Образование находится в сфере особого внимания городских властей. За то, кто и как обеспечивает лучшие школьные годы детей Владивостока, кто и как на этом зарабатывает, а также за другие острые вопросы приходится держать ответ перед родителями, обществом и государством. Первый заместитель главы администрации Владивостока Сергей Дмитриенко на встрече с журналистами рассказал, как идет подготовка к новому учебному году, какие успехи продемонстрировали выпускники в этом году, как хантят учителей, чему будут учить и как готовить к будущей профессии наших школьников. Особое внимание участники беседы уделили материальной составляющей подготовки городских школ и проблемам организации питания. Подробности интервью — в материале ИА PrimaMedia.
— Сергей Михайлович, сколько в этом году учеников пойдет в школу? И сколько из них первоклашек?
— Запись первоклассников еще продолжается. В этом году ждем чуть больше 4 тысяч первоклашек. Они практически уже распределились, хотя некоторые родители еще доходят с заявлениями. Обязательный период приема уже прошел — до 1 июля мы записывали учеников по месту прописки. Сейчас в самом разгаре период, когда идут те родители, которые хотели бы устроить детей в школу не по месту прописки. По прошлому году, например, и в августе приходили, особенно те, кто только вспомнил, что надо записать ребенка в школу. А в целом у нас — больше 60 тысяч школьников.
— Несколько лет подряд были сложности с записью в первый класс в районе Снеговой Пади, там даже очереди выстраивались по ночам, люди номер очереди на руках писали. В этом году не было таких проблем?
— Такого уже в прошлом году не было. Работает электронная запись, не обязательно идти в школу, достаточно на Госуслугах (6+) подать заявление. И детей, которых записывают в школу по месту прописки, мы обязаны принять, у нас нет вариантов для отказа.
Заявления по детям, которых хотят устроить не по месту прописки, мы рассматриваем по возможности, в зависимости от наполняемости классов.
Сергей Дмитриенко. предоставлено пресс-службой мэрии Владивостока
— Есть ли школы, в которых классы действительно "забиты под завязку" и, может быть, даже чуть больше, чем хотелось бы?
— Школы в районах Снеговая Падь, Зеленого угла, где нет своей школы. Мы понимаем, что Зеленый угол — это новый район, где инфраструктура не была своевременно обеспечена.
В Снеговой Пади проживает много молодых семей с детьми, соответственно, существует высокая нагрузка на социальную инфраструктуру. Мы планируем строительство школ и детских садов в этом районе. Заказываем проектно-сметную документацию, чтобы начать поиск средств на строительство.
В районе Изумрудного концессионер уже разрабатывает проектную документацию.
— А как обстоят дела с укомплектованностью педагогическим составом? В новых районах учителей хватает?
— Мы стараемся нагрузку распределять.
Если честно, учителей не хватает практически во всей стране, может, за исключением Москвы. Другое дело, какие усилия каждый из муниципалитетов предпринимает для того, чтобы решить эту проблему.
Мы очень активны на рынке труда. В этом году более 50 целевиков приступят к обучению в вузах. Это те ребята, которые точно должны вернуться работать в школу. У них есть обязательство три года отработать. Мы надеемся, что и спустя этот срок многие все-же останутся. Мы эту работу ведем с прошлого года. Тогда в рамках этой программы поступили 34 целевика. До этого такой практики во Владивостоке просто не было. Специально для них мы сделали стипендию, потому что это условие целевого набора. К нам целевики поступали из других муниципалитетов, это один из показателей успеха.
Начальник управления по работе с образовательными учреждениями города Максим Кильчевский о кадровом голоде и мотивации педагогов
Также к нам приезжают учителя из других регионов, это тоже наша целенаправленная политика. Мы специально вернули дом на Нестерово, 5 под жилье для учителей. Константин Владимирович поставил такую задачу. Плюс поддержка Олега Николаевича (Кожемяко — прим. ред.) — новые квартиры для 27 учителей выделили в доме напротив бухты Золотой рог. Все это мы делаем, чтобы обеспечить учителями наши школы и детские сады воспитателями, младшим персоналом.
— Это городская программа "Учитель для Владивостока", если я правильно понимаю? А вы довольны ее результатами?
— Нет. Пока мы не обеспечим полностью комплектование, я буду недоволен результатами. Но то, что мы движемся в нужном направлении и с необходимой динамикой, это я вижу. В прошлом учебном году к нам из других регионов приехали 16 учителей, в этом — 8. Мы привозим сюда кадры.
