Первые итоги глобального энергетического перехода, развитие возобновляемых источников энергии и параллельное использование ископаемого топлива, набор преимуществ, грамотное использование которых может позволить нашей стране задавать тон в глобальной энергетике завтрашнего дня — это и многое другое стало темами сессии "Будущее энергетического перехода: найти свое место" (16+), проходившей в рамках деловой программы IX Восточного экономического форума (ВЭФ) (16+) на острове Русском во Владивостоке, сообщает ИА PrimaMedia.
Тон дискуссии задал модератор сессии шеф-редактор Телеканала РБК (18+) Кирилл Токарев, предложивший спикерам ответить на прямой вопрос: "Что означает переходная энергетика для России?" Следует ли следовать в фарватере мировых тенденций, заданных глобальным Западом, где под "озеленением" энергетики понимают, в основном, развитие альтернативных генераций — "ветра" и "солнца". При этом на Западе не считают "зеленой" генерацией гидроэнергетику, газовую и атомную энергетики, которые в России считаются достаточно экологичными.
В свою очередь в нашей стране многие считают "зеленую" экологию по западному образцу очередным мыльным пузырем, который вот-вот лопнет.
Так, генеральный директор компании Эн+ Владимир Колмогоров заметил, что на Западе, по его мнению, сегодня мало кто вспоминает о "зеленой" энергетике, в то время как у России огромнейший потенциал развития гидроэнергетики и в Сибири, и в европейской зоне, и на Кавказе.
"Эта отрасль сейчас должна активно развиваться. Для этого нужно направить средства и все усилия для того, чтобы сравняться с Европой и США по освоению гидроресурсов и увеличить мощность гидростанций в 2 раза. Для нас это был бы выход", — сказал Колмогоров.
Владимир Колмогоров. Игорь Руссак. Фотобанк "Росконгресса"
С точки зрения генерального директора АО "Росатом Возобновляемая энергия" Григория Назарова, энергетический переход сегодня актуален. Правда, для подтверждения этой мысли он привел не пример Европы и США, а пример… Китая.
"Кто был в Китае, тот отметил количество зеленых номеров на машинах. Тут очевидно, что энергопереход существует и картина генерирующего оборудования меняется. "Ветер — солнце" — сейчас лидер по объему глобальных инвестиций. В этом году Китай переходит уже на цели-2030, то есть 20% выработки там сделают на ветре и солнце. Энергопереход идет, просто по пути он меняется в плане целеполаганий", — заметил Назаров.
Своим видением обсуждаемой темы поделился член правления, первый заместитель генерального директора ПАО "РусГидро" Роман Бердников.
"Под энергетическим переходом я бы понимал эффективное развитие энергетики и эффективное потребление. Ожидается большое развитие энергетических мощностей. Но самое главное в этом развитии — соблюдение баланса использования ресурсов. Свой энергопотенциал мы используем лишь на 20%, а уже говорим о переходе на что-то другое. Мы должны эффективно развивать генерации с максимальным использованием имеющихся у нас ресурсов. И здесь надо определиться. И газ нужно использовать, и уголь, поскольку это уже и энергобезопасность, и энергонезависимость. Просто уголь надо использовать на основе других, современных технологий", — сказал Бердников.
На сессии. Игорь Руссак. Фотобанк "Росконгресса"
С любопытной презентацией выступил партнер ООО "Яков и Партнеры" Антон Порядин, познакомивший участников сессии с итогами исследований, которые продела эта компания, занимающаяся стратегическим консалтингом в России.
"Энергопереход привел к тому, что определенные технологии становятся зрелыми и их использование в среднем становится экономически выгодным. Это такие технологии, как "ветер", "солнце", "хранение", стоимость которых за 10 лет снизилась на 50%. Что важно, когда мы говорим о энергетическом переходе? То, что мы находимся на неразведанной территории, где новые технологии имеют тенденции созревать не линейно и не так, как мы думаем. Возникают вызовы. Первый из них: инвесторы устали инвестировать в энергетический переход, который "за всё хорошее против всего плохого". Им нужен возврат "на капитал", им нужно преимущество первого игрока в новых экологических стандартах. Растут инвестиции в "озеленение" ископаемого топлива. Многие энергокомпании и стартапы потеряли свою аукционную стоимость именно потому, что идет битва за инвесторов, которым в первую очередь нужен масштаб", — отметил Порядин.
Антон Порядин. Игорь Руссак. Фотобанк "Росконгресса"
По прогнозу компании, электроэнергетику в России в ближайшее время ожидает подъем. Вырастет, прежде всего, спрос — на 1,6 % (в мире — на 2,2%, в основном, за счет развивающихся стран). В среднесрочной перспективе возможно развитие газовой генерации и таких, уже зрелых, технологий, как гидро— и возобновляемая энергетика. Особенно на Дальнем Востоке, где иная генерация может быть невозможна из-за дороговизны соответствующих проектов.
В долгосрочном плане видится развитие атомной генерация, особенно в части АЭС малой мощности третьего плюс и четвертого поколений, а также "озеленение" ископаемого топлива за счет модернизации производства, использования чистых видов топлива, развития зрелых технологий низкоуглеродной генерации, ускоренной коммерциализации прорывных технологий будущего.