Полиция Владивостока возбудила уголовное дело в ходе проверки инцидента на Русской
21:51
Ремонт улицы Иртышской стартовал во Владивостоке
19:23
Россиянам утвердили выплату удвоенных пенсий – кому одобрили прибавку
19:11
Полиция Владивостока оперативно установила участников конфликта в жилом доме на Русской
19:04
В колонию строгого режима на 7,5 лет отправится приморец за убийство из ревности
18:48
Слава Раков, груз Весов и нервы Рыб: подробный гороскоп на 17 сентября
18:30
Число клиентов "Привилегии" ВТБ достигло 1 млн человек
18:23
Тихоокеанский медицинский конгресс в 21-й раз пройдет в Приморье
18:00
Влюбленные, Звезда, Императрица: безбашенный таро-прогноз любви до 20 сентября
18:00
Экспортные пошлины отодвигают окупаемость инвестпроектов рыбаков минимум на год
17:56
"Расскажем, чем писатели всех нас порадуют во Владивостоке" — ПоЛиТРбюро 2.0
17:55
Овнам армия купюр, Девам карусель роскоши - прогноз на деньги до 20 сентября
17:30
Комфортная и безопасная экоулица: ТОС во Владивостоке за счет гранта установил новые фонари
17:03
Маленький, горячий и надежный: выбираем клеевой пистолет для творчества и ремонта
17:00
Сбежал из дома и жил на ферме: в Приморье разыскали пропавшего подростка
16:56
Экспортные пошлины отодвигают окупаемость инвестпроектов рыбаков минимум на год 17:56
Росреестр: Приморский край лидирует в строительстве жилья на Дальнем Востоке 12:51
Порты Владивосток и Находка работают с превышением прошлогоднего графика 08:40
В Республике Беларусь растет доверие к приморским товарам - Олег Кожемяко 14 сентября, 15:00
"Главное, чтобы международная ТОР в Приморье принесла пользу стране" – Юрий Трутнев 13 сентября, 20:35
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев 12 сентября, 18:00
Бывший совладелец группы FESCO начинает новый бизнес 12 сентября, 17:57
Wildberries ищет нового подрядчика для стройки крупного склада под Владивостоком 12 сентября, 12:43
ПСБ во Владивостоке выступил стратегическим партнером V съезда лидеров ОПОРЫ РОССИИ 12 сентября, 11:13
В Приморье будут выпускать эндопротезы из титановых сплавов 12 сентября, 08:44
ВАРПЭ и Правительство Магаданской договорились развивать рыбную отрасль региона вместе 11 сентября, 17:08
Сбер поможет ГК "Восток Лидер" внедрить ИИ в производственные процессы 11 сентября, 15:54
"ТСД Развитие" и Дальневосточный Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве 11 сентября, 14:21
"Желаю удачи команде города": Тарас Фищук рассказал о причинах своей отставки 11 сентября, 14:14
Владивосток остался без начальника управления градостроительства и архитектуры 11 сентября, 13:17

Зелёные сценарии для Владивостока обсудили эксперты на ВЭФ-2024

Как решить проблемы с озеленением в "мегазелёном" городе
Сессия "Зелёные мастер-планы: стратегии "зеленого" городского планирования ИА PrimaMedia
Сессия "Зелёные мастер-планы: стратегии "зеленого" городского планирования
Фото: ИА PrimaMedia

Зелёные мастер-планы и стратегии "зеленого" городского планирования обсудили участники урбанистической сессии ВЭФ(16+). Ведущие архитекторы предложили свои решения, которые могут сделать Владивосток комфортным и экологичным городом для жизни, сообщает ИА PrimaMedia. 

Чек-лист для чиновников

Любой мастер-план должен учитывать развитие города через условные 50-100 лет с точки зрения природного комплекса. Важно, какая в нём будет температура, какой силы ветер, интенсивность осадков, как изменится рельеф. Об этом рассказал сооснователь архитектурного бюро "КАМУРУ" Вадим Пасичников.

"Что такое дальневосточный город? По большому счёту, это тайга и река. В какой-то момент здесь начинается активное строительство, которое вторгается в существующую экосистему, где-то её повреждая, а где-то не учитывая контекст", — отметил эксперт.

В качестве примера он привёл Уссурийский бульвар в городе Хабаровске. Этот линейный объект фактически построен на реке, которая заключена в коллектор, и очень часто он не справляется с нагрузками. Поверхностные стоки удаляются плохо, уровень воды поднимается на опасную высоту.

ИА PrimaMedia

Сессия "Зелёные мастер-планы: стратегии "зеленого" городского планирования. ИА PrimaMedia

Консалтинговая компания КБ "Стрелка", разработавшая мастер-план города Хабаровска, предложила интересное решение — "открыть" бульвар, чтобы вернуть реку городу.

