Мастер-план Владивостока противоречит ранее утверждённым документам территориального планирования и никак не препятствует точечной застройке, а кроме того, он и вовсе не имеет юридического статуса. Городу нужен единый документ, определяющий градостроительную политику, — такие оценки прозвучали на встрече, посвящённой нормам градостроительства и архитектуры в дальневосточной столице. По итогам мероприятия участники решили создать "Общественный Градостроительный Совет", сообщает ИА PrimaMedia.
Встреча состоялась в библиотеке им. А. Чехова. С презентацией, посвящённой стратегии пространственного развития Владивостока, выступила член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член "Общества изучения Амурского края" Ирина Самойленко.
Одна из главных претензий эксперта заключается в том, что мастер-планы агломераций городов в настоящее время не являются документами территориального планирования и не имеют юридического статуса.
"Раньше это называлось просто — концепция генерального плана. Сейчас почему-то решили назвать мастер-планом", — комментирует Ирина Самойленко.
Мастер-план Владивостока, показатели в 2030-2050 гг. Фото: Скриншот
Согласно официальным источникам, мастер-план служит связующим звеном между документами городского развития территорий, генеральным планом и стратегией социально-экономического развития. Но если этот документ так важен, почему бы не узаконить его в Градостроительном кодексе, задаётся вопросом эксперт.
А вот модератор встречи, Павел Милкин, подбирает ещё более жёсткие формулировки. По его оценке, "мастерплан не имеет законодательного обоснования, подменяет понятие генерального плана, не являясь в своём наполнении даже частичной альтернативой. Точечная застройка превращается в комплексно-точечную (всё в интересах частных застройщиков), где нет места социальным объектам — детским садам, школам и поликлиникам.
"Кроме того, многие задают вопрос, почему информация мастер-плана, о котором столько говорят, до недавнего времени была строго конфиденциальна", — отмечает Ирина Самойленко.
Также, по её словам, в мастер-плане почему-то не учтены действующие границы Владивостокской агломерации. Надеждинский район он не учитывает, зато охватывает Большой Камень.
"Почему Большой Камень? Как объясняют разработчики, выбор территорий обусловлен часовой доступностью из центра Владивостока. То есть, по их расчётам, из центра города до Большого Камня можно доехать за час. Хотя даже без пробок дорога займёт намного больше", — рассказывает Ирина Самойленко.
Что касается исторического центра, в одной из предыдущих версий застройки от стадиона "Динамо" осталась беговая дорожка вокруг, а посередине появились волейбольные и баскетбольные площадки, раскиданные, по словам докладчицы, в хаотичном порядке. На территории между стадионом и известным фитнес-клубом вырос жилой дом со встроенным детским садом на 50 мест.
"В последней версии этой картинки нет вообще — её не обнародовали", — заметила докладчица.
Оранжевым выделены зоны развития застройки. Фото: Скриншот
Она подчеркнула, что "территория исторического центра крохотная и занимает чуть больше 3 процентов от всей территории города". В то же время в 1998 году были утверждены её границы, которые прошли по водоразделу бухты Золотой рог и включили Покровский парк, парк Минного городка и весь полуостров Шкота. При этом историческая застройка подразумевает зоны ОД12, где допускается строительство зданий предельной высотой 25 метров.
"То есть фактически вы можете строить всё, что хотите. Это нужно исправлять. Надо вносить изменения в генеральный план округа и правила землепользования и застройки с целью сохранения объектов культурного наследия", — считает Ирина Самойленко.
Подробно она остановилась на проекте рыбного рынка в районе Корабельной набережной, который уже получил разрешение на строительство: "Этот объект нас очень волнует. На встрече с главным архитектором Приморского края Антоном Глушковым я подошла к нему и спросила: "Вы получали наши письма?" На что он ответил: "Вы хотите отменить разрешение на строительство?"
Но именно отмены разрешения на строительство рыбного рынка сегодня добивается общественность. Противники проекта считают, что было бы гораздо разумнее разместить его в районе рыбного порта Владивостока — там и пространство для манёвров, и "запах рыбы".
Была затронута так же тема уплотнительной застройки, которая укладывается в концепцию 15-минутного города, — это когда всё необходимое от офиса и детского сада до магазинов и парикмахерских находится на расстоянии 15 минут. Ирина Самойленко негативно расценивает такой подход и считает, что он усугубит транспортные проблемы в городе.
Проект ВКАД, по её мнению, тоже нуждается в корректировках. Разработчики предлагают строительство моста от ул. Казанской на остров Елены, второго моста через Золотой Рог — от Эгершельда до Чуркина (ул. Калинина). По мнению эксперта, мост через остров Елены следует исключить из этой схемы в пользу высоководного моста или туннеля от Эгершельда до Чуркина.
Затронула она и тему города спутника Владивостока. По словам докладчицы, этот город должен стать одним из районов Владивостокской городской агломерации, а не самостоятельной единицей — только так сохранятся имиджевые стимулы для привлечения новых объектов на территорию.
Развитие туристической инфраструктуры. Фото: Скриншот
В то же время мастер-план не ограничивается презентацией. Как ранее поясняли в администрации Владивостока, это несколько достаточно увесистых томов, каждый из которых включает определённый раздел жизни города и обеспечивает связанность всех заложенных в презентацию задач. После утверждения документа следующие шаги — это внедрение мастер-плана, привлечение бюджетов разных уровней и работа со всеми заинтересованными сторонами.
Ранее большое количество экспертов высказались в пользу такого подхода к градостроительству. Они отмечали, что разработка мастер-планов развития городов Дальнего Востока — федеральная инициатива.
А по словам советника главы дальневосточной столицы, члена Союза Архитекторов России и градостроительного совета Владивостока Кирилла Солгалова, мастер-план — это прежде всего "про федеральные деньги". У каждого проекта прописаны финансовые показатели, рассчитана эффективность тех или иных решений с точки зрения вложения федеральных средств и финансовой отдачи от их реализации.
Так, по данным ВЭБ.рф, благоустройство набережной Амурского залива до 2024-2029 года обойдётся в 4 млрд рублей. Развитие инфраструктуры электротранспорта потребует 8,7 млрд рублей инвестиций до 2025-2030 гг.
Благоустройство городских территорий. Фото: Скриншот
На сайте "25 городов" (6+) можно увидеть объём инвестиций при реализации таких проектов, как строительство улично-дорожной сети в микрорайоне "Патрокл" (первый пусковой комплекс, 0,344 млрд рублей), строительство транспортной развязки в районе "Зеленый угол" (0,297 млрд рублей) и других.
Тем не менее, вопросы, обозначенные Ириной Самойленко, остаются открытыми. Эксперт подчеркивает необходимость целостного подхода к градостроительству во избежание противоречий и злоупотреблений. "Нам нужен единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования", — акцентирует она.
По итогам мероприятия участники решили создать "Общественный Градостроительный Совет", который будет отстаивать интересы жителей Владивостока в вопросах градостроительной политики. Основными его задачами станут общественный контроль за принимаемыми решениями в сфере градостроительства и недопущение точечной застройки.