Эксперт раскрыл, как определить поломку автомобиля по цвету выхлопного дыма
07:11
Дальний Восток 19 сентября. Родился Михаил Иванович Таболкин, приморский художник
07:00
Только настоящий ценитель русской кухни верно назовет эти 8 знаменитых блюд – ТЕСТ
06:00
Срочно бегите ко врачу: эти нетипичные симптомы указывают на смертельную болезнь
04:20
"Гора с плеч": изменения в сфере ЖКХ вступили с 17 сентября - жильцы ликуют
03:11
Можно вдыхать: специалисты не обнаружили загрязнения воздуха в Уссурийске из-за пожара
18 сентября, 20:10
Крупный пожар на китайском рынке в Уссурийске локализован
18 сентября, 19:59
Проектировщики разъяснили детали строительства кольца в микрорайоне Патрокл во Владивостоке
18 сентября, 19:29
Спартакиада адвокатов Дальнего Востока прошла в Приморье
18 сентября, 19:22
Срок до 30 сентября: всем, кто подаст заявление, прибавят к пенсии 1 500 рублей
18 сентября, 19:11
Поэзия должна сама шагнуть к людям - участники круглого стола Премии им. Арсеньева
18 сентября, 18:41
Затраты Овнов, рутина Раков и цель Дев: подробный гороскоп на 19 сентября
18 сентября, 18:30
Водитель горящего грузовика в Уссурийске объяснил свои действия
18 сентября, 18:15
Тихоокеанский медицинский конгресс торжественно открылся во Владивостоке
18 сентября, 18:15
В Приморье завершилось расследование серии тяжких преступлений в отношении военнослужащих
18 сентября, 18:00
Аграрии Китая хотят арендовать в Приморье землю для выращивания риса и сои 18 сентября, 15:06
Участники рыбопромышленного форума обозначили направления развития экспорта рыбопродукции 18 сентября, 10:22
В Приморье реализуются шесть мастер-планов городов 17 сентября, 16:15
Дальневосточный банк – лауреат премии "Золотой Меркурий" 17 сентября, 16:00
Губернатор ЕАО: Бизнес в регионе получает все необходимые преференции 17 сентября, 10:00
Экспортные пошлины отодвигают окупаемость инвестпроектов рыбаков минимум на год 16 сентября, 17:56
Росреестр: Приморский край лидирует в строительстве жилья на Дальнем Востоке 16 сентября, 12:51
Порты Владивосток и Находка работают с превышением прошлогоднего графика 16 сентября, 08:40
В Республике Беларусь растет доверие к приморским товарам - Олег Кожемяко 14 сентября, 15:00
"Главное, чтобы международная ТОР в Приморье принесла пользу стране" – Юрий Трутнев 13 сентября, 20:35
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев 12 сентября, 18:00
Бывший совладелец группы FESCO начинает новый бизнес 12 сентября, 17:57
Wildberries ищет нового подрядчика для стройки крупного склада под Владивостоком 12 сентября, 12:43
ПСБ во Владивостоке выступил стратегическим партнером V съезда лидеров ОПОРЫ РОССИИ 12 сентября, 11:13
В Приморье будут выпускать эндопротезы из титановых сплавов 12 сентября, 08:44

ДОМ.РФ планирует увеличить финансирование инфраструктуры на Дальнем Востоке до 100 млрд

Александр Аксаков – о "льготных деньгах" и новых возможностях развития территорий
5 сентября, 15:56 Общество #ВЭФ 2024
Александр Аксаков ИА PrimaMedia
Александр Аксаков
Фото: ИА PrimaMedia

Механизм инфраструктурных облигаций стал одним из главных драйверов развития территорий Дальнего Востока. От Хабаровского края до Якутии этот инструмент позволяет реализовывать самые амбициозные проекты, способствующие жилищному строительству. О том, как развивается инфраструктура в ДФО, на полях Восточного экономического форума (16+) рассказал директор подразделения "Инфраструктурные облигации" ДОМ.РФ Александр Аксаков.

