Погубит ли искусственный интеллект творческие порывы или создаст новое поле для креатива? Как эволюционирует музыкальная индустрия под влиянием цифровых технологий? Как меняется система монетизации музыкального контента в современном мире? Ответы на эти и другие актуальные вопросы были озвучены на сессии "Музыка будущего: как технологии меняют музыкальный ландшафт" (16+) в рамках Форума творческих инноваций стран БРИКС (16+) на полях ВЭФ (16+), сообщает ИА PrimaMedia.
Как все изменилось
В современном мире цифровые технологии проникли практически во все сферы нашей жизни, и музыкальная индустрия не осталась в стороне. Применение современных подходов и искусственного интеллекта трансформируют все от процесса создания музыки до ее тиражирования, потребления и монетизации. В ходе сессии участники поделились своим опытом работы на региональных музыкальных рынках, обсудили перспективы развития индустрии и риски, которые несет за собой цифровизация.
Наталья Братчикова — генеральный директор NUUM. ИА PrimaMedia
Как современные технологии изменили российскую музыкальную индустрию на примере собственного бренда рассказала Наталья Братчикова — генеральный директор стриммингового сервиса NUUM (12+). По мнению Натальи, секрет успеха заключается в развитии через соцсети и интеграции музыки в видео.
"Мы запустились совсем недавно, 1 декабря прошлого года. Но уже на текущий момент аудитория у нас достаточно большая: порядка 7 млн человек и 80 тысяч авторов. В первую очередь, нужно понимать, насколько музыка и видеоконтент связаны. На текущий момент в сегменте молодежной аудитории от 12 до 17 лет 57% пользователей потребляет музыку в видеоформате. При этом более 60% аудитории проживает в городах с населением менее 500 тыс. чел. Поэтому нам крайне важно дистрибьютировать контент через социальные медиа", — отметила Наталья Братчикова.
О том, как глубоко цифровые технологии проникли в среду радио рассказал генеральный директор ГПМ Радио (12+) Вадим Терещук.
"Если говорить о музыкальном, а не информационном радио, то это уже полностью цифровой продукт. Сборка, программинг, радио, мониторинг эфира — это все сделано на программных решениях. Второе направление, где произошла трансформация радио отрасли, это дистрибуция", — сказал Вадим.
Само слово "радио" подразумевает собой распространение сигналов последствием радиоволн Однако современный мир диктует свои условия. Как отмечает Вадим Терещук, сегодня более 40% слушателей радио потребляет этот контент в диджитал-среде — в интернете. И этот сегмент постоянно растет. Конечно, сохраняется и распространение сигнала через классическое FM-вещания. Однако, доставка сигнала до FM-передатчиков сейчас тоже полностью цифровая.
Также используются на современном радио и все преимущества диджитал-индустрии для продвижения радиостанций. Это соцсети и видеохостинги. В среде молодой аудитории видео — основной формат потребления музыки и даже радиостанции, понимая это, выходят на новые форматы.
А как у них?
Представитель Корейского агентства креативного контента - Ким Си Ву. ИА PrimaMedia
Не секрет, что в последние годы огромную популярность во всем мире приобрел корейский контент, в частности — корейская музыка. О том, как Южной Корее это удалось и какую роль в этом сыграли современные технологии, рассказал представитель Корейского агентства креативного контента Ким Си Ву.
"Секрет успеха — это технологии: наличие смартфонов у наших пользователей и функционирование крупных цифровых музыкальных платформ. Если вспомнить время до видеохостинга и массовой популярности смартфонов, тогда популярность корейского контента была не столь высокой. Сегодня мы представляем музыкальный контент, который оптимизирован под смартфоны и ведущие цифровые платформы как в мире, так и в разных странах. Благодаря технологиям мир становится меньше, а мы — ближе", — поделился Ким Си Ву.
Представитель корейского агентства отметил, что креативной индустрии важно успевать за темпами изменений в современных технологиях. Также стоит обращать внимание на крупные локальные платформы вроде Вконтакте (18+) в России и особенности взаимодействия с ними. Без интеграции в локальные сервисы популярность корейской культуры, считает он, не была бы столь масштабной в разных странах мира.
Куда двигаться дальше?
Руководитель направления по взаимодействию с партнерами компании Broma16 Алексей Николаев. ИА PrimaMedia
Важный вопрос сохранения авторских прав в эпоху развития цифровых технологий поднял признанный эксперт в этой сфере на музыкальном рынке, руководитель направления по взаимодействию с партнерами компании Broma16 Алексей Николаев. Он отметил, что искусственный интеллект, стремительно ворвавшийся в нашу жизнь в текущем году, сильно повлиял и на музыкальную индустрию. У пользователей появилось больше возможностей не просто слушать, но и внедряться внутрь музыки, меняя ритмы, темп, встраивая треки в процесс игр и видео буквально на ходу. Все это осложняет соблюдение авторских прав. А значит, создатели музыкальных композиций, не рассчитывая на долгосрочное получение вознаграждений, вкладывают в них минимум сил и стараний.
"Будущее врывается в нашу жизнь. Нам необходимо и дальше мотивировать авторов контента создавать качественную музыку. Нам нужно, чтобы автор, создавая, думал в долгую и мог рассчитывать на получение дохода от использования своих произведений на многие годы вперед. Для этого нужна качественная инфраструктура, хорошие инструменты, которые позволят сегментировать все новые сложнейшие виды использования музыкального контента, собирать вознаграждения и распределять их между правообладателями", — сказал Алексей Николаев.
Какие риски?
По мнению Ольги Ким как представителя музыкальной индустрии и советника гендиректора лейбла "СП Диджитал", популяризация применения ИИ и цифровых технологий в области создания музыкального контента может привести не только к положительным изменениям, но и к ряду трудностей.
Так, например, применение ИИ-технологий, благодаря которым можно очень быстро создавать новые фонограммы на основе популярных треков, может усугубить проблемы пиратства. В индустрии такие композиции называются AI-каверы. Сохраняя форму оригинала, они становятся невидимы для системы идентификации по цифровому отпечатку, которая позволяет бороться с пиратством. Сложно отследить и авторские права на композиции, когда на их основе создаются ремиксы с применением ИИ.
"Уже было исследование компании "Текс", которая обнаружила, что каталоги стримминговых сервисов насчитывают более 1 млн таких фейковых композиций. Их невозможно идентифицировать с помощью стандартных автоматических средств, только вручную. У нас в России довольно продвинутые возможности по блокировке пиратских треков, но даже мы не справляемся с такими объемами", — заявила Ольга Ким.
Еще одна серьезная трудность — это перенасыщение музыкального рынка оригинальным, но практически не просматриваемым контентом. Это способствует популяризация приложений, которые позволяют создавать музыку практически любому пользователю без каких-либо навыков.
"Это, наверное, здорово звучит: люди увлечены творчеством. Но вот согласно исследованию аналитической компании Luminate, из 184 млн треков, которые сейчас загружены на стримминговых сервисах, почти 80 млн треков были прослушаны от 1 до 10 раз. А около 46 млн не прослушивалось ни разу. Получается, 86% музыки, загруженной на платформы, просто не слушается и не используется", — отметила Ольга Ким.
А теперь представим, что этот огромный объем музыки, сгенерированный с помощью ИИ, попадает на стримминговые сервисы. Получится, что творчество, созданное человеком, найти и послушать будет практически невозможно. Оно останется погребенным под обилием этого одноразового контента. Как отметила Ольга Ким, по данным ряда исследований, уже к 2028 году авторы музыкальных композиций будут недополучать 27% доходов, если не будет принято системного решения относительно треков, созданных машинами.