Во Владивостоке в центре современного искусства "Заря" проходит выставка современного искусства "Минус музей"(18+), в которой была представлена инсталляция петербургского художника Валерия Гриковского. Свою работу автор собрал из множества артефактов приморской флоры и фауны, придав им иной контекст, сообщает PrimaMedia. В инсталляции художник показывает, как эти привычные приморцу объекты можно разглядеть под другим углом, создавая им альтернативный контекст и раскрывая между ними внутренние связи.
"Музей" делится на несколько стендов. В одном из них Гриковский представляет несуществующую систему иероглифов с помощью природных объектов и спекулирует на тему истории возникновения и развития письменности древних народов эпохи Бохайского царства. Для этого автор создал алфавиты луговых, лесных, прибрежных и островных жителей Приморья. Существуя в художественном поле, обычные ветки обретают новый контекст: теперь они представлены в виде иероглифической графемы. Далее приводится биохимическая теория возникновения письменности. Для изображения молекул веществ были использованы обычные веточки женьшеня.
Второй стенд посвящен истории о том, как в отряде приморских биологов возник культ Великой Мегайольдии как способ повышения качества донных проб. Главной его фигурой стала раковина двустворчатого моллюска Megavoldia. Культ пользовался большим успехом, когда работа шла на глубоководных станциях, где пробоотборник поднимал мало грунта с плохим качеством материала. Биологи придумали целый ритуал посвящения и даже молитву.
В другом стенде раскрывается тема происхождения сон-травы и ее влияния на коллективные галлюцинации жителей Владивостока. Раньше считалось, что такой цветок способен вызывать разные видения. В коллекции собраны "галлюцинации" жителей улицы Лазо в виде утопических архитектурных проектов Владивостока прошлого столетия. Например, художник описывает план строительства статуи Иисуса Христа на сопке Крестовая. Он визуализирует масштабы и архитектурные особенности монумента. Автор добавляет артефакты судов, которые не успели получить благословения Христа. Далее автор показывает местных жителей в процессе адаптации в среде в случае постройки 60-этажного "Золотого Небоскреба" на территории Спортивного рынка. Их эволюция определяется инвестициями в данный архитектурный проект.
Видимость созвездий на звездной карте неба над Владивостоком создают ветки с верёвочными сплетениями.
"Такими произведениями с веревочными сплетениями я показываю сетевой принцип цивилизации. Наш мир можно сравнить с огромной паутиной, в которой любые объекты связаны между собой, при этом образуя целую сеть. Артефакт окружен системой знаний. Искусство — это не объект, а связи, которые образует вокруг себя", — прокомментировал художник Валерий Гриковский.
На картинах Гриковский изображает городские и природные ландшафты Дальнего Востока. В серии работ он размышляет над вопросом, можно ли зафиксировать время как категорию в графическом произведении. Помимо пейзажей, мастер выставил объекты, выполненные в технике многослойной графики, тем самым создавая 3D-изображение. Его манере присущи минималистичная палитра и сложная композиция. В них поднимаются проблемы применения традиционных инструментов художника в цифровом будущем, оценки произведений современного искусства, существования золотой середины между digital art и аналоговым искусством.
Завершающим элементом выставки стал интерактивный объект в виде поплавочного буя. Заглянув во внутрь, зритель увидит графическое изображение Большого ГУМА в центре Владивостока. Данная инсталляция относится к такому направлению современного искусства, как Pinning Art, объединяющий в себе методы научного и художественного познания.
"Я пытаюсь через научный инструментарий придать новое качество произведению искусства. Для меня искусство — это, в первую очередь, интеллектуальный вид деятельности", — прокомментировал Гриковский.
В инсталляции превалируют морские артефакты. Они рассматривались не в отрыве друг от друга, а в тесной связи со всем остальным. Автор поднимает вопросы взаимоотношения научного и художественного миров, текстового сообщения и изображения, продемонстрировав множественность эмпирического знания. Он показал, насколько разными могут быть взгляды на одни и те же природные объекты. Художник применил методы дадаизма: используя уже готовые предметы, несмотря на заложенные в них функции, придавал им совсем другой смысл.