— Сейчас во многих школах Владивостока идет ремонт, стадионы или пищеблоки ремонтируются, где-то идёт капитальный ремонт, а где-то текущий. Все ли успеют завершить к началу нового учебного года?
— Это целевая задача. Мы понимаем, что не везде подрядчики вовремя справляются, но это штучные объекты. На них чуть ли не каждый день с контролем кто-нибудь ездит от администрации, в том числе и я. У нас общественные наблюдатели активно контролируют объекты, с поездками, с фотоотчетами, с претензиями к нам: "что мы не так придумали". И это нормальная история, они дают обратную связь. Я вам больше скажу, в лицее №3 сами родители контролируют подрядчика. И это правильно. На особо сложных объектах работает еще стройконтроль, отдельно нанятый, потому что для подписания акта выполненных работ нужно быть уверенным в результате.
Такой опыт, когда подрядчику не подписывался и не оплачивался акт приемки работ, есть по разным школам. Два года назад мы так и не подписали прием работ по школе №28, когда подрядчик с нарушением исполнил контракт — самостоятельно принял решение, что толщина металла может быть меньше, чем указано в проектной документации. Из-за этого ведь срок службы кровли существенно сокращается. Поэтому такую работу мы оплачивать не стали. Суд поддержал нашу позицию.
Пришкольный ФОК построен по проекту "50 модульных спортивных залов в школах ДФО"
— Можно подробнее о подготовке школ к этому году, сколько в цифрах в этом году обновляется пищеблоков в школах? На каком этапе сейчас находится подготовка?
— Из того, что сейчас ремонтируется: в школе № 80 ремонтируется пищеблок, в лицее №3 пищеблок полностью восстанавливается (фактически с нуля), в 79-й школе тоже идет ремонт. Это мы говорим о капитальном ремонте. Сам выезжаю на объекты, смотрю, считаю, фиксирую количество рабочих, ругаюсь из-за их отсутствия в надлежащем количестве. Помимо того, у нас же есть и текущий мелкий ремонт, который идет практически во всех школах. Тут сложно собрать статистику. Где-то плитку уложили, где-то подкрасили. Это делается при подготовке школы к началу учебного года.
В прошлом году тоже были обновления.
Мы же подходим достаточно прагматично. Изначально установка с 2021 года была простая — не разбрасываемся деньгами. Константин Владимирович (Шестаков — прим. ред.) поддержал нашу логику, мы делаем сначала контур школы, то есть крышу и фасад. Утепляемся, чтобы не текла вода, потому что внутренние ремонты при наличии протечек крыши — это бессмысленная работа в никуда, пустая трата денег.
С крышами мы почти справились. Осталось лишь несколько объектов, которые надо еще будет доделать в следующем году.
Но работу по ремонту школ и детсадов мы будем продолжать всегда. Ведь учреждения образования по большому счету работает круглый год и подвержены естественному износу. Сейчас мы формируем пакет документов для 2026-го года. На 2025-й год у нас есть подтверждение по нескольким объектам.
— То есть нет такой даты, по достижении которой можно будет сказать, что все школы в идеальном состоянии?
— Если бы у нас было четыре школы, как у некоторых муниципалитетов, я бы точно сказал, что в такую-то дату все будет идеально. У нас 75 школ, пока делаем в одних школах, в других что-то устаревает. У той же кровли все равно есть свой срок службы.
— Можете рассказать, как устроена система оценки учащимися и их родителями школьного питания? Меня интересует сама система, как контроль родительский устроен, что учитывается, как обрабатываются эти запросы, что идёт в работу?
— Если сказать честно, то учесть мнение каждой из 60 тысяч семей вряд ли возможно. Поэтому в каждой школе, традиционно, ещё с советского времени, есть родительский комитет, с которым взаимодействует руководство школы.
В части питания обязательно должна быть отдельная комиссия, которая ходит в столовую и пробует.
У каждого ребенка есть свои предпочтения и представления о питании. Он может быть приучен к каким-то определенным продуктам, что-то не ест. Из этого может сложиться негатив с обобщенным представлением: "ой, все плохо". Не все так плохо! Вот давайте родители проверят, каково школьное питание на вкус. Когда начали проверять, мы сразу увидели снижение напряженности. Мама сходила, попробовала, написала в чат: "Все нормально".
