Полиция Владивостока разобралась в истории с "похищением" мальчика
19:54
В Черниговке ребенок получил тяжелую травму после нападения собаки
19:33
Зверский бой Юпитера и Солнца: 4 знака вздрогнут от накала страстей в эти 2 дня
19:30
Во Владивостоке запущен трамвай с изображениями знаковых мест города
19:12
Раскрыто, кому из россиян вернут 1 миллион рублей за покупку квартиры. Список
19:11
Во Владивосток на "Меридианы Тихого" приедут российские звезды киноиндустрии
18:47
Эксперимент Львов, выгода Дев и труд Рыб: подробный гороскоп на 13 сентября
18:30
Искусство — на всех парусах
18:27
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев
18:00
Дьявол, Отшельник, Мир: таролог озвучила непредсказуемый прогноз на Пятницу 13
18:00
Бывший совладелец группы FESCO начинает новый бизнес
17:57
"День приморского меда" отпраздновали на ярмарке во Владивостоке
17:57
Водители рейсового автобуса и внедорожника стали участниками конфликта в Угловом
17:55
В ходе флешмоба 82 канала сменили аватарки из-за ребрендинга Tele2
17:46
Суд отказал в разрешении на строительство высотки в жилом квартале Владивостока
17:34
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев 18:00
Бывший совладелец группы FESCO начинает новый бизнес 17:57
Wildberries ищет нового подрядчика для стройки крупного склада под Владивостоком 12:43
ПСБ во Владивостоке выступил стратегическим партнером V съезда лидеров ОПОРЫ РОССИИ 11:13
В Приморье будут выпускать эндопротезы из титановых сплавов 08:44
ВАРПЭ и Правительство Магаданской договорились развивать рыбную отрасль региона вместе 11 сентября, 17:08
Сбер поможет ГК "Восток Лидер" внедрить ИИ в производственные процессы 11 сентября, 15:54
"ТСД Развитие" и Дальневосточный Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве 11 сентября, 14:21
"Желаю удачи команде города": Тарас Фищук рассказал о причинах своей отставки 11 сентября, 14:14
Владивосток остался без начальника управления градостроительства и архитектуры 11 сентября, 13:17
"Наша цель – способствовать воплощению инвестпроектов, повышая их эффективность" 10 сентября, 21:30
Антон Волошко выступил с инициативой по совершенствованию миграционного законодательства 10 сентября, 16:20
Крупный алмаз ювелирного качества добыли в Якутии 10 сентября, 09:20
"Русагро" не отпустили с Кипра в спецрайон на острове Русском 10 сентября, 08:49
Интервью с Георгием Толорая о роли и месте России в Северо-Восточной Азии 9 сентября, 12:30

Китай продолжает свой путь к превращению в могущественную нацию

Что обсуждалось на третьем пленуме ЦК КПК (16+) в середине июля
21 августа, 09:00 Бизнес
Китай, Азия, Ухань Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Китай, Азия, Ухань
Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia

На пленуме партийные лидеры искали решения, чтобы экономика страны развивалась быстрыми темпами путем дальнейшего углубления всесторонних реформ в целях осуществления китайской модернизации.

Как отмечено в коммюнике пленума, страна стояла и стоит "перед лицом сложной и суровой (запутанной) международной обстановки, а также тяжелейших задач по реформированию, развитию и обеспечению стабильности в стране". Оценка в таких терминах говорит, что китайское руководство трезво оценивает ситуацию.

Первая задача пленума — дать оценку деятельности Политбюро за предшествующий период. Работа Политбюро, в состав которого входит с 2022 г. 24 человека во главе с Си Цзиньпином, получила одобрение ЦК. Было отмечено, что одним из результатов работы стала тенденция "к восстановлению и улучшению экономики". 

Кстати, за первое полугодие этого года рост ВВП Китая составил 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для многих развитых стран рост экономики в 5% — это несбыточная мечта. Например, темпы роста экономики США в этом году, предполагается, составят 3,2-3,5%. Правительство Германии ожидает рост ВВП страны по итогам года в цифрах меньше 1%. Рост ВВП России в этом году оценивается в 3,5-4%.

А для Китая на данном этапе самое главное уже не темп роста, а качество. В этом ключе КПК планирует "отводить более значимое место реформам". Это должно позволить к 2035 г. полностью построить "социалистическую рыночную экономику высокого уровня". А к 2049 году, к 100-летию образования республики: построить "модернизированную социалистическую державу".

Но и к 80-летию образования КНР, т. е. к 2029 г., компартия поставила себе несколько промежуточных целей, на которых сконцентрировано внимание пленума. Резолюция его объясняет то, как власти КНР видят "модернизацию китайского типа" во всех сферах, чтобы и дальше раскрепощать и развивать общественные производительные силы, а также стимулировать и укреплять жизненные силы общества.

Пленум признал, что необходимо "оздоровлять механизмы содействия высококачественному развитию экономики". И, пожалуй, весьма важно в этом контексте признание необходимости "более эффективно использовать роль рыночных механизмов, создавать более справедливую и более оживленную рыночную среду".

