Как оказалось, в большинстве все участники опроса, несмотря на озвученные выше сюрпризы, остались довольны работой своих компаний в летний сезон.
- На летний сезон нам грех жаловаться. Несмотря на сокращение турпотока в Японию, наши клиенты свои планы в отношении отдыха реализовали почти по всем направлениям, - отметила директор компании Pacifictour Юлия Соловьева. - Мы охватили все творческие фестивали в Китае, кроме того, в рамках выступлений для участников фестивали была организована богатая экскурсионная программа. Дети, а таких было более 250 человек, достойно отдохнули в лагере "Золотая рыбка". Это полноценный лагерь с вожатыми , отрядами, где дети разбиты по возрастам. Приятно, что наш лагерь попал под губернаторскую программу и родителям, чьи дети отдыхали в "Золотой рыбке", была оформлена часть денежной суммы по социальному направлению.
Хорошие результаты компании в летний сезон подтвердил и генеральный директор East Navigator Александр Евдокимов, чья компания активно участвовала в проведении культурных мероприятий между Россией и Японией, а также организовывала маршруты для японских туристов по Приморью, дальневосточному региону и России.
Евгения Каминская, генеральный менеджер компании Raitex, считает, что снижение турпотока на местном направлении и в направлении Японии удалось поездками в другие регионы АТР:
- Конечно, ситуация с Фукусимой нам подпортила летний сезон. Большой отказ от путевок наблюдался из Хабаровского края. Когда паника улеглась, появились акулы. И все вернулось на круги своя. Люди стали звонить, интересоваться как вернуть путевки и оформить возврат денег. Был случай, когда приехавший на отдых житель Хабаровска развернулся прямо на перроне. Ситуацию сгладили индивидуальные туры: преимущественно наши клиенты выбирали Таиланд, Вьетнам и поездки по Европе. В итоге летний сезон завершили достойно.
С радиацией и акулами, повлиявшими на падение числа отдыхающих на приморском побережье, согласился и генеральный директор ООО "Хасанинтур" Евгений Багрецов:
- Падение началось уже в середине июля. По концу лета можно сказать, что оно достигло где-то 30%. Закрылся сезон с окончанием лета, хотя раньше мы его закрывали во второй декаде октября. И дело не только в Фукусиме и акулах, хотя эти морские хищницы тоже "подлили масла в огонь". На снижение турпотока повлияли и туроператоры из других регионов Дальнего Востока. В Магадане, Хабаровске, Якутии, на Сахалине туроператоры переориентировали своих клиентов на отдых на южно-китайском направлении. Там, видимо, часть прибыли оказалась выше.
Генеральный директор ООО "Пегас Владивосток" Сергей Шкленник поделился своими размышлениями по поводу летнего сезона:
- К уже упоминаемым Фукусиме и акулам коллеги забыли упомянуть цену внутренних услуг. Она сопоставима с ценами при выезде в Юго-Восточную Азию. Турист почти шесть часов добирается до Хасанской Ривьеры или до Ливадии - это время сопоставимо с временем полета в Паттайю. И пребывание на берегу Ливадии вполне сопоставимо с отдыхом в Паттайе. Так, число бортов из Хабаровского края в страны ЮВА увеличилось в разы. Это как раз те туристы, которые планировали отдых в Приморье, но из-за Фукусимы, акул и ценовой линейки предпочли Таиланд или Санью.Что касается перспектив, то у нас открыт новый маршрут - это Вьетнам. Ведем работу в направлении Малайзии. Летом наши направления были востребованы. Видимо сказывается еще менталитет: горожанин сэкономит на многом, но семью обязан вывезти на отдых - это работает. Мы не являемся компанией-однодневкой, не работаем за тридевять земель от региона, мы у всех на виду, и это добавляет дальневосточникам уверенности в выборе маршрутов.
Директор по маркетингу в ДФО компании "Пегас Туристик" Харун Туран, озвучивая перспективы дальнейшей работы компании в дальневосточном регионе, отметил, что из-за динамичности туризма строить долговременные прогнозы на перспективу - дело не благоприятное:
- Никто даже из крупных операторов не строит планы на несколько лет вперед, как это было раньше. Компания специализируется на выездном туризме, работаем с многими направлениями по всему миру. Заниматься въездным туризмом - этого пока в наших планах нет. Хотя условия для ввоза иностранцев в Россию у нас имеются - компания располагает своим авиапарком, в составе которого 14 самолетов, в том числе и дальнемагистральных. Я думаю, что это направление лучше оставить профессионалам.
А вот планы по открытию территорию уже начались. Если говорить о том же Вьетнаме, то на 2 ноября намечен первый рейс. Чартерная программа в этом направлении весьма насыщена - у нас ожидается порядка 5 - 7 бортов в месяц. Сейчас внимательно анализируем Малайзию, которая в ближайшем направлении, видимо, будет открыто для нашего дальневосточного туриста. Вероятно, сначала рейсы будут выполняться через Пхукет, а потом в зависимости от спроса будем наращивать мощности.
Во владивостокском офисе компании DBS Cruise Ferry, чей паром курсирует между Донгхэ и Сакиминато, отметили, что летний сезон встретили "во всеоружии":
- В середине мая паром встал на плановый ремонт, были произведены замена некоторых деталей и косметический ремонт в холлах, каютах и местах общего пользования. Летом, что касается пассажиропотока, билеты продавались в полном объеме. Ехали семьями, ехали самостоятельно, ехали от турфирм. В основном люди ехали в Корею - кто-то на пляжи Донгхэ, а кто-то предпочел экскурсионную программу в Сеул.
Стоит добавить, что в настоящее время Владивостокский туристический рынок уже переориентировался на зимние маршруты и работа в этом направлении ведется весьма активно.