Наверное, у каждого человека возникала жизненная ситуация, которая могла разрешиться только с привлечением соответствующих органов власти: в краевой больнице нет оборудования, необходимого для проведения сложной диагностики, в доме культуры давно не проводился текущий ремонт, дорога, по которой ездишь ежедневно, из-за дождей в ямах, во дворе не хватает спортивной или игровой площадки для отдыха детей.
С любой из этих ситуаций возможно справиться, если есть деньги. Бюджетные деньги.
Но что делать, если до вас как будто бы никому нет дела? Местные власти словно не замечают проблемы, управляющая компания занимается отписками, сотрудники бюджетных учреждений на все вопросы разводят руками — это не их полномочия, а краевое правительство кажется недосягаемым неприступным форпостом. Проблема не будет решена никогда?
Это не так: в Приморском крае существует интересный формат работы с населением — общественные обсуждения по вопросам формирования и исполнения краевого бюджета. Они проводятся правительством региона дважды в год: в мае — по годовому отчету об исполнении бюджета за предшествующий год, в октябре — по проекту бюджета на будущий год и двухлетний плановый период.
Зачем правительство Приморского края проводит общественные обсуждения? Кому это нужно? Кто может на них попасть и каким образом? Какие вопросы можно решить в рамках этого процесса? Обо всем подробнее в этой статье.
Уже три года подряд, начиная с 2021 года, в здании правительства Приморья традиционно в октябре (за несколько недель до внесения проекта краевого бюджета в Законодательное Собрание Приморского края) руководством региона проводятся общественные обсуждения по вопросам распределения краевых бюджетных средств на очередной финансовый год и плановый период.
Формат проведения мероприятия следующий: правительство Приморья объявляет сроки и время проведения общественных обсуждений (обычно по проекту краевого бюджета они проходят от пяти до семи дней), а также расписание, в какой день какое из направлений будет обсуждаться.
В указанные даты любой гражданин может беспрепятственно попасть на мероприятие и лично задать вопрос губернатору Приморского края или председателю правительства Приморья.
Для тех, кто проживает достаточно далеко для очного присутствия, организуются студии в муниципалитетах (в школах, домах культуры, местных администрациях) с прямым онлайн-подключением к мероприятию по видеосвязи.
Кроме того, в последний год также велась прямая трансляция мероприятия в социальных сетях руководства региона и телеканала "Общественное телевидение Приморья".
С такой масштабной организацией неизбежно возникает вопрос — как быть услышанным, ведь пары часов определенно не хватит для того, например, чтобы обсудить все наболевшие проблемы в сфере здравоохранения, благоустройства или социальной защиты граждан.
Для этого разработана следующая схема: все вопросы, которые не успели задать в ходе проведения мероприятия, граждане могут направить в министерство финансов Приморского края электронно или передать бумажные копии.
Все вопросы, озвученные в ходе проведения мероприятия или оставленные в социальных сетях жителями под публикациями и прямыми эфирами собираются и обобщаются в протокол, который позже публикуют на портале управления общественными финансами, который ведет Минфин Приморья. В этом документе возможно и сразу найти итоги рассмотрения вопросов (публикуются ответы на каждый вопрос, ни один не остается без внимания), и посмотреть, какие поручения и решения приняты руководством региона.
Важно отметить, что этот формат взаимодействия с населением — действительно рабочий. Если в 2021 году в обсуждениях проекта бюджета 2022-2024 приняли участие почти 39,9 тысяч человек, в 2022 году количество граждан выросло до 69,8 тысяч (+75,2% к 2021 году). В 2023 году эта цифра составила более 120 тысяч граждан (+72,0% к 2022 году).
В 2023 году по итогам обсуждения краевого бюджета на 2024 год и плановый период были рассмотрены 398 вопросов (+57,3% к количеству прошлого года), заданные за 5 дней проведения общественных обсуждений, из них очно были заданы 250 вопросов, в социальных сетях — 148 вопросов.
По итогам проведения мероприятия правительством Приморского края были дополнительно распределены более 8,4 млрд рублей на нужды, озвученные гражданами.
О результатах исполнения поручений, зафиксированных в протоколе проведения мероприятия, можно узнать из отчета, публикуемого краевым Минфином в декабре года проведения очередных общественных обсуждений.
Такая практика является очень интересным и эффективным способом взаимодействия с населением. Об эффективности реализации общественных обсуждений говорит и рост количества участников мероприятия, и увеличение количества поступающих вопросов, и расширение форматов взаимодействия в рамках мероприятия (вопросы в письменной форме, очное участие, прямые эфиры, видео-трансляции из студий муниципальных образований), и количество бюджетных средств, распределяемое по итогам мероприятия.
Кроме того, для проведения слушаний, правительством совместно с министерством финансов Приморья разрабатываются брошюры с основными бюджетными показателями, которые размещаются в сети Интернет в открытом доступе и выдаются на руки присутствующим очно гражданам. Так люди в доступной форме могут получить ответы, куда идут деньги, и сделать свои выводы.
Политика доступности информации о формировании и исполнении бюджета в регионе курируется на высшем уровне.
Возможно, это является одной из причин, почему Приморский край уже второй год подряд занимает первое место в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных. Данный рейтинг ежегодно составляется ФГБУ "Научно-исследовательский Финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации" (НИФИ).
Кроме того, в соответствии с информацией, размещенной на портале НИФИ, практика Приморского края по проведению общественных обсуждений начиная с 2021 года ежегодно включается в библиотеку лучших практик России по открытости бюджетных данных.
В 2021 году практика Приморья попала в каталог впервые за проведение общественных обсуждений проекта бюджета по десяти отраслям, размещение в открытом доступе материалов обсуждений, включая видео, и проработку конкретных решений.
В 2022 году Приморский край дважды вошел в лучшую практику в части инновационных мер и механизмов, направленных на обеспечение открытости бюджетных данных и вовлечение граждан в процессы бюджетного планирования и контроля. Во-первых, за организацию и проведение общественных обсуждений по проекту бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в виде цикла мероприятий, где в качестве информационного сопровождения мероприятий использовались брошюры "Бюджет для граждан" отраслевой направленности. По результатам общественных обсуждений 2023-2025 были приняты решения о включении в проект бюджета ассигнований на сумму порядка 6 млрд рублей на нужды, заявленные гражданами в ходе общественных обсуждений;
Во-вторых, за подготовку и размещение в открытом доступе отчета о результатах общественных обсуждений по проекту бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
В 2023 году Приморский край также вошел в каталог лучших практик за рост охвата граждан мероприятием и увеличение суммы краевых средств на нужды, озвученные гражданами в ходе общественных обсуждений.
Учитывая всю представленную информацию, можно сделать вывод о том, что на федеральном уровне формат проведения общественных обсуждений в Приморье также признают эффективным и достойным для тиражирования другими регионами.
Подытоживая: взаимодействовать с органами власти по наболевшим вопросам можно и нужно. Для этого в Приморье есть множество рабочих форматов, одним из которых и являются общественные обсуждения по вопросам формирования и исполнения краевого бюджета.