В Приморье жители села Смоляниново уже несколько дней остаются без воды из-за аварии
16:30
Почему телеканал "КИНОТВ" изменил свой визуальный язык, объяснил генпродюсер Сергей Катышев
16:24
В Приморье осудили двух экс-полицейских, чья халатность привела к смертельному ДТП
16:13
Говяжий отруб без кости: чем и за сколько кормят пациентов в Приморье
15:54
Депутаты Приморского края приняли закон о семейных предприятиях
15:43
День ЗАГСа: снижение рождаемости, брак на дне океана, развод онлайн и "нет" на церемонии
15:26
Во Владивосток отправились 30 пассажирских автобусов от Минского автозавода
15:14
Одна пила для десятка задач: выбираем цепную мини пилу для дачи
14:00
"Росгосстрах" готов принимать заявления после ЧП на руднике "2-й Советский" в Приморском крае
13:40
В Приморье суд запретил перевозки на катере из-за нарушений безопасности
13:33
Сбер поднял ставку по СберВкладу и накопительному счету
13:20
Изменит жизнь владельцев собак: новый закон приняли в Приморье в трёх чтениях
13:14
Во Владивостоке изъяли 40 елей с нелегального базара
13:07
Приморье вошло в число регионов-лидеров Домклик по объему выданной ипотеки в 2024 году
13:04
Холодный фронт: Приморье готовится к морозным выходным и усилению ветра
13:01

Опасный транзит: во сколько обходятся бизнесу санкции на автомобили из Японии

О рисках и ценах на авторынке в современных условиях рассказали эксперты
7 августа, 09:28 Общество
Тематическое фото ИА PrimaMedia
Тематическое фото
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Спрос на санкционные автомобили из Японии и Южной Кореи сохраняется несмотря на риски. Покупатели готовы переплачивать в разы за попавшие под эмбарго "хонды" и "тойоты". Люди стали беспокоиться о правовой стороне вопроса после ареста в Японии предпринимателя из Владивостока. Как развивается ситуация на ограниченном санкциями авторынке, выясняло ИА PrimaMedia.

Япония-Малайзия-Владивосток

В Японии 10 июля впервые арестовали россиянина, заподозренного в нарушении санкций. Предприниматель из Владивостока Андрей Сова через свою фирму Astrade занимался незаконным экспортом гидроциклов, лодочных двигателей и подержанных мотоциклов, полагает японская сторона. Объёмы поставок оцениваются в 43 млн иен или 266 тысяч долларов США. Чтобы обойти ограничения, товар отправляли в контейнерах через Южную Корею, сообщают зарубежные источники.

А между тем спрос на санкционную продукцию из Страны восходящего солнца растёт в Приморье. 

С августа 2023 года Япония запретила экспорт в Россию автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями объёмом больше 2 литров, гибридов и электрокаров. Но некоторые перевозчики нашли обходные пути и выстроили логистику через транзитные государства. Сегодня для россиян не проблема заказать любое авто, включая санкционные Toyota Prius, Toyota Alphard, Land Cruiser, Harrier, Honda Accord и другие запрещённые модели, но это сопряжено с определенными рисками, и не отвечает требованиям законодательства Японии. 

Существуют разные механизмы привоза, стоимость услуг зависит от способа, маршрута и срока доставки. Доставка занимает от двух недель до 3-4 месяцев и более, а переплата за сопутствующие издержки может достигать нескольких тысяч долларов, учитывая стоимость фрахта и возможную цепочку посредников. 

"Сама по себе отправка, например, в Малайзию не запрещена, но если это отправка сначала в Малайзию с целью последующей отправки в Россию, то уже нарушается японский закон. Речь идёт об уголовно наказуемом преступлении — японские банки проверяют транзакции автоэкспортёров, и если будут выявлены нарушения, работу компании могут приостановить, а её счета арестовать", — рассказал один из участников рынка. 

Не наследить

Покупатель в данном случае рискует своими деньгами и транспортным средством, не говоря уже о правовой стороне вопроса. Причём риски отличаются в зависимости от схемы, по которой работает перевозчик. 

"Уровень риска зависит от того, каким образом осуществляется доставка, — поясняет эксперт одной из сертификационных лабораторий. По его словам, от уровня риска зависит и стоимость конечного товара, ведь при наиболее защищенных схемах удлиняется логистическая цепочка и увеличивается количество используемых для перевозки контейнеров. 