Дальневосточная специфика

Александр Анатольевич, как вы оцениваете потребность Дальнего Востока в обновлении инфраструктуры? Основываясь на опыте работы, в проектах какого типа округ нуждается в первую очередь?

— Дальний Восток сегодня находится в фокусе государства, учитывая геополитическую ситуацию и определённый разворот на Восток. Поэтому развитие дальневосточного макрорегиона — важный аспект работы ДОМ.РФ. Будучи институтом развития в жилищной сфере, мы стараемся для комплексного развития ДФО задействовать все наши инструменты.

Если говорить конкретно об инфраструктуре, нужно учитывать дальневосточную специфику в строительной сфере. Стоимость логистики на Дальнем Востоке выше из-за больших расстояний, климатические условия достаточно сложные. Соответственно, и себестоимость строительства выше, чем в среднем по стране. Именно поэтому здесь особенно актуальны механизмы поддержки. 

Мы видим большой спрос на транспортные проекты, учитывая развитие новых логистических хабов и маршрутов, инженерную инфраструктуру. В ДФО большой износ сетей — необходимо модернизировать и строить новые объекты энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. В фокусе социальная сфера — строительство школ, детских садов, поликлиник, спортивных объектов. Развития требует туристическая инфраструктура. И всем этим занимается ДОМ.РФ. Каждое направление приоритетное для нас, но, если делать на чём-то акцент, я бы выделил строительство транспортной инфраструктуры, а также замену и строительство новых сетей.

— Без помощи государства застройщикам не построить новую инфраструктуру?

— На рыночных условиях реализовывать инфраструктурные проекты в принципе сложно. Они долго окупаются, и доходность по ним, конечно же, ниже, чем та, на которую рассчитывает большинство инвесторов. А с учётом высокой ключевой ставки Центробанка, сейчас это 18 процентов, порог входа увеличивается ещё больше. Соответственно, государству приходится "подталкивать" строительство инфраструктуры.

ИА PrimaMedia

Александр Аксаков. ИА PrimaMedia

Надо сказать, что сегодня правительство России предоставляет регионам беспрецедентное количество мер поддержки в рамках "Инфраструктурного меню". Это федеральный проект, запущенный в 2021 году. Он объединяет целый набор инструментов, которыми могут воспользоваться субъекты Российской Федерации для реализации разных типов проектов. Среди них есть инфраструктурные бюджетные кредиты, когда, по сути, сами регионы по льготной ставке занимают средства у Минфина Российской Федерации. А есть такие инструменты, как инфраструктурные облигации ДОМ.РФ. Этот механизм позволяет привлекать на строительство уже частные деньги, государство в лице того же Минфина субсидирует ставку по займу — и в итоге она оказывается более выгодной, чем та, которую предлагают коммерческие банки. Заёмщиком при этом становится непосредственно застройщик, который реализует инфраструктурный проект — это может быть концессионер, застройщик, корпорация развития региона или дочернее общество субъекта Российской Федерации.

В портфеле — 50 проектов

— Механизм инфраструктурных облигаций работает чуть больше трёх лет — не такой большой срок. Как быстро освоили его в России и на Дальнем Востоке?

— Статистика говорит сама за себя. В нашем портфеле 50 проектов в 26 регионах. Причём 13 из них — то есть фактически треть — на Дальнем Востоке. Это подтверждает тезис о том, что именно в ДФО наиболее актуально применение механизмов государственной поддержки. 

— Можете привести примеры приоритетных проектов, которые реализуются в ДФО с помощью механизма инфраструктурных облигаций? Интересно, как именно инвесторы используют этот инструмент.

