В дни ВЭФ (16+) жители и гости Владивостока наблюдали удивительно яркое зрелище: по Амурскому заливу прошли паруса с изображениями картин русских художников. Третьяковская галерея провела Арт-регату (16+) в рамках Парада парусов ВЭФ (16+). Зрители увидели десять яхт с изображениями произведений художников русского беспредметного искусства. Галерея запустила проект при поддержке Ассоциации учебных парусников (России) и Фонда Росконгресс, организацией занималось ивент-агентство "Аутерра" и яхт-клуб "Семь футов". Автором идеи выступила Алла Решетникова — художник, чья картина была показана на одном из парусов.
Собрали для читателей ИА PrimaMedia короткую историю каждого произведения Арт-регаты.
Василий Кандинский. Композиция VII. 1913. Третьяковская галерея/ Парусник в Арт-регате. Предоставлено филиалом Третьяковской галереи во Владивостоке
Композиция VII — одно из главных произведений Василия Кандинского первой половины 1910-х годов. В этот период художник осознал, что абстрактные формы и элементы способны отобразить духовную жизнь человека гораздо полнее, нежели подражание натуре. Мастер сосредоточился на выразительных свойствах линии и цветового пятна. Абстрактные композиции художник считал высшей формой искусства.
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915. Третьяковская галерея/Парусник в Арт-регате. Фотограф Петр Старостин. Предоставлено ивент-агентством «Аутерра»
Впервые зрители увидели "Черный квадрат" в 1915 году в Петрограде на Последней футуристической выставке "0,10" в окружении беспредметных композиций Малевича. Художник разместил "Квадрат" на стыке двух стен, выше всех остальных картин, — этим он подчеркнул его значимость. Малевич считал "Черный квадрат" первоосновой беспредметного искусства. Для создания этого произведения нужно было оборвать все связи с реальностью, отбросить традиции, достичь "нуля форм". "Черный квадрат" — одно из самых известных произведений русского авангарда, повлиявшее на развитие эстетики во всем мире.
Любовь Попова. Живописная архитектоника. 1918. Третьяковская галерея/Парусник в Арт-регате. Фотограф Петр Старостин. Предоставлено ивент-агентством «Аутерра»
Любовь Попова — одна из "амазонок" русского авангарда. В 1916-1918 годах она создала серию работ под названием "Живописная архитектоника". Термин "архитектоника" означает построение художественного произведения, правильное соотнесение отдельных частей в едином целом. По воспоминаниям скульптора Веры Мухиной, Попова "носилась с соотношением цветов, определяла силу цвета, вес цвета".
Михаил Матюшин. Геометризация пространства. 1918. Третьяковская галерея/Парусник в Арт-регате. Фотограф Петр Старостин. Предоставлено ивент-агентством «Аутерра»
Михаил Матюшин — один из лидеров русского авангарда. Его вдохновляли последние достижения науки начала ХХ века: электромагнитные волны, электрон, рентгеновские лучи. Художник был уверен, что мир наполнен скрытыми от взгляда движениями, вибрациями и колебаниями. В "Геометризации пространства" он представил кристалл как живую форму, беспрестанно меняющуюся во времени. Художник рассуждал так: предметы обладают постоянством формы, но вместе с тем и переменчивостью цвета, ведь цвет "скользит" по поверхности предмета.
Юрий Злотников. Композиция. Из серии «Сигнальная система». 1957-1962. Третьяковская галерея/Парусник в Арт-регате. Фотограф Петр Старостин. Предоставлено ивент-агентством «Аутерра»
Эта композиция относится к знаменитой серии "Сигнальная система" Юрия Злотникова. Автор интересовался семиотикой, психологией, кибернетикой. Он говорил, что его творчество носит "семантико-научный характер", а искусство — это система "направленного интеллектуального регулирования спонтанных реакций психики". Произведения "Сигнальной системы" напоминают результаты научных опытов, которые зафиксированы в рисунке. На листах появляются аналитически выстроенные композиции из цветных точек, линий, квадратов, кругов и полукругов. Их можно воспринять как сигналы, древний способ передачи информации, которым люди пользовались еще до возникновения письменности.
Франциско Инфанте-Арана. Вариации динамических спиралей радикальной бесконечности №8/Парусник в Арт-регате. Фотограф Петр Старостин. Предоставлено ивент-агентством «Аутерра»
Франциско Инфанте-Арана — один из самых значительных авторов современного русского искусства. Художник вспоминал, что на его творческое становление повлияло переживание бесконечности и таинственности мира. Еще во время учебы в средней художественной школе он задумался о том, как изобразить идею бесконечности. Инфанте создавал многочисленные наброски с возрастающими и убывающими геометрическими формами, и позже выбрал основными спираль и точку, создав множество композиций с этими элементами.
Эдуард Штейнберг. Композиция. Февраль. 1976. Третьяковская галерея/ Парусник в Арт-регате. Фотограф Петр Старостин. Предоставлено ивент-агентством «Аутерра»
Эдуард Штейнберг — один из самых известных художников неофициального искусства второй половины ХХ века. Ориентируