Приморский край вошел в состав пилотных регионов, с которыми Агентство стратегических инициатив в начале года подписало соглашение о внедрении стандарта развития креативной экономики. Приморье стало лидером среди регионов Дальнего Востока и вошло в ТОП-10 по числу внедренных шагов стандарта среди всех субъектов России. Сейчас в крае уже практически внедрены семь шагов стандарта и еще пять находятся в работе. Одним из этапов является создание в Приморье региональной опорной организации развития креативных индустрий и утверждение стратегического документа. Кроме того, сейчас идет реконструкция здания Матросского клуба площадью более 7 тысяч квадратных метров, в котором появится Центр креативных индустрий, сообщает ИА PrimaMedia.
Ранее на стратегической сессии "Развитие индустрии моды, легкой промышленности и брендов одежды ДФО" (18+) в Хабаровске прорабатывались возможности создания сильных игроков фэшн-индустрии Дальнего Востока. В центре внимания — Владивосток как наиболее интересная территория с точки зрения размещения модного кластера.
Дальний Восток занимает уникальное географическое положение и имеет хороший потенциал для развития индустрии моды на стыке Запада и Востока. По анализу Восточного центра государственного планирования, в 2022 году численность занятых в креативных индустриях на Дальнем Востоке составила более 9% от общего числа занятых в экономике. Регионами-лидерами в этом направлении являются Приморский край — 31%, Хабаровский край — 23% и Якутия — 12%. Они обеспечивают более 65% рабочих мест отрасли и концентрируют соответствующую долю предприятий. Исследование международной консалтинговой компании "Яков и Партнеры" показывают, что Владивосток — наиболее привлекательный город для развития fashion-кластера.
Создание фэшн-кластера на базе ядра молодых региональных дизайнеров, интегрированного с другими творческими индустриями, активным взаимодействием с азиатским рынком даст прямой экономический эффект и позитивно повлияет на социальное развитие региона. Например, сохранит молодежь в регионе, создаст новые рабочие места, увеличит количество туристов, а также может повысить индекс качества жизни по показателю досуга до 15 20%, считают эксперты "Яков и Партнеры".
Как уточнила руководитель проекта поддержки создателей и производителей одежды и аксессуаров на базе центра "Мой бизнес" Наталья Карпова, fashion-кластеры объединяют представителей смежных отраслей.
— Кооперационные цепочки создаются между бизнесами разных креативных индустрий, на рынке появляются крупные фэшн игроки — компании, которые работают в системе “производство — ритейл”. В фэшн-кластере создается добавленная стоимость, благодаря взаимодействию игроков, их ресурсов, работе с трендами, брендингом, креативом и инновациями. Большую роль также играют специальные условия для резидентов кластера/меры поддержки участников рынка, — отметила Наталья Карпова.
В делегацию от Приморского края вошли также руководители приморских брендов KATE ZOKH, DAP’86, "DNK. Молекулы Дальнего Востока", Shaklein и предприятий "Четыре сезона", "Профитекс", "Эвернит", а также Фонда культурных инициатив "Энсо", Института креативных индустрий ВВГУ, проекта ML MODEL MANAGEMENT, журнала "OFF", АНО "ТИПКИ".
Еще в августе проходила стратегическая сессия, посвященная созданию креативно-производственного кластера в Приморском крае. Тогда представители региональной власти, эксперты местного и федерального уровней, основатели брендов, а также владельцы магазинов и креативных пространств поделились своим видением в ключевых вопросах управления, среди которых — формирование кадрового резерва и кооперация между участниками рынка. Стратсессия прошла при поддержке "Модного Альянса Креативных Индустрий Приморья" (М.А.К.И., 18+), осуществляющим деятельность при поддержке правительства Приморского края и центра "Мой бизнес". Сессия подчеркнула важность объединения усилий для формирования особой экосистемы креативного производства в Приморье.