"Думаю, что любой человек, который занимается привозом автомобилей, может предложить покупателю на выбор 5-6 видов привоза техники с разной стоимостью и сроками доставки. Задача клиента — выбрать максимально безопасный. Гарантий в любом случае никто не даёт, но здесь стоит отметить, что перевозчик тоже заинтересован максимально обезопасить себя, ему не нужны проблемы с таможней. Тем более он не хочет, чтобы судно получило чёрный флаг", — поясняет эксперт. 

"Никто не хочет оказаться под персональными санкциями. Автомобили проходят таможенную очистку прежде, чем отправиться в Россию. И надо отметить, что нарушений с точки зрения российского законодательства в таких схемах нет", — считают в другой компании, занимающейся аукционами авто в Японии.

Цена вопроса

Бытует мнение, что импорт через третьи страны обходится дорого, но это смотря с чем сравнивать, отмечают предприниматели. Например, привезти во Владивосток санкционный Toyota Land Cruiser Prado 2019 года стоит в среднем 4-4,5 млн рублей (конечная цена с доставкой во Владивосток). 

Из популярных вариантов можно отметить "запрещённый" Toyota HARRIER. Как поделились с редакцией, стоимость такого автомобиля 2016 года с доставкой во Владивосток (3 поколение, пробег 60 тысяч км) в одной из компаний составляла в среднем 2,8 млн рублей, если купить его на аукционе в Японии за 1,1 млн рублей или 1,9 млн иен. Фрахт обходился в 286,7 тысяч рублей, пошлина на физическое лицо — около 1,2 млн рублей. Остальные расходы — вывоз в лабораторию, комиссия компании, и другие не так значительны, в совокупности это около 300 тысяч рублей.

А вот, к примеру, кейс популярного у дальневосточников минивэна Honda Stepwgn 2009 года (пробег 114 тысяч км). Полная стоимость автомобиля с доставкой во Владивосток в августе составила 1,5 млн рублей. На аукционе в Японии его продали за 75 тысяч рублей. Остальные расходы — это пошлина на физическое лицо (891 тыс. рублей), фрахт (286,7 тысяч рублей) и другие издержки. То есть российский покупатель переплачивает в разы.

Поэтому, как отмечают импортёры, чем дороже автомобиль, тем целесообразнее параллельный импорт. Кейс Toyota Land Cruiser Prado 2019 года (ресталинг, 4 поколение) уже не выглядит таким пугающим. Полная стоимость автомобиля — 4,6 млн рублей. На аукционе его продали за 2,6 млн. Пошлина на физическое лицо составила около 1,2 млн рублей, остальное — фрахт, сопутствующие расходы в Японии, комиссия компании, услуги декларанта и так далее. 

"Конечно, страшно представить, сколько переплачивает покупатель. Если какой-нибудь условный Toyota MARK X 2010 года на аукционе в Японии можно купить всего за 150 тысяч рублей, то привезти его во Владивосток будет стоить больше 1,5 млн рублей. И люди всё равно покупают, потому что вариантов у них не много", — рассказал один из предпринимателей.

Что будет с авторынком

Примечательно, что спрос активизировался на фоне новостей о предстоящем повышении ставок утилизационного сбора. Правительство планирует установить новые параметры расчётов с долгосрочной шкалой индексации до 2030 года. Однако каких-то больших потрясений импортёры не ожидают.

"Если коротко — машины, ввозимые для личного пользования под льготный утиль 3400/5200 рублей пока не трогают, именно так сейчас ввозятся почти все авто из Японии. По крайней мере, такое анонсировано не было, надеемся, и не будет", — прокомментировал представитель третьей компании, занимающейся авто аукционами в Японии.

В то же время импортёры ожидают, что спрос на автомобили из Японии останется стабильным, включая и санкционные модели. 

"Если Япония и Южная Корея не введут новых запретов и не ограничат свифт-переводы, рынок будет чувствовать себя неплохо. Плюс ситуация зависит от курса валют, — комментирует один из аукционщиков.

Отметим, что за 1 полугодие 2024 года Владивостокская таможня оформила 118 тысяч автомобилей физических лиц. Это немногим меньше, чем за аналогичный период 2023-го года (130 тысяч автомобилей).  

205218
43
37