Полиция Владивостока разобралась в истории с "похищением" мальчика
12 сентября, 19:54
В Черниговке ребенок получил тяжелую травму после нападения собаки
12 сентября, 19:33
Зверский бой Юпитера и Солнца: 4 знака вздрогнут от накала страстей в эти 2 дня
12 сентября, 19:30
Во Владивостоке запущен трамвай с изображениями знаковых мест города
12 сентября, 19:12
Раскрыто, кому из россиян вернут 1 миллион рублей за покупку квартиры. Список
12 сентября, 19:11
Во Владивосток на "Меридианы Тихого" приедут российские звезды киноиндустрии
12 сентября, 18:47
Эксперимент Львов, выгода Дев и труд Рыб: подробный гороскоп на 13 сентября
12 сентября, 18:30
Искусство — на всех парусах
12 сентября, 18:27
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев
12 сентября, 18:00
Дьявол, Отшельник, Мир: таролог озвучила непредсказуемый прогноз на Пятницу 13
12 сентября, 18:00
Бывший совладелец группы FESCO начинает новый бизнес
12 сентября, 17:57
"День приморского меда" отпраздновали на ярмарке во Владивостоке
12 сентября, 17:57
Водители рейсового автобуса и внедорожника стали участниками конфликта в Угловом
12 сентября, 17:55
В ходе флешмоба 82 канала сменили аватарки из-за ребрендинга Tele2
12 сентября, 17:46
Суд отказал в разрешении на строительство высотки в жилом квартале Владивостока
12 сентября, 17:34
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев 12 сентября, 18:00
Бывший совладелец группы FESCO начинает новый бизнес 12 сентября, 17:57
Wildberries ищет нового подрядчика для стройки крупного склада под Владивостоком 12 сентября, 12:43
ПСБ во Владивостоке выступил стратегическим партнером V съезда лидеров ОПОРЫ РОССИИ 12 сентября, 11:13
В Приморье будут выпускать эндопротезы из титановых сплавов 12 сентября, 08:44
ВАРПЭ и Правительство Магаданской договорились развивать рыбную отрасль региона вместе 11 сентября, 17:08
Сбер поможет ГК "Восток Лидер" внедрить ИИ в производственные процессы 11 сентября, 15:54
"ТСД Развитие" и Дальневосточный Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве 11 сентября, 14:21
"Желаю удачи команде города": Тарас Фищук рассказал о причинах своей отставки 11 сентября, 14:14
Владивосток остался без начальника управления градостроительства и архитектуры 11 сентября, 13:17
"Наша цель – способствовать воплощению инвестпроектов, повышая их эффективность" 10 сентября, 21:30
Антон Волошко выступил с инициативой по совершенствованию миграционного законодательства 10 сентября, 16:20
Крупный алмаз ювелирного качества добыли в Якутии 10 сентября, 09:20
"Русагро" не отпустили с Кипра в спецрайон на острове Русском 10 сентября, 08:49
Интервью с Георгием Толорая о роли и месте России в Северо-Восточной Азии 9 сентября, 12:30

Логистика в регионах: чего ждать заводам и предприятиям Дальнего Востока от цифровизации

22 августа, 17:25 Бизнес
Вид на морской порт Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Вид на морской порт
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Цифровизация логистики продвигается государством на федеральном уровне — так, в 2023 году Минтрансом была создана Стратегия цифровой трансформации транспортного комплекса. Поэтому сейчас во всех регионах идет активное внедрение цифровых технологий. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта "Яндекс Магистрали" (12+), рассказал, с какими проблемами сталкивается логистика Дальнего Востока, и как цифровизация поможет заводам и предприятия снизить расходы.

Что происходит с логистикой Дальнего Востока 

Дальний Восток на данный момент играет одну из главных ролей в международной логистике России. После введения санкций в 2022 году и переориентацией российской международной торговли на восток нагрузка на логистические сети Приморья, Хабаровского края и других регионов Дальнего Востока значительно усилилась. При этом, количество железнодорожных и авиационных перевозок сократилось в пользу автомобильных.

И здесь перед перевозчиками встала главная проблема — неудовлетворительно развитая дорожная инфраструктура. Так, губернатор Приморского края Олег Кожемяко выдвигал инициативу о передаче пограничной инфраструктуры в федеральную собственность, потому что подъездные пути к погранпереходам не соответствуют современным требованиями. Их реконструкция будет стоить около 23 миллиардов рублей.

При этом, Дальний Восток имеет огромные перспективы для российской международной логистики. В регионе строятся крупные логистические и производственные объекты — транспортно-логистический центр в Артеме, Находкинский завод минеральных удобрений и Приморский металлургический завода, кластера судостроения и судоремонта. Это требует, в первую очередь, вложений в строительство автодороги Владивосток — Находка — порт Восточный, которая связывает международные транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2" с китайской границей и южно-восточными портами.

