"Европейцы" из Азии
Конечно, третий год санкций значительно изменил потребительские предпочтения. Ряд крупных компаний из других регионов переориентировали каналы поставок на Приморье. В том числе растёт спрос на автомобили европейских брендов из Южной Кореи и Японии.
Можно выделить европейские модели, сейчас спрос на них очень велик. Причем покупают абсолютно всё, от немного устаревших, но весьма комфортных "пассатов" B7 2012-2013 года, которые укладываются в доступные 800 тысяч рублей — и до очень популярных BMW 218i 2015-2017 года в пяти и семиместном исполнении, которые с двигателем 1,5 турбо можно взять по цене до 1-1,1 млн рублей.
Денис Максименко подчёркивает, что привезти "европейца" из Японии обходится дешевле, чем из Южной Кореи.
"Разница существенная. Например, БМВ Х5 из Японии может обойтись порядка 3 млн, а из Южной Кореи — 5 млн. Соответственно, правый руль перестаёт смущать покупателей, и количество таких машин в России растёт. Если раньше из Японии везли "мерседесы" и "фольксвагены" как единичные варианты, в настоящее время это достаточно серьёзные объёмы импорта. Выросла и средняя стоимость автомобиля", — комментирует Денис Максименко.
Сегодня главные опасения участников рынка связаны с фактором неопределённости и курсами валют, учитывая некоторые прогнозы о возможном ослаблении рубля этим летом. По словам собеседников агентства, рынок выработал механизмы и подходы, позволяющие ему функционировать даже в условиях высокой турбулентности. И выжили на нём сильнейшие.
Дмитрий Забора
Отдельно бы хотелось выделить 2 важных момента при покупке "европейца":
На ВАГах ("фольксвагенах" и "Ауди") на большинстве моделей с двигателем объемом 1.2-1.4 литра стоит "сухой" робот DQ200, они редко дохаживают до 130-150 тысяч км без ремонта/замены сцепления и мехатроника (а это расходы от 100 тысяч рублей). То есть до покупки авто с такой трансмиссией желательно найти профильный сервис у себя в городе, разобраться в ценах и нюансах владения. Потому что, получая такие машины с пробегом около сотни, уже часто замечаем неадекватное поведение робота, он пробуксовывает или слишком жёстко и с задумчивостью переключает передачи. В DQ200 для продления сроков эксплуатации желательно менять жидкость раз в 40-50 тысяч километров, а японцы, как правило, не меняют вообще.
Та же история и с моторным маслом. Европейские машины в Японии часто обслуживаются по стандартным регламентам с заменой масла в ДВС раз в 15-20 тысяч километров. Это очень много для городского режима, когда машина больше стоит в пробке, чем едет. И получается, что вроде пробег может быть еще не очень большой, а двигатель уже начинает "уставать", в нем чернющее масло, по звуку работает как дизель, на патрубках заметна "масляная шуба".
Поэтому при покупке "европейца" как никогда актуален совет покупать по возможности с минимальным пробегом.