Первое, что было сказано в решении об экономической политике, — придерживаться и реализовывать "два непоколебимых принципа". Лозунг "два непоколебимых принципа" означает, что и государственная, и частная экономика важны для китайской экономики. Для партии было важно восстановить доверие частных предприятий, и показать последовательность политики в их отношении. В то же время в партийных документах содержится призыв к реформе государственных предприятий под лозунгом "Сделать государственные предприятия сильнее, лучше и крупнее", а также политика концентрации государственного капитала в сфере национальной безопасности, ключевых областях национальной экономики и стратегических развивающихся отраслях.

Кроме того, китайская экономика столкнулась с тем, что прежний путь экстенсивного развития  через экспорт товаров на всё новые и новые мировые рынки почти исчерпан. Более того, один из главных рынков для  предприятий Китая — рынок США стал закрываться для них. Америка стала вводить заградительные пошлины для китайских товаров. Свежий пример: китайские электроавтомобили ещё и не продаются масштабно в США, а пошлины на них уже подняли.

Об этом 14 мая публично объявил президент США Джо Байден. Пошлина на импорт в США готовых электромобилей из Китая возрастет с нынешних 27,5% до 102,5%. Литий-ионные батареи начнут облагать тарифом 25% (сейчас — 7,5%). На сталь и алюминий также введут сбор 25%, на компьютерные чипы и солнечные панели — 50%. Китай обвиняет США в протекционизме, что весьма обосновано.

В таких обстоятельствах пленум рассматривал возможности перехода китайской экономики к стимулированию внутренних движущих сил, в том числе внутреннего потребления. В этой связи только что объявлено о повышении субсидий на покупку электроавтомобилей.

Поскольку для жителей Приморья всё, что связано с машинами на "батарейках", особенно интересно, то позволю себе рассказать об этом чуть подробнее.

Итак, уже после пленума объявлено, что субсидии для стимулирования продаж электромобилей вырастут вдвое, чтобы поддерживать покупку автомобилей в целях замены. То есть речь идёт и о том, чтобы как можно скорее и как можно больше китайских граждан сменили свои автомобили, особенно с двигателями внутреннего сгорания на  новые электрические.

Интересно, что в мире ситуация иная: целый ряд автомобильных концернов заявили, что планы полного перехода на электроавтомобили были слишком оптимистичными, и что производство обычных машин не будет прекращаться. Это решение связано с тем, что значительное число владельцев электроавтомобилей несколько разочарованы в них и снова пересаживаются на машины с двигателями на моторном топливе.

В Китае же сейчас объявлено, что покупатель при замене обычного авто на электрический получит субсидию в размере 20 тысяч юаней. Хотя ещё в апреле анонсировалось, что субсидия будет 10 тысяч юаней.

Нужно пояснить, что китайские власти поступают очень гибко в зависимости от ситуации в этой сфере рынка.  Субсидии на электрокары были впервые введены в 2009 году, а в 2014 ставка была рекордной и составляла 100 тысяч юаней. И к 2015 году это стимулировало рост рынка в четыре раза. Потом субсидии снижались минимум до 12,6 тысячи юаней, а в 2022 году были вовсе отменены. И вот теперь снова введены. 

Электромобили стали одним из драйверов роста экономики Китая. В 2023 году рост продаж составил 37%. Более того, к настоящему моменту 60% всех "электричек" мира производится в Китае, что, несомненно, является своего рода вкладом для противодействия изменениям климата. 

В решения пленума отмечено, что государство делает ставку на поддержку высокотехнологичных отраслей. Чётко обозначена политика структурных реформ в сфере предложения и развития "производительности нового качества". Под "производительностью нового качества" понимается высокотехнологичная и высокоэффективная передовая модель производства, основанная на инновациях. В решении перечислены такие стратегические развивающиеся отрасли, как информационные технологии (ИТ) нового поколения, искусственный интеллект (ИИ), аэрокосмическая промышленность, новая энергетика, новые материалы, оборудование высокого уровня, биофармацевтика и квантовые технологии. В материалах пленума также четко прописана политика интеграции реальной экономики с цифровой, а также повышение "устойчивости и безопасности цепочки поставок". Последнее является ответом на проблему снижения рисков после торговой войны между США и Китаем и направлено на развитие таких ключевых областей, как интегральные схемы, медицинское оборудование и операционные системы (ОС).

Важнейшее решение было принято в сфере налогообложения. Налог на потребление ( похожий на наш НДС)  теперь будет формировать бюджеты местных органов власти, а не центральных. Это значительные деньги, сбор этого налога составлял 7% общего государственного бюджета. Передача этих средств на места должна помочь региональным властям в условиях, когда они испытывают серьезные финансовые трудности из-за спада в сфере недвижимости, замедления экономического роста и увеличения задолженности.

Словом, в Китае уверены, что благодаря осуществлению этих реформ станут более гармоничными производственные отношения и производительные силы, надстройка и экономическая база, государственное управление и социальное развитие, что предоставит мощные движущие силы и институциональные гарантии китайской модернизации.  

Автор: Андрей Калачинский.