Ну, или не все нормально, тогда пошли переделывать — тоже вариант. Но это та связь, которая должна быть оперативной.
— Сколько в этом учебном году выделяется на питание ребенка в школе?
— В общем объеме — 440 миллионов рублей.
— Как насчет доступности горячего питания для учащихся вне зависимости от материальных возможностей семей? Возможна ли такая ситуация, когда кому-то положены только булочка и компот, в то время как у других детей полноценный комплексный обед?
— Мы заказываем комплекс сразу на всех детей. Если у нас в первую смену идут на обед 10 классов в начальной школе, то они все 10 получают одни и те же блюда. По-прежнему — бесплатные. Это поручение президента.
Если ребёнок захотел из этого класса или из какого-то другого, со старшей школы, купить себе что-то ещё, мы же это не сможем отрегулировать. Никто этого не запрещает.
Мы специально заключили сейчас контракт с Новосибирским институтом на разработку типового меню для питания и школьников, и воспитанников детского сада. Это меню мы возьмем в основу контракта.
— Могут быть варианты одного и того же обеда? Допустим, ребёнок не любит гречку или макароны, есть ли выбор?
— Этот выбор сразу заложен в контракте, у нас должно быть два варианта меню.
— А если есть особые потребности в питании, обусловленные здоровьем ребенка? Его аллергической восприимчивостью или диетическими потребностями? Что тогда делать?
— Об этом школу должен предупредить родитель. Тогда столовая решает, как можно разработать меню с учетом аллергенов и прочего.
У нас есть обязательство, в соответствии с которым здоровье ребенка не должно страдать.
Бывают запросы от тревожных родителей: "Не хочу, чтобы мой ребенок творог ел". Не хочу и запрещено — это разные истории.
— В начальной школе ученики бесплатно питаются, а дальше — средняя и старшая школы. Льготные категории такие же остаются?
— Остаются прежние категории: дети из многодетных семей, из семей с низким достатком, дети участников СВО. Мы одни из первых в стране, кто ввел такую меру поддержки, как питание для детей участников СВО.
— Этой весной Арбитражный суд Приморья признал недействительными результаты совместного конкурса и недействительными контракты ряда компаний, обеспечивающих детское питание, со 120 детсадами Владивостока. По мнению прокуратуры края и Приморского УФАС, для получения контрактов эти компании вошли в картельный сговор. Кто будет организовывать питание в школах города? Насколько велика вероятность, что участники картельного сговора будут контролировать еще и рынок школьного питания?
— За компании ответить не могу. Я могу ответить за процесс организации закупки. Процесс организации закупки определен постановлением Правительства Российской Федерации. Где прописаны критерии, которые мы можем применять к проведению конкурса. Мы могли пойти по процедуре аукциона, где нет таких критериев, там участники предлагают снижение стоимости питания детей, за которую они готовы исполнить контракт.
Но если мы пойдем путем аукциона, очень велики риски того, что мы получим неизвестного подрядчика с неизвестным качеством питания. Я, правда, внутренне не готов рискнуть и подставить наших детей. И у нас остается только одна процедура — конкурс.
А на конкурс допускаются компании, исходя из опыта обслуживания аналогичных контрактов, не обязательно из Владивостока. Более того, было несколько компаний, которые приезжали, предварительно проговорили, что им интересно поработать здесь. Они ждут объявления конкурса.
Условия конкурса все получат в одно время, когда мы их опубликуем, учитывая, что конкурсов будет примерно 15. Мы разбили школы по лотам для того, чтобы была понятна экономика. Чтобы у нас не получилось, что кто-то забрал все большие школы, а все маленькие остались без исполнителя, потому что для бизнеса не так целесообразно браться за малые объемы контракта. Мы объединили конкурсы. Есть компании, которые готовы зайти и конкурировать по цене, но с наличием опыта, как это прописано в постановлении Правительства Российской Федерации. Это не мы придумали, мы действуем на основании нормативных актов.
— Интересно, кто отвечает за работу сотрудников столовой? Это чья зона ответственности все-таки? Компании или школы, а значит, администрации города?
— Юридически ответственность несут компании. Они обязаны оказать услуги в соответствии с требованиями законодательства, в том числе санитарными нормами.
