Спрос на санкционные автомобили из Японии и Южной Кореи сохраняется несмотря на риски. Покупатели готовы переплачивать в разы за попавшие под эмбарго "хонды" и "тойоты". Люди стали беспокоиться о правовой стороне вопроса после ареста в Японии предпринимателя из Владивостока. Как развивается ситуация на ограниченном санкциями авторынке, выясняло ИА PrimaMedia.
Япония-Малайзия-Владивосток
В Японии 10 июля впервые арестовали россиянина, заподозренного в нарушении санкций. Предприниматель из Владивостока Андрей Сова через свою фирму Astrade занимался незаконным экспортом гидроциклов, лодочных двигателей и подержанных мотоциклов, полагает японская сторона. Объёмы поставок оцениваются в 43 млн иен или 266 тысяч долларов США. Чтобы обойти ограничения, товар отправляли в контейнерах через Южную Корею, сообщают зарубежные источники.
А между тем спрос на санкционную продукцию из Страны восходящего солнца растёт в Приморье.
С августа 2023 года Япония запретила экспорт в Россию автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями объёмом больше 2 литров, гибридов и электрокаров. Но некоторые перевозчики нашли обходные пути и выстроили логистику через транзитные государства. Сегодня для россиян не проблема заказать любое авто, включая санкционные Toyota Prius, Toyota Alphard, Land Cruiser, Harrier, Honda Accord и другие запрещённые модели, но это сопряжено с определенными рисками, и не отвечает требованиям законодательства Японии.
Существуют разные механизмы привоза, стоимость услуг зависит от способа, маршрута и срока доставки. Доставка занимает от двух недель до 3-4 месяцев и более, а переплата за сопутствующие издержки может достигать нескольких тысяч долларов, учитывая стоимость фрахта и возможную цепочку посредников.
"Сама по себе отправка, например, в Малайзию не запрещена, но если это отправка сначала в Малайзию с целью последующей отправки в Россию, то уже нарушается японский закон. Речь идёт об уголовно наказуемом преступлении — японские банки проверяют транзакции автоэкспортёров, и если будут выявлены нарушения, работу компании могут приостановить, а её счета арестовать", — рассказал один из участников рынка.
Не наследить
Покупатель в данном случае рискует своими деньгами и транспортным средством, не говоря уже о правовой стороне вопроса. Причём риски отличаются в зависимости от схемы, по которой работает перевозчик.
"Уровень риска зависит от того, каким образом осуществляется доставка, — поясняет эксперт одной из сертификационных лабораторий. По его словам, от уровня риска зависит и стоимость конечного товара, ведь при наиболее защищенных схемах удлиняется логистическая цепочка и увеличивается количество используемых для перевозки контейнеров.
"Думаю, что любой человек, который занимается привозом автомобилей, может предложить покупателю на выбор 5-6 видов привоза техники с разной стоимостью и сроками доставки. Задача клиента — выбрать максимально безопасный. Гарантий в любом случае никто не даёт, но здесь стоит отметить, что перевозчик тоже заинтересован максимально обезопасить себя, ему не нужны проблемы с таможней. Тем более он не хочет, чтобы судно получило чёрный флаг", — поясняет эксперт.
"Никто не хочет оказаться под персональными санкциями. Автомобили проходят таможенную очистку прежде, чем отправиться в Россию. И надо отметить, что нарушений с точки зрения российского законодательства в таких схемах нет", — считают в другой компании, занимающейся аукционами авто в Японии.
Цена вопроса
Бытует мнение, что импорт через третьи страны обходится дорого, но это смотря с чем сравнивать, отмечают предприниматели. Например, привезти во Владивосток санкционный Toyota Land Cruiser Prado 2019 года стоит в среднем 4-4,5 млн рублей (конечная цена с доставкой во Владивосток).
Из популярных вариантов можно отметить "запрещённый" Toyota HARRIER. Как поделились с редакцией, стоимость такого автомобиля 2016 года с доставкой во Владивосток (3 поколение, пробег 60 тысяч км) в одной из компаний составляла в среднем 2,8 млн рублей, если купить его на аукционе в Японии за 1,1 млн рублей или 1,9 млн иен. Фрахт обходился в 286,7 тысяч рублей, пошлина на физическое лицо — около 1,2 млн рублей. Остальные расходы — вывоз в лабораторию, комиссия компании, и другие не так значительны, в совокупности это около 300 тысяч рублей.
А вот, к примеру, кейс популярного у дальневосточников минивэна Honda Stepwgn 2009 года (пробег 114 тысяч км). Полная стоимость автомобиля с доставкой во Владивосток в августе составила 1,5 млн рублей. На аукционе в Японии его продали за 75 тысяч рублей. Остальные расходы — это пошлина на физическое лицо (891 тыс. рублей), фрахт (286,7 тысяч рублей) и другие издержки. То есть российский покупатель переплачивает в разы.
Поэтому, как отмечают импортёры, чем дороже автомобиль, тем целесообразнее параллельный импорт. Кейс Toyota Land Cruiser Prado 2019 года (ресталинг, 4 поколение) уже не выглядит таким пугающим. Полная стоимость автомобиля — 4,6 млн рублей. На аукционе его продали за 2,6 млн. Пошлина на физическое лицо составила около 1,2 млн рублей, остальное — фрахт, сопутствующие расходы в Японии, комиссия компании, услуги декларанта и так далее.
"Конечно, страшно представить, сколько переплачивает покупатель. Если какой-нибудь условный Toyota MARK X 2010 года на аукционе в Японии можно купить всего за 150 тысяч рублей, то привезти его во Владивосток будет стоить больше 1,5 млн рублей. И люди всё равно покупают, потому что вариантов у них не много", — рассказал один из предпринимателей.
Что будет с авторынком
Примечательно, что спрос активизировался на фоне новостей о предстоящем повышении ставок утилизационного сбора. Правительство планирует установить новые параметры расчётов с долгосрочной шкалой индексации до 2030 года. Однако каких-то больших потрясений импортёры не ожидают.
"Если коротко — машины, ввозимые для личного пользования под льготный утиль 3400/5200 рублей пока не трогают, именно так сейчас ввозятся почти все авто из Японии. По крайней мере, такое анонсировано не было, надеемся, и не будет", — прокомментировал представитель третьей компании, занимающейся авто аукционами в Японии.
В то же время импортёры ожидают, что спрос на автомобили из Японии останется стабильным, включая и санкционные модели.
"Если Япония и Южная Корея не введут новых запретов и не ограничат свифт-переводы, рынок будет чувствовать себя неплохо. Плюс ситуация зависит от курса валют, — комментирует один из аукционщиков.
Отметим, что за 1 полугодие 2024 года Владивостокская таможня оформила 118 тысяч автомобилей физических лиц. Это немногим меньше, чем за аналогичный период 2023-го года (130 тысяч автомобилей).