Законодательное собрание Приморья на июньском заседании рассмотрело пакет поправок, направленных на борьбу с иностранными агентами в органах власти и снижение внешнего вмешательства в региональные плебисциты. Теперь губернатора, если он будет признан иностранным агентом, лишат полномочий. Своих мандатов в случае наделения таким статусом будут лишаться и депутаты. Эти инициативы стали редким примером того, что в парламенте Приморья есть место для дискуссий, сообщает ИА PrimaMedia.
Поправки вносятся в связи с изменением федерального законодательства. Госдума приняла соответствующие изменения в мае.
Поправку в ст. 38 устава Приморского края представил вице-спикер ЗС, глава комитета по региональной политике, законности и международному сотрудничеству Джамбулат Текиев (ЕР). Он уточнил, что это законодательная инициатива группы депутатов. Устав дополняется новым основанием для досрочного сложения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ — приобретение статуса иностранного агента.
Аналогичная поправка, касающаяся прекращения полномочий парламентариев, вносится в закон о статусе депутата. Эту инициативу представил глава комитета ЗС по регламенту и депутатской этике Всеволод Романов (ЕР). В обоих случаях инициативы вызвали полемику.
Единогласной поддержки эти законопроекты не получили. Из 32-х присутствовавших депутатов "за" выступило 28 парламентариев. Еще четыре их не поддержали: два человека воздержались, два проголосовали "против". Взять на себя смелость публично задать вопросы и обозначить позицию решился, впрочем, только независимый депутат Геннадий Шульга.
"Губернатор — выборное лицо. То есть люди своим решением на выборах наделяют его властью, дают ему мандат, чтобы он управлял регионом. И только люди по истечении пяти лет его полномочий могут либо продлить этот мандат. Либо избрать другого человека", — заявил депутат. Он считает, что поправки должен рассматривать не региональный парламент, а Конституционный суд.
Представлявший инициативу Джамбулат Текиев на это вдруг упомянул дагестанскую трагедию с участием детей главы одного из районов.
"И, пожалуйста, что после этого, мы не должны называть их преступниками, если их народ выбрал? — поинтересовался он. — Мы говорим о приобретении статуса, после чего следует досрочное сложение полномочий. Считаю, что это совершенно правильно. Не место иноагентам во властных структурах". Депутат Шульга, в свою очередь, отметил, что глав районов выбирает не народ, а депутаты дум.
Представитель прокуратуры также поддержал позицию авторов инициативы: "Мы недавно принимали правки и запрещали наблюдателям, признанным иноагентами, участвовать на выборах. Поэтому это абсолютно логичное требование".
Во время обсуждения второго законопроекта — по лишению полномочий депутатов, которых признают иноагентами, — к полемике подключались другие статусные единороссы и даже коммунисты.
КПРФ единственный публичный критик инициативы упрекнул в поддержке закона на фоне того, что ее членов, по его мнению, лишают возможности политической борьбы на выборах через внесение в реестр иноагентов. В пример он привел столичного депутата, который держит голодовку из-за иноагентсткого статуса.
"На следующие выборы уже не надо искать политтехнологов, которые будут приезжать и снимать кандидатов. Коммунисту любому можно будет навесить ярлык иноагента, и все, давай до свиданья, никаких выборов", — заявил Геннадий Шульга, добавив, что он сторонник политической конкуренции и противник люстраций в любом виде.
В Заксобрание, напомним, депутат избрался по одномандатному округу от КПРФ и входил в депутатское объединение коммунистов. Но в 2022 году его и другого независимого депутата Леонида Васюкевича исключили из фракции КПРФ за демарш против СВО.
Руководитель фракции КПРФ Анатолий Долгачев в ответ обвинил бывшего коллегу по фракции в провокациях и объявил миссией закона борьбу с либералами, что соответствует, по его словам, духу КПРФ.
"КПРФ — государственная партия. И в 90-е занималась тем, что сражалась с либералами, которые пытались к Западу склонить внешнюю политику России. Сегодня не все либералы, к сожалению, разбежались из страны, когда страна находится в условиях санкций. Некоторые либералы, в том числе, пробираются в оппозиционные партии. Когда мы голосуем за данный законопроект, КПРФ выражает, в том числе, позицию против либералов, которые пытаются проникнуть в органы законодательной власти. Когда-нибудь дойдет черед и до некоторых либералов, которые где-то здесь окопались", — отрезал лидер приморской КПРФ.
Вице-спикер Заксобрания Приморья Сергей Кузьменко, председательствовавший на заседании, на этом закруглил выступления и призвал "полемизирующие стороны к терпимости".
"Возможность выговориться, устроить полемику уместна в стенах Законодательного собрания, — считает он. — Но более правильно и предметно это делать на заседаниях комитета, где данное решение формулируется. С другой стороны, в этом и состоит суть публичной власти, когда у всех сторон есть возможность высказать свою позицию, каким бы антиподом она нам ни казалась".
Законопроекты депутаты большинством голосов приняли в трех чтениях.
От иностранного вмешательства депутаты на заседании защитили также референдумы. В законе прописали запрет для сенаторов РФ, лиц включенных в реестр иностранных агентов, лиц, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации, быть наблюдателями на краевом и местном референдуме. Права осуществлять наблюдение за подготовкой и проведением референдума лишились также международные наблюдатели. Эти инициативы не вызвали такого интереса депутатов — их приняли без обсуждения.