Сессия была приурочена к окончанию Акселератора 2024 (18+) — двухмесячного практикориентированного интенсива для владельцев брендов и дизайнеров одежды, где экспертами выступили ведущие специалисты модных и креативных индустрий Центра компетенций в моде Школы креативных индустрий Российского экономического университета имени Плеханова (РЭУ Плеханова).
Модератором встречи выступил председатель Союза Креативных кластеров Илья Токарев. Он объяснил, что, исходя из поставленной М.А.К.И задачи, креативный кластер в Приморье в первую очередь необходим производственникам сферы креативных индустрий. По словам эксперта, на данный момент в регионе есть запрос на консолидированное размещение брендов на различных площадках для производства качественных товаров и создания новых услуг.
— Подобная кооперация предполагает создание единого коммуникационного и производственного пространства среди представителей креативных индустрий. Также хочу отметить, что кластер поспособствует развитию не только отдельно взятых компаний и брендов, но и целой экосистемы, в которой они смогут взаимодействовать, обмениваться опытом и создавать инновационные продукты. Это — отличная возможность для предприятий модного бизнеса и молодых брендов, — объяснил Токарев.
Илья Токарев. Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
Кроме того, председатель Союза Креативных кластеров подчеркнул, что объединение представителей модного бизнеса Приморья — одна из главных задач для развития креативных индустрий в регионе. Оно окажет содействие как в повышении качества производимых товаров и услуг, так и в консолидированном продвижении брендов на внутреннем и внешнем рынках. Как ключевое следствие подобного взаимодействия эксперт выделил формирование имиджа региона как центра моды и дизайна — то есть, это прямое продвижение приморского бренда.
Прежде всего, это даст мощный импульс для развития предприятий модного бизнеса и молодых брендов, создавая динамичную и инновационную среду, в которой каждый сможет реализовывать свой потенциал и вносить вклад в общее дело. А это, в свою очередь, может привлечь инвесторов, туристов и талантливых специалистов со всей России в Приморский край.
Президент Русской ассоциации участников фешен-индустрии (РАФИ) Татьяна Белькевич отмечает, что в Приморском крае активно формируется отрасль модной индустрии. Следующий шаг — это появление новых известных имен и сильных игроков отрасли.
— В регионе есть бренды, у который хорошая коммерческая составляющая, мощное производство или выражена сильная айдентика, которая адресует и направляет к Приморскому краю. Для развития в регионе — это очень важно. Развиваться можно по-разному: можно развиваться личным брендом, а можно развиваться производством, наращивая объемы и расширяя бизнес. Создание в регионе крупного события, связанного с фешен-индустрий, поможет привлечь инвесторов и крупных игроков рынка, в том числе и в направлении контрактного производства. Приморский край может стать не только модным окном России на Дальнем Востоке, но и площадкой для В2В-переговоров по развитию легкой промышленности и привлечения новых проектов. Федеральные компании могут размещать на приморских производствах свои заказы, — поясняет Татьяна Белькевич.
Координатор проекта "Выбирай приморское!" и заместитель председателя Приморского регионального отделения "Опора России" Юрий Жилинский на стратсессии рассказывал, что создание креативно-производственного кластера окажет значительное влияние на развитие региональной экономики. По его словам, на данный момент мы находимся в условиях, когда индивидуальное существование предприятий становится все более сложным, особенно учитывая высокую конкуренцию с Китаем. Так, кластер может стать мощным инструментом поддержки и развития креативного бизнеса.
— Кластер предоставит возможность для бизнеса перейти в новый, более выгодный налоговый режим. Его резиденты смогут пользоваться дополнительными преференциями. Второй важный момент — предприниматели смогут совместно продвигать свои бренды в СМИ и выходить на общие площадки. Это выгодно экономически. Более того, кластер сможет стать источником новых рабочих мест в Приморье, а это уже прямое развитие экономики края. Все это про будущее, которое ждет нас в скором времен", — подчеркнул Жилинский.
Помимо этого, он объяснил, что объединение небольших предприятий и дизайнеров даст возможность создавать более масштабные и комплексные предложения, что повысит шансы выхода на международные рынки. Это не только обеспечит дополнительные рынки сбыта, но и привлечет внимание к местным продуктам.