"Но там течёт поверхностный сток, который будет не очень приятно видеть людям. Поэтому надо предварительно проводить масштабные комплексные мероприятия по очистке этого стока", — рассказал докладчик.

Подобных моментов возникает большое количество. Чтобы их предусмотреть, эксперт предлагает разрабатывать гайдлайны или так называемый чек-листы, где будут учитываться все природные особенности территории. Такое руководство принесёт пользу и чиновникам, и специалистам, которые будут работать с мастер-планом.

"Причём у нас есть национальный план мероприятий по адаптации к изменениям климата, есть другие подобные документы, но они не увязаны в единую систему, и это ещё одна проблема, которой нужно заниматься", — сообщил Вадим Пасичников. 

Гайдлайн должен показывать, как можно строить, а как нельзя, с его помощью можно будет отследить все цепочки воздействия, чтобы разработать типовые решения для городов. 

Создавая мастер-план города Советская Гавань, архитектурное бюро заложило в него повестку, связанную с изменениями климата. И такую проработку на основе адаптационных сценариев Вадим Пасичников считает очень важной. 

Мегазелёный город

Сооснователь Архитектурно-производственной компании Concrete jungle Феликс Машков затронул вопросы озеленения. У Владивостока с этим серьёзные проблемы, считает эксперт.

"Наверняка вы часто слышали споры специалистов о том, что "здесь это расти не будет", "на кровле это не растёт", — обратился он к аудитории.

ИА PrimaMedia

Сессия "Зелёные мастер-планы: стратегии "зеленого" городского планирования. ИА PrimaMedia

Но данные проблемы во многом надуманные, уверен архитектор. В качестве примера можно рассмотреть опыт национального парка "Куршская коса" на севере Калининградской области. Ещё полтора века назад там была неприглядная песчаная дюна. Человек создал на ней лес. "Если упорно работать с природой, в пустыне вырастает сосновый бор", — подытожил Феликс Машков. 

А Владивосток, акцентировал он, это "мегазелёный город". И если на урбанизированных территориях исторического центра площадь озеленения составляет 30 процентов, то в условной Снеговой Пади, на Второй Речке показатель достигает 70 процентов.

Соответственно, вопрос должен состоять не в том, как сделать город зелёным, а как сделать его качественно зелёным. Пока во многих локациях нет ничего, кроме самовыросших дикоросов. Центр города, по словам Машкова, представляет собой "один огромный фрагмент неблагополучия".

Карманные леса

Изучая для очередного проекта акваторию Амурского залива, архитекторы Concrete jungle обнаружили бурную растительность на кровле заброшенной базы. Битумную площадку украшали полынь, вишня, ива, проклюнулся неприхотливый вяз. Тезис о том, что природа в городах "чувствует себя плохо", себя не оправдал, подчеркнул эксперт.

"К вопросу озеленения эксплуатируемой кровли. У нас есть места с осадочными породами и грунтами, расположенные обычно в низинах. А то, что мы видим над низинами, обычно растёт на скале, где плодородного грунта не больше 20 сантиметров. То есть всё не сводится к плодородному слою. Конечно, он нужен растениям, но, например, корневая система деревьев редко спускается ниже полуметра", — отметил архитектор. 

Гораздо более серьёзный фактор для зелёных насаждений, по его словам, антропогенный. Жители и гости города вытаптывают зелёные газоны, палисадники. Поэтому следует ограждать от них растительность, очень уязвимую на раннем этапе развития. Существует масса решений, которые позволяют сделать это красиво, например, с помощью ограждений из ивовой лозы.

ИА PrimaMedia

Сессия "Зелёные мастер-планы: стратегии "зеленого" городского планирования. ИА PrimaMedia

"Если мы хотим получить город с интегрированной в него дикой природой, нужно формировать так называемые карманные леса или городские заповедники. В отличие от декоративного озеленения они не требуют дорогостоящего обслуживания. Представьте, что у нас есть мастер-план и в нём профиль улицы — можно сделать там полосу озеленения не 1,5, а 4,5 метра. Здесь отличный пример — это Хабаровск, где есть большие зелёные парки, заложенные в изначальном генеральном плане города", — рассказал Феликс Машков. 

Во Владивостоке такие зелёные зоны можно разместить вдоль рек. А если их правильно огородить и закрыть от прямого антропогенного воздействия, за 5-7 лет вырастет "непроглядный городской лес". Подобная технология уже используется японцами. В стране Восходящего солнца успешно применяют методологию высадки растений определенной плотности, чтобы органично интегрироваться в живую природу.

