Дальневосточные регионы увеличат вклад в национальную экономику за счет развития креативных индустрий. Президент России дал поручение увеличить вклад этого направления экономики в национальный ВВП до 6% к 2030 году. Местные предприниматели уже развивают бренды и производство продукции с "культурным кодом" Дальнего Востока, специализируясь на моде, кино и урбанистике. Эксперты IX Восточного экономического форума (ВЭФ — 2024, 16+) на сессии "Креативный каркас — 2030: развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке" (16+) обсудили перспективы становления новых креативных кластеров и попросили поберечь традиционные ремесла и культурное наследие от интенсивного продвижения, сообщает ИА PrimaMedia.
В развитых экономиках мира креативная индустрия занимает 7-9 % ВВП, в России она достигает порядка 2,5%. Президент РФ дал поручение довести вклад креативной индустрии в ВВП страны до уровня 6-6,5%. В этом году креативные индустрии получили свое законодательное закрепление на федеральном уровне, в августе был принят закон "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации".
До принятия закона были устроены общественные слушания, вызвавшие бурную реакцию музейного сообщества. От представителей музейного цеха на ВЭФ-2024 выступила директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Елизавета Лихачева.
Елизавета Лихачева. Фото: ИА PrimaMedia
— Можно монетизировать сохранение культурного наследия и относиться к музеям с точки зрения приносимого экономического эффекта, но нельзя ставить существование музея в зависимость от того, насколько хорошо он заработал деньги. Дело в том, что у музея функций гораздо больше, музей — это гораздо более серьезная институция, чем развлечение публики за какую-то цену. У музея есть масса способов заработать, но я хочу отметить, что количество всевозможных ведомственных приказов, осложняющих ему жизнь, настолько велико, что проще вовсе не зарабатывать, — сказала Елизавета Лихачева.
Эксперт привела в обоснование своих слов трудности приобретения актуального мерча и сувенирной продукции на собственные деньги музея: "заказать можно, принять на комиссию нет".
Она отметила, что большие центральные музеи могут влиться без потерь в новые условия, но провинциальные краеведческие музеи, которые могут на энтузиазме поддерживать традиционные ремесла, находятся в более уязвимом положении, трафик туристов значительно ниже, а со значительным увеличением трафика городок или село не справится, не выдержит антропогенной нагрузки.
— И вместо возрождения креативной индустрии вы получаете смерть музея, села и промысла, который существовал 500 лет, — заключила Елизавета Лихачева.
Автор закона и представитель органа, ответственного за продвижение креативных индустрий. Обратили внимание, что закон рамочный, созданный для объединения опыта, и не носит обязательной для всех силы. По этому направлению двигаются те участники, которые готовы идти по этому пути. Его назначение — найти способы продвижения брендов и реализации творческого потенциала.
Эльвира Нургалиева. Фото: ИА PrimaMedia
— Направление новое, если три года назад мы здесь с вами обсуждали творческие проекты и направления по части созидателей, уже в прошлом году мы говорили, что это все-таки экономика, а в этом году у нас принят закон. Мы, как участники процесса, должны собирать гибкую конструкцию, чтобы в силу возможностей дать проявиться отрасли, а с другой стороны, не зарегулировать этот процесс, — сказала заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.
На на сессии "Креативный каркас — 2030: развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке" ВЭФ — 2024 эксперты собрались обсудить новеллу, планы ее реализации и сверить часы с регионами.
Денис Кравченко. Фото: ИА PrimaMedia
— Закон носит концептуально рамочный характер. В нем определены полномочия между федерацией и регионами, возможные форматы и меры поддержки. Мы создаем условия для бурного роста нового сектора экономики. Креативная индустрия — колоссальная точка роста Дальнего Востока, — сказал автор закона, первый зам.председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Денис Кравченко.
В законе закрепили федеральный исполнительный орган, который будет отвечать за реализацию поставленных целей в креативной экономике, он же будет вести реестр, который будет пополняться представителями креативных индустрий с подачи регионов.
— Мы запускаем среду, пытаемся проявить эти таланты, для этого организуются конкурсы. Так, выявили более полутора тысяч инициатив, готовых становиться полноценными предприятиями. Сейчас мы их включаем в акселерационные программы, они, по сути, синхронно станут резидентами кластера на территории Дальнего Востока. И мы будем их подключать ко всем активностям креативного направления. По сути, создаем новую экономику. Направлений много, регионов много, поэтому мы составили такую матрицу, где каждый регион определил свои приоритеты и ключевые три отрасли креативной экономики, в которых готов разрабатывать меры поддержки и вести системную работу. Чтобы у нас внутри не возникало конкуренции, очень важно, чтобы мы смогли выстроить модель единого креативного пространства, которое работало бы на внешние рынки, — сказала Эльвира Нургалиева.
Эксперты призвали не стесняться местных брендов собственной продукции, часто качество не уступает зарубежным аналогам.
Дальневосточные регионы из направлений креативных индустрий чаще выбирают дизайн, благоустройство территории и урбанистику, кино и анимацию, модную индустрию. Дальний Восток пока не занимает лидирующих позиций в плане развития креативных индустрий, но здесь высоко оценивается возможность работать на экспорт. Тем более, что у продуктов креативной индустрии на порядок ниже барьеры входа на рынки АТР. И есть богатый опыт взаимодействия с соседними странами.
Сейчас ведется работа по запуску креативных кластеров в трех регионах: Амурской области, Бурятии и Приморье.