— Вообще у нас очень широкий спектр инвесторов. Есть проекты, где заёмщиком выступает застройщик, который привлекает "льготные деньги", чтобы построить инфраструктуру для новых микрорайонов. Есть проекты, где заёмщик — это концессионная компания или так называемый частный партнёр в рамках механизма государственно-частного партнёрства. Интересно, что 12 из 13 проектов в ДФО реализуются именно в формате концессионных сделок. Так называемой публичной стороной или концедентом выступает субъект Российской Федерации или муниципалитет, на территории которого реализуется инфраструктурный проект, а концессионером или частной стороной — частный инвестор. Обычно это профессиональная организация с большим опытом на рынке и высоким уровнем экспертизы. Например, в Хабаровске группа "Полипластик" на правах концессионера строит тепломагистраль ТМ-35 — 12 километров трубопровода, который позволит подключить к ТЭЦ новые микрорайоны. Публичной стороной выступило правительство Хабаровского края, то есть образуется синергия государства и бизнеса.

А есть такие проекты, как в Сахалинской области, где строится масштабный жилой квартал "Уюн-Парк". Это новый микрорайон из 25 жилых корпусов, рассчитанный почти на 300 тысяч кв. метров жилья. С помощью средств от инфраструктурных облигаций застройщик уже построил объекты электроснабжения и дорогу к ЖК. А сейчас реализуется проект по строительству сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения стоимостью более 2 млрд рублей, из которых 1,5 млрд — заёмные средства. Заёмщиком в данном случае является дочерняя компания Корпорации развития Сахалинской области. 

—  Какие проекты можно отметить в Приморье?

— Прежде всего, это горнолыжный курорт "Белая гора" в городе Арсеньеве. Это первый проект туристической направленности в России, для финансирования которого применяется механизм инфраструктурных облигаций. Сумма займа составляет 6,7 млрд рублей. Договор о финансировании через механизм инфраструктурных облигаций подписали ДОМ.РФ и застройщик "Приморье СпортОтельИнвест". Компания будет строить и эксплуатировать горнолыжный курорт, а Правительство Приморского края выступает публичной стороной. Причём команда проекта участвовала в строительстве одного из самых успешных российских курортов в Сочи "Роза Хутор". Очень отрадно, что в Приморье начнут появляться такие объекты международного уровня. Ожидаем, что в скором времени "Белая гора" примет первых гостей. 

— Много ли в вашем портфеле уже реализованных проектов?

— Инфраструктурные облигации были запущены только в 2021 году, но за прошедшее время сделано немало. 2024 год как раз станет годом активного ввода объектов в эксплуатацию. В июле этого года сдан крупнейший проект в нашем портфеле общей стоимостью 148 млрд рублей — обход г. Тольятти и мост через Волгу в Самарской области, автомагистраль по видеосвязи открывал президент России Владимир Владимирович Путин. Дорога стала частью транспортного маршрута "Европа — Западный Китай". 

ИА PrimaMedia

Александр Аксаков. ИА PrimaMedia

Также несколько недель назад я был в столице Чувашской Республики Чебоксарах. К 555-летию города мы приурочили сдачу первых двадцати троллейбусов, закупка которых была профинансирована с помощью инфраструктурных облигаций. В этом же году сдан детский сад в городе Курске. Уже состоялась сдача первой очереди ЖК "Уюн-Парк" в Сахалинской области.  

Масштабируем меры поддержки

— ДОМ.РФ активно работает над масштабированием инфраструктурных облигаций — расширяет перечень финансируемых проектов, облегчает применение механизма. Какие поправки готовятся сейчас? Как они затронут регионы Дальнего Востока?

— Во-первых, совместно с Минстроем России мы уже неоднократно вносили изменения в постановление правительства, которое регламентирует работу механизма инфраструктурных облигаций — весь порядок отбора проектов и финансирования. Например, изначально данный механизм не позволял финансировать концессионные и ГЧП проекты. В 2021 году губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко предложил исправить этот пробел. ДОМ.РФ инициативу поддержал, в постановление были внесены соответствующие поправки. В результате сегодня более половины всего нашего портфеля — 26 проектов из 50 — реализуются с помощью концессионной схемы. 