Фактически эту задачу контролирует руководство школы. Это закреплённый человек, который контролирует ситуацию с тем, чтобы в случае выявления несоответствия оформленные претензии были выставлены компании. Школа, как заказчик, обязана это делать. Если ты получаешь конечный продукт, ты должен его качественно получить. Иначе за что деньги платишь? Вот за этим должна следить школа.
А компания-подрядчик отвечает за своих сотрудников, если они чему-то не соответствуют, то эту проблему решает подрядчик: идет и переделывает, меняет людей, учит их работать, следит за санкциями и прививками.
Если, например, санитарные книжки не будут предъявлены школе, значит, человек в школу не пройдет. Других вариантов нет.
— Закупается ли в этом году новое учебное оборудование в школы? Какое это оборудование?
— Покупаем учебное оборудование. С этого года совместно с МГУ им. Невельского мы стартуем с новым проектом для девяти школ: встраиваем в учебную программу средней школы обучение основам работы с беспилотниками, в первую очередь в части конструирования, понимания механики, программирования, ну и, конечно, управление БПЛА.
Это достаточно большой проект для нас. По нашим оценкам, где-то четыре тысячи детей будут обучаться. Уже закупили оборудование, учителя прошли подготовку. Раньше был проект по робототехнике, он показал неплохие результаты.
Сергей Дмитриенко. Анастасия Котлярова, vlc.ru
— Можно сказать, что это массовый проект?
— Мы изначально ставили себе задачу, что делаем проекты, которые можно применять на больших системах. Именно поэтому девять школ. Так было и с робототехникой, и с шахматами. Перед запуском проекта по БПЛА мы спросили учителей и школы, кто готов этим заняться, у кого есть внутреннее желание. Только в этом случае учитель будет вкладываться в свой предмет, а ученик с удовольствием его изучать.
— Выпускники рассказывают, что в последние 2-3 года были образованы профильные классы. Какие новые профильные классы планируете открыть? Может, математические?
— В соответствии с ФГОСом (федеральный государственный образовательный стандарт — прим. ред.), у нас вся старшая школа, это 10-11 классы, должна иметь свой профиль. Он может быть универсальным, социально-экономическим, гуманитарным, технологическим, естественнонаучным. Один из пяти профилей должен быть. Решением этой задачи занимается вся страна в рамках организации образовательного процесса, в том числе и мы. Помимо организации профильных классов, мы организуем классы с предприятиями. Понимаем, что ребята больше увлекутся чем-то, если увидят качественный пример в ходе элементарной школьной практики. На сегодняшний день есть уникальные классы, которые связаны с органами власти. Например, класс казначейства, это усиленная математика и технологии, ведь казначейство сегодня тесно связано с ИТ, переработкой больших объемов информации. Есть класс "Первых", созданный вместе с "Движением Первых", — это про воспитание, про подготовку учителей, воспитателей, лидеров. Сейчас работаем над тем, чтобы запустить класс "Больше, чем путешествия" — это федеральный проект, по поручению президента, с упором на туризм. Его ученики будут путешествовать по стране.
— Пару лет назад у наших выпускников были сложности с математикой и сложно сдавали ЕГЭ по этому предмету. Были проблемы. Поэтому создавались классы специализированные, учителя проходили постоянные тренинги, чтобы эту проблему решить. В этом году наши выпускники подтянулись по итогам ЕГЭ по математике, балл стал ощутимо выше. Вы на этом остановитесь или работа продолжится?
— Идеального состояния не существует, всегда можно что-то улучшить. По результатам ЕГЭ профильная математика, базовый предмет для поступления в институт, подросла на восемь с половиной баллов. Мне кажется, это хороший показатель. У нас и базовая математика подросла. Будем двигаться в этом направлении и дальше.
Средний балл ЕГЭ во Владивостоке значительно вырос, а количество стобалльников превысило показатели прошлых лет
— Сейчас немного осталось не огороженных школ. Как продолжается работа по безопасности? Что еще делается в этом смысле?
— Закрываем внешний периметр. Это требование безопасности в соответствии со сложившимся временем. Вряд ли мы хотим последствий от неконтролируемого прохода. В нынешних условиях давайте детьми рисковать не будем. Обойти школу — пять минут времени. Там, где будет возможность, мы постараемся перенести заборы, освободив место для проходов.
— Последний вопрос. Будет ли 1 сентября организован праздник?
— Да, планируем. Празднование Дня знаний уже стало доброй традицией для Владивостока, поэтому мы приложим все усилия для его организации.