Еще одна проблема — неудовлетворительное состояние некоторых мостов и пограничных переходов на границе с Китаем. В одном только Приморье 380 мостовых переходов. Модернизация пограничных переходов идет — например, в конце 2024 года планируют завершить работы по реконструкции автомобильного пункта пропуска Пограничный. Работы по ремонту дорожного полотна и погранпунктов уже идут, а некоторые объекты сдаются раньше срока. Так, например, в 2023 году было обновлено более 400 км трассы "Уссури". 

Как цифровизация поможет предприятиям Дальнего Востока

Хотя некоторые проблемы дальневосточной логистической отрасли уже взяты под контроль государства, на их решение потребуется время. Чтобы улучшить ситуацию с логистикой в кратчайшие сроки, предприятия обращаются к современным технологиям. 

Главная проблема, которую можно решить с помощью цифровизации — это ускорение необходимых операций, связанных с перевозкой грузов. Например, при помощи электронного документооборота. Так, Министерство транспорта РФ создало Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) — она сделана для формирования единой информационной среды, где собираются данные о грузоперевозках. С помощью системы можно оформить электронные договоры фрахтования (ЭДФ), заказы (заявки) (ЭЗЗ), заказы-наряды (ЭЗН), путевые листы (ЭПЛ), сопроводительные ведомости (ЭСВ) и транспортные накладные (ЭТрН). В будущем в ГИС ЭПД планируется ввести функцию резервирования времени прибытия к погранпункту, чтобы избежать очередей.

Еще одна задача цифровизации — возможность полного контроля за грузами. GPS-трекеры, установленные на транспортных средствах, позволяют отслеживать местоположение груза в любой момент времени. Это помогает точнее прогнозировать время прибытия груза и вовремя реагировать на задержки. Кроме того, трекеры подскажут, на каком участке пути возможны сбои и затруднения в движении, и уберегут от недобросовестных работников, которые могут потерять груз. 

Проблема в том, что на российском рынке сейчас используется множество разноплановых цифровых решений, которые предлагают разные модели взаимодействия, из-за чего у заводов и предприятий Дальнего Востока часто возникает путаница. Поэтому основные задачи, которые предстоит решить российской логистике — это повышения уровня информирования бизнеса и создание единых форматов цифровых инструментов.

С каждым годом интерес заводов и предприятий к цифровизации растет, в том числе и потому, что ее развитие сегодня поддерживается как на региональном — например, Губернатор Приморского края активно содействует перехода на "цифру", так и на федеральном уровне. По данным "Яндекс Магистрали", платформы для управления перевозками по разным плечам доставки, около 70% заводов хотят автоматизировать свои процессы, чтобы избавиться от рутинных задач и повысить качество аналитики. Таким образом заводы и предприятия смогут повысить экономическую эффективность от 8 до 16%. 

Цифровизация на Дальнем Востоке сейчас 

В настоящее время уже реализовано несколько государственных проектов по цифровизации дальневосточной логистики. Среди них:

  • Подключение порта Владивосток к системе "единого окна". Эксперимент проводится на базе ГИС ЭПД и позволяет осуществлять бесшовные мультимодальные перевозки.
  • Использование электронных навигационных пломб. С помощью мобильного приложения таможня может фиксировать пломбировку контейнера и удаленно отслеживать его перемещение. Сообщается, что благодаря этому отправка контейнеров уже ускорилась на несколько часов.
  • Инновационная система информационной обработки во Владивостокском порту. С ее помощью все документы оформляются в электронном виде, а время отправки грузов сократилось до двух с половиной суток. При этом, транспортная группа FESCO, управляющая портом, выразила готовность делиться наработками со всеми участниками рынка. 
  • Цифровой двойник порта Владивосток. Инновационный инструмент позволяет следить за всем пространством порта и, в частности, заранее определять место хранения и траекторию передвижения груза в терминале. Двойник подключен к другим системам порта — видеонаблюдению, производственно-информационной системе, АИС. Пока инструмент действует в демо-режиме.

По словам специалистов компании FESCO, в планах у них — дальнейшее развитие технологий. Например, большие перспективы у применения ИИ в логистике. Уже сейчас ИИ-модель во Владивостокском порту умеет определять срок нахождения контейнера в терминале, что помогает оптимизировать прием и отправку грузов.

В заключение 

По словам Полины Давыдовой, директора Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", основные пожелания участников рынка для цифровизации логистики — это внедрение ЭДО, создание единых IT-инструментов и мониторинг грузов. Все это позволит значительно оптимизировать логистику и сократить время доставки грузов. И так как Дальний Восток сейчас — одно из самых перспективных логистических направлений, то внедрение цифровых решений там требуется в первую очередь. И не последнюю роль здесь играет готовность предприятий перейти на новые форматы работы.

В регионе уже проводятся масштабные проекты по цифровизации — такие, как создание цифрового двойника порта Владивосток и применение ИИ для оптимизации расчетов. Поэтому заводам и предприятиям нужно быть готовым к скорейшему внедрению инноваций, чтобы не столкнуться с проблемами при оцифровке бизнеса.