Восстановить зелёный каркас


Директор по градостроительной деятельности ПАО "ГК Самолет" Дарья Дергунова поделилась опытом одного из ведущих федеральных девелоперов. Во Владивостоке компания строит жилой комплекс на улице Нейбута. Рядом со стройплощадкой есть участок городского леса на крутом склоне. Девелопер решил его сохранить как место для прогулок будущих жителей. 

Архитектор Ульяна Смекалина рассказала о достаточно новой и перспективной для Владивостока стратегии восстановления зелёного каркаса города. 

"Сегодня город сталкиваемся с отсутствием качественной пешеходной инфраструктуры, общественных пространств, в то время как раньше эта связь была более развитой и комфортной для человека. Действующая стратегия направлена на то, чтобы её восстановить. Для этого можно задействовать резервы дорожной инфраструктуры, в том числе размещать парки над и под большими эстакадами. Это очень актуально для проекта ВКАД. Парк под транспортной магистралью поможет достичь целей зелёного каркаса", — рассказала Ульяна Смекалина.

Повысить плотность

Член "Союза Архитекторов России", эксперт АСИ, член градсовета Приморья Кирилл Солгалов подчеркнул, что мастер-планирование не сводится к одному параметру. Их большое количество, и первый — это плотность населения, которая влияет на развитие всей территории.

Сегодня большинство дальневосточных городов представляют собой компактный пешеходный центр, вокруг которого буквально "расползается" вся остальная инфраструктура. В этой связи нужно менять подходы к развитию территорий.

ИА PrimaMedia

Сессия "Зелёные мастер-планы: стратегии "зеленого" городского планирования. ИА PrimaMedia

Эксперт выделил несколько признаков устойчивого развития кварталов. Первый — это плотность населения не менее 150 человек на гектар. Второй — это улично-дорожная сеть, которая должна составлять не менее 30 процентов от территории. В-третьих, 40 процентов объектов должны быть многофункциональными. И в-четвёртых, необходима социальная устойчивость — от 20 до 50 процентов зданий в каждом из кварталов следует занять доступным жильём.

"В этом смысле, когда мы обсуждаем город Владивосток и устойчивое развитие городской среды, зелёных стандартов, нужно говорить не про расширение города, а скорее про активное переосмысление тех территорий, которые у нас есть", — обозначил Кирилл Солгалов. 

По его словам, город должен становиться пешеходным, когда в радиусе 15 минут пешком житель может получить любую, необходимую ему услугу. Примером может служить Париж, где 50 процентов ежедневных перемещений горожане совершают пешком за счёт того, что столица Франции очень компактная. 

"И самая важная наша задача — это развитие территорий, которые обладают признаками неэффективности и имеют огромный потенциал, например, набережной Амурского залива. Нужно внедрять туда новые точки роста. А если говорить про принципы устойчивого развития и сохранения зелёного каркаса, то главный принцип можно сформулировать очень просто — человек живёт комфортно в одном месте, а природа живёт без него", — заключил Кирилл Солгалов.

Во благо инфраструктуре

Аспекты городского планирования, связанные с прибрежной средой, затронула архитектор Вероника Фасолько.

"Локальный аспект связан с береговой линией Амурского залива, которая является золотым ресурсом для Владивостока и последнее время осваивается всё более активно. Чтобы данное освоение не было стихийным, очень важно при планировании и природопользовании учитывать параметры существующего ландшафта", — рассказала она. 

На прибрежную зону влияют динамика климата, естественная природная динамика и техногенное освоение территорий. Нередко такие процессы могут приводить к деградации ландшафта. Допустим, сформировавшаяся тенденция бетонирования русел рек ведёт к неприятным последствиям — в последние несколько лет в период сильных осадков города топит. 

1 / 2

"Поэтому нужно иметь ввиду изменения климата и состояние городских рек. Необходим учёт динамики ландшафта. А прежде, чем вносить какие-то изменения в градостроительную документацию и проводить планирование, важно понять, как обернуть эти процессы не во вред, а во благо инфраструктуре", — считает Вероника Фасолько. 

После выступления спикеров гости сессии смогли задать свои вопросы. Один из них касался парка Нагорного, где посетители уничтожают молодые посадки. Феликс Машков ещё раз подчеркнул необходимость ограждения зелёных участков. По его словам, "дизайн решений есть, архитекторы понимают, как сделать так, чтобы не вытаптывалось". 

Подводя итоги сессии, участники затронули также вопросы системы закупок и выбора подрядчиков на муниципальные заказы. Не всегда в рамках 44-ФЗ их получают компании, которые способны качественно справиться с задачей. По словам Кирилла Солгалова, нужно искать механизм, чтобы через набор соответствующих параметров закладывать в проекты дополнительные важные смыслы. А для этого требуются люди со знанием и пониманием города. Кроме того, необходимо вести плотную работа с экспертным сообществом и всеми жителями.