Необычную лекцию (16+) в три блока о "любви" в природе провели молодые сотрудники Приморского океанариума, приурочив ее ко Дню семьи, любви и верности. Слушатели узнали о видах паразитов и уровне их привязанности к носителю, о том, как по разному в мире млекопитающих устроен институт семьи, и какие гормоны людей отвечают за любовь и верность, сообщает ИА PrimaMedia.
Открыла лекция студентка 3 курса ДВФУ по биологической специальности и по совместительству сотрудник океанариума Елена Никитина. В своем блоке девушка рассказала о паразитах, как явлении в целом, и измерила представителей этого семейства по уровню "верности" своим хозяевам.
Посетители узнали о том, что паразиты бывают внутренние и внешние (эндопаразиты и экзопаразиты), что хозяева делятся на промежуточных и окончательных (все зависит от зрелости самого паразита). Лектор также рассказала, какие из них максимально привязаны к хозяину, а какие самые "неверные", пояснив особенности жизненных циклов каждого из них.
К примеру, человеческую аскариду, дизентерийную амебу и острицу Елена отнесла к сильно привязанным. Таежный клещ, легочная двуустка, печеночная двуустка и ремнец обыкновенные оказались самыми неверными. А вот бычий цепень, токсоплазма и свиной цепень расположились между ними.
Завершилось выступление рекомендациями по профилактике появления подобных подселенцев в теле человека.
"В первую очередь необходимо тщательно мыть руки. Анализ жизненных циклов паразитов свидетельствует о том, что грязные руки чаще всего приводят к разным паразитарным инвазиям. Мыть овощи и фрукты тоже необходимо, так как многие черви развиваются в земле и с ее частичками попадают в организм. Важно также термически обрабатывать мясо и рыбу. Если говорить о свежевыловленной рыбе, перед ее употреблением в пищу необходимо ее заморозить", — рассказала лектор.
Еще одним спикером стал Павел Бондарев, старший специалист Приморского океанариума. Он выступил с лекцией о видах союзов разных представителей фауны. Слушатели узнали, что помимо банальной моногамии (союз с одним партером), например, как у пингвинов, и полигамии (союзы с множеством партнеров) у львов, есть огромное множество других шаблонов семьи.
В природе существует также полигиния — грубо говоря многоженство, полиандрия — многомужество и промискуитет — беспорядочные связи с разными партнерами, как у мужских, так и у женских особей. Также Павел рассказал о том, почему человеческое общество выбрало полигамию. Оказалось, все дело в ограниченных ресурсах, уменьшении вероятности спаривания с близкими родственниками и трудоемкости процесса выращивания потомства. Подводя итог, лектор сделал заключение о том, что люди как моногамны (в силу относительно низкого тестостерона и высокого окситоцина и вазопрессина), так и полигамны (в силу необходимости биологического разнообразия и отсутствия закрепленной нормы о моногамии).
Завершила лекцию Мария Машурова, студентка 5 курса специальности "Медицинская биохимия". В своем блоке она рассказала о биохимии любви — то есть, о гормонах, отвечающих за формирование различных привязанностей, в том числе, отвечающих за потенциальное создание семейных уз. Речь шла об окситоцине — гормоне, формирующем привязанность матери к ребенку, а также социальную память, дофамине — гормоне, отвечающем за получение удовольствия после взаимодействия с объектом любви, и эндорфине — гормоне хорошего настроения.
Все эти гормоны, по словам спикера, влияют на нашу привязанность к конкретному "объекту" и образование ячейки общества с ним. Однако человечество по-прежнему не может объяснить любовь исключительно биологией. Если бы гормоны объясняли все, то тогда человечество давно бы пришло к единой форме организации половых отношений, а индустрия красоты была бы направлена исключительно на мужчин, ведь это им нужно бороться за женщин так же, как самцам за самок в дикой природе.
"Эта лекция является частью научного лектория "42". Наш лекторий направлен на то, чтобы разносторонне взглянуть на некоторые моменты. Именно на тему любви ближайшая лекция у нас будет в сентябре. В большей степени мы расскажем личные истории студентов, которые задействованы в науке, но и углубление в научные темы тоже планируется", — отметила в завершение лекции Мария Машурова.