Заседание Совета участников судоходства по Северному морскому пути состоялось в рамках ВЭФ-2024 (16+). На нем присутствовала компания "Норникель" в лице вице-президента по федеральным и региональным программам ПАО "ГМК Норильский никель" Андрея Грачева. Представитель рассказал об инвестициях в расширение СМП, а также экологической программе и программе модернизации основных производственных и инфраструктурных фондов, реализуемых компанией, сообщает ИА PrimaMedia.
На СМП "Норникель" представлена двумя крупными активами: Мурманским и Заполярным транспортным филиалами. Мурманский транспортный филиал (МТФ) включает собственный портовый терминал в Мурманске, морской флот высокого ледового класса ARC-7 — 5 сухогрузов и 1 танкер, а также портовый ледокол. Заполярный транспортный филиал (ЗТФ) — собственный терминал в морском порту Дудинка.
В рамках проектов компания реализует экологическую программу и программу модернизации основных производственных и инфраструктурных фондов.
В октябре 2023 года на Надеждинском металлургическом заводе начался I этап серной программы: запуск технологического комплекса по утилизации диоксида серы из отходящих газов плавильных печей и основных плавильных агрегатов путем производства серной кислоты и дальнейшей её нейтрализации известняком с получением гипса в объеме 5 млн тонн в год. Бюджет проекта составляет 200 млрд рублей. Ожидается, что после выхода на проектные показатели выбросы диоксида серы снизятся на 45 % от базового уровня 2015 года.
В рамках программы планируется реализация проекта развития ресурсного потенциала Талнахского рудного узла с увеличением добычи металлов. Флагманским проектом является запуск карьера "Медвежий ручей" на руднике Заполярный с запланированным выходом на проектные показатели добычи 7 млн тонн в год, начиная с 2027 года. Для переработки растущих объемов добычи планируется строительство третьей очереди Талнахской обогатительной фабрики (ТОФ) на 8 млн тонн руды в год. Совокупная мощность составит более 18 млн тонн руды в год.
В ходе заседания представитель "Норникель" рассказал об инвестициях в расширение СМП. За 2020-2023 гг. инвестиции в МТФ и ЗТФ составили около 16 млрд руб. Плановые инвестиции в мощности на них в период с 2024 по 2027 годы превысили около 44 млрд руб.
Участники Совета познакомились с комплексным планом мероприятий, в которые входит реновация жилищного фонда, строительство и реконструкция социальных объектов и многое другое. Бюджет проекта составляет 120 млрд рублей, из которых 81,3 млрд рублей профинансирует "Норникель".
Также компания реализует дополнительные мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Норильска.
По данным "Норникеля", объем грузоперевозок компании по СМП до 2020 года составлял около 1,4 — 1,6 млн тонн в год, в 2022 году он достиг пикового значения и составил 2,1 млн тонн, что на 36% выше среднего уровня 2017-2020 годов. Ввиду геополитических ограничений, связанных с санкционным давлением, с 2023 снизился объём завоза "проектных грузов". В связи с этим объемы грузоперевозок незначительно сократились — до 1,9 млн тонн в 2023 году. Прогноз на 2024 год составляет 1,6 млн тонн.
В ходе Совета прошло обсуждение ледокольного обеспечения. В настоящее время компания привлекает через ФГУП "Атомфлот" три ледокола, в том числе два атомных — "Сибирь" проекта 22220 и "Вайгач", и один дизельный "Адмирал Макаров" для проводки судов привлечённого флота, прокладки и поддержания ледового канала. С целью обеспечить долгосрочную потребность в ледокольном флоте компания заключила длительный договор на предоставление услуг по ледокольному обеспечению ледоколом проекта 22220 "Сибирь" — до 2041 года с возможностью пролонгации до 2051 года. На период с 2027 по 2030 годы, помимо ледокола "Сибирь", компания планирует привлечь еще два атомных ледокола. В настоящее время ведутся переговоры об условиях привлечения с "Росатомом".