Во Владивостоке в ЦСИ "Заря" прошла "Ночь музеев" (12+). В этом году арт-площадка выдвинула свою тему акции — "Связь. Территория. Память". Именно эти категории были представлены в работах художников и артистов. Как прошло арт-мероприятие в центре современного искусства "Заря" — в материале ИА.PrimaMedia.
В центре была открыта выставка приморских художников. Ее участниками стали Саша Бухарина, Яна Вэстн, Лиза и Николай Козловские, Кирилл Крючков, Влад Лукьянович (Шуба), Нован, Валерия Носовец, Милана Пестерева, Юля Утюгова, Виктор Хижняк, Михаил Чувакин, Глеб Шолохов-Беломестнов, Ира Tigerlover. Мастера неформального искусства размышляли о проблеме взаимодействия таких понятий, как территория, связь и память.
Плакаты Михаила Чувакина Fun is over напоминают наскальную живопись. Его символы отдаленно напоминают китайские иероглифы. К искусству Чувакин пришёл через многолетнюю работу в типографии. Постоянная вёрстка текстов стала основой для формирования его языка символов, лишённого смысловой нагрузки. Автор использует такие же техники, что и в печати — это гравировка и клише-форма.
Валерия Носовец знакомит аудиторию со своим внутренним миром: ее мысли переживания обрели физическую форму в виде картин, набросков и объектов. Художница пытается осмыслить роль человека в недружелюбной социальной среде. В 2019 году Валерия лежала в психиатрической больнице. Там она создала серию жанровых рисунков, отражающих ее душевное состояние и чувства, тесно связанные с этим местом, которое она называла "Зеленым домом". Работы представлены в серых тонах. Именно таким, как считает Валерия, является мир человека, убегающего от реальности.
В коллажах Яна Вэстн использует керамические плиточки и мозаику "сахарок", которой покрывались фасады зданий в советское время, тем самым создает образ "панелек". Художница сочетает коллажную аппликацию, деколлажные элементы и краску, смешивая различные изображения, техники и визуалируя сложные сплетения различных процессов жизни.
В работах Глеба Шолохова-Беломестнова есть отсылка к детским воспоминаниям, которые у него связаны с деревней и Приморским краем в целом. В картинах он показывает ту неловкость движений, постоянно преследовавшую автора в детстве.
Распространённые художественные практики Миланы Пестеревой — это рисование и вязание. Ручной труд помогает девушке почувствовать ход времени. В инсталляции были представлены настоящие артефакты недавно прошедшей в тайге свадьбы. Автор поднимает тему связи между разными предметами, которые относятся к одному и тому же событию или действию.
На картинах художник Валерий Гриковский изображает городские и природные ландшафты Дальнего Востока. В серии работ он размышляет над вопросом, можно ли зафиксировать время как категорию в графическом произведении. Помимо пейзажей, мастер выставил работы, выполненные в технике многослойной графики. В них он поднимает проблемы применения традиционных инструментов художника в цифровом будущем, оценки произведений современного искусства, существования золотой середины между digital art и аналоговым искусством.
Центр также представил цифровые работы магистрантов Digital Art. В них поднимают самые разные проблемы: память физическая и цифровая, фобии и тревоги на привычной территории, экологическое загрязнение, возможность бесконечной картинной галереи. В проекте принимали участие Виктория Баторова, Галина Бикбова, Екатерина Карасёва, Екатерина Мегидь, Яна Смит.
"Поломанные изображения означают непостоянство нашей памяти, а воспоминания остаются в голове, но они меркнут, и остаются какие-то отрывки. Мы стараемся ассоциировать их с какими-то материальными предметами, и как материальное рушится со временем, так же рушатся наши воспоминания. Поэтому здесь и представлены физические объекты в поломанном виде", — рассказа о своем видении одна из посетительниц выставки.
На уличной территории Фабрики резидент "Зари" Руслан Комадей представил публике перформанс, рассказывающий о его личной трагедии, случившейся в 2000 году — смерти родителей. На протяжении часа в белом одеянии он рассказывал обрывками о своем печальном случае, читал отходные речи, закапывал изображения родителей, а позже стал сам себя хоронить и "проваливаться в землю".
"Своим захоронением он символически закапывает те негативные воспоминания из прошлого в этом городе. Это история о памяти, территории и связи. Комадей прибыл на ту же территорию, но воспринимает ее уже совсем иначе", — прокомментировала директор ЦСИ Марина Кириллова.
Кроме того, автор призывал "избавиться от всех отцов, которые остались с нами". "Это освобождение от любых отцовских фигур, неважно, оказавших положительное или отрицательное воздействие, как знак того, что мы стали самостоятельны", — объяснил Руслан Комадей.
Помимо семейных мастер-классов по созданию миниатюрных инсталляций и журналов, гости могли поучаствовать в тренингах от профессиональной театральной мастерской "ТеатрПлюсОдин" (16+), на которых рассказывали, как соединять свое тело и внимание, настраивать коммуникацию с пространством и убирать сложности общения и самопроявления через игру. Зрителям показали авторскую версию сказки К. И. Чуковского "Муха-Цокотуха"(6+) в исполнении студентов театрального факультета ДВГИИ.
"Ночь музеев" завершилась диджей-сетами, исполнением музыкальных групп Mukuge, Grand Muff, "Братья Грязь" и "Море Солнца". Акция продлилась до 2 часов ночи.
Напомним, "Ночь музеев" — это всероссийская акция, во время которой культурные учреждения работают до самой поздней ночи. В Приморье мероприятие проходит традиционно каждый год в мае. В эту ночь выставочные экспозиции и программа мероприятий доступны для всех категорий и возрастов.