Участники стратсессии активно делились своими предложениями и идеями по множеству ключевых вопросов, включая организацию управления, развитие сервисов и услуг, создание необходимой инфраструктуры и пространства, формирование кадрового резерва, а также взаимодействие и кооперацию между различными участниками процесса. Особое внимание уделялось инвестиционным аспектам, а также вопросам маркетинга и продвижения креативных инициатив.
Как рассказал коммерческий директор пространства приморских дизайнеров Y-Self Василий Егошин, прошедшая стратегическая сессия положила хорошее начало для создания креативно-производственного кластера в Приморье. Во время обсуждений представители креативных индустрий поняли механизмы его юридического учреждения и маркетингового продвижения. По его словам, важно, что была проделана большая работа по созданию самого образа будущего кластера.
Василий Егошин. Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
— Идею создания креативного кластера в Приморье я, как предприниматель, конечно, полностью поддерживаю. Я понимаю, что мое пространство получит хорошую ассортиментную матрицу по приятной себестоимости — за счет этого может быть увеличена маржа. Также будет большим плюсом продвижение бренда в различных СМИ региона — так мы получим дополнительный поток клиентов. Коллаборации с другими брендами или пространствами же обеспечит нас новой клиентской аудиторией, — поделился Василий Егошин.
По словам еще одного участника сессии — основателя бренда PURPULLY Руслана Полькова, кластер даст бизнесу положительный эффект за счет своего масштаба. В том числе речь идет о продвижении и расширении бренда. Этого результата можно добиться с помощью новых контрактов, включая государственные. Кроме того, если объединение предпринимателей приведет к сокращению логистических издержек.
— Чем больше людей станут резидентами кластера, тем больше шансов для создания новых проектов и стартапов будет у нас. Каждый из участников сможет привнести свою уникальную точку зрения, что приведет к формированию более полных и комплексных решений. Это, собственно, и есть идея эмерджентности — синергия, которая переведёт наше сотрудничество на новый уровень. Такая экосистема создаёт среду, в которой появляются новые смыслы, идеи и задачи. Это не просто обмен мнениями — это возможность запуска новых направлений и проектов, которые, возможно, даже не входили в первоначальный план, — объяснил Польков.
Предприниматель также отметил, что создание креативного кластера позволит не только развиваться в рамках традиционного подхода, но и открывать новые горизонты для бизнеса, создавая уникальные предложения на основе совместного творчества и инновационных решений. В результате, у бизнеса будет мощный толчок к собственному росту и восстановлению связей с другими участниками рынка, что в целом приведёт к более динамичному и интересному развитию всех направлений, связанных с творчеством.
Напомним, что с момента старта в регионе проекта "Модный Альянс Креативных Индустрий Приморья" (ранее — "Киберателье и креативные индустрии Приморья") прошло три года. Благодаря господдержке открылось более 300 новых предприятий, 70% компаний добавили новые продукты в ассортимент, выручка компаний отрасли выросла на 82%. Всего в индустрии в Приморье сейчас работают более 628 предприятий (включая торговые). Подать заявку на размещение в каталоге создателей и производителей одежды, а также узнать о мерах поддержки отрасли можно по ссылке. Творческий бизнес Приморья может войти в реестр представителей креативных индустрий по ссылке. Он объединит креативную отрасль региона и поможет предпринимателям получать меры поддержки.
Проект "Модный альянс креативных индустрий" реализуется краевым центром "Мой бизнес" совместно с Министерством экономического развития Приморского края с целью поддержки модной и креативных индустрий региона по нацпроектам "Малое и среднее предпринимательство" и "Международная кооперация и экспорт". Больше о поддержке предпринимателей и деятельности министерства экономического развития Приморья можно узнать в Telegram-канале (18+), а также в группах в "Вконтакте" (18+) и "Одноклассниках" (18+).
Реклама. Рекламодатель АНО "Центр поддержки предпринимательства Приморского края". ИНН 2543970855.