Далее — мы расширяли типы инфраструктуры для льготного финансирования, включив в этот перечень энергетическую инфраструктуру. Сейчас планируем распространить механизм и на промышленную сферу, в том числе модульное строительство для промышленных объектов.

Также в планах — расширить целевое назначение денежных средств на расселение ветхого и аварийного жилья. Это особенно актуально для проектов комплексного развития территорий, которое активно применяется в ДФО. На Восточном экономическом форуме состоится целый ряд сессий, где будет обсуждаться эта тематика.

— Очень важная инициатива относительно КРТ, и хотелось бы узнать подробности. 

— Когда реализуется проект комплексного развития территорий, часто нужно сначала расселить ветхий и аварийный жилой фонд, чтобы построить новое современное жилье и создать качественную городскую среду. Это значимая статья затрат, иногда до 30 процентов от общего бюджета проекта. И как раз мы предлагаем в рамках механизма инфраструктурных облигаций финансировать расселение ветхого и аварийного фонда, то есть подготовку площадки под КРТ и подвод всей необходимой инфраструктуры — дорожной, инженерной и социальной. Финансирование по льготной ставке разгрузит застройщиков, сделает строительство более рентабельным и откроет новые возможности для развития территорий. Сейчас наше предложение находится на обсуждении в Минстрое. 

— Проходила информация, что льготное финансирование может быть распространено и на лизинг. ДОМ.РФ ведёт работу в этом направлении?

— Речь идёт о льготном лизинге коммунальной техники, это новая для нас программа, над которой мы работаем совместно с Минпромторгом России и Минфином России. Планируется, что регионы получат возможность приобретать на льготных условиях снегоуборочную, очистительную и другую коммунальную технику, чтобы содержать улицы чистыми и ухоженными. Программа может быть запущена до конца года, и думаю, что уже скоро в нашем портфеле появятся первые проекты льготного лизинга. 

ИА PrimaMedia

Александр Аксаков. ИА PrimaMedia

— Наверное, успех вашей работы зависит и от того, насколько эффективно сработают региональные команды?

— Конечно, мы постоянно на связи с регионами. Кстати, я только что приехал из Магаданской области, где с помощью инфраструктурных облигаций реализуется сразу 6 проектов — социальной, спортивной, инженерной инфраструктуры. Механизм поддержки позволил запустить в Магадане, где 30 лет не строилось нового жилья, проект строительства большого современного микрорайона на территории "Горохового поля". Как раз обсуждали с губернатором Сергеем Носовым его реализацию. Главы регионов активно включились в процесс. На полях Восточного экономического форума эта совместная работа продолжается. 

— Подводя итоги, хотелось бы заглянуть на перспективу. Какие планы у ДОМ.РФ относительно Дальнего Востока?

— Сейчас в нашем портфеле проектов на 174 млрд рублей, из них 46 млрд — проекты в ДФО. Есть поручение президента довести объём финансирования проектов на Дальнем Востоке до 100 млрд рублей, охватив все субъекты. Конечно, здесь многое зависит от экономической ситуации и Минфина, который должен выделять соответствующие субсидии. Но поручение есть, и я уверен, что совместно с Министерством развития Дальнего Востока, Минстроем России и региональными командами мы сможем его выполнить, потому что сегодня Дальний Восток — один из ключевых регионов страны, который ДОМ.РФ поддерживает всеми своими инструментами — инфраструктурные облигации только один из них. На Дальнем Востоке мы представлены и как банк, и как институт развития, и как оператор программы Дальневосточной ипотеки, которая помогает людям приобретать жильё на льготных условиях. А инфраструктурные облигации открывают новые возможности для развития территорий. Этот колоссальный потенциал общими усилиями надо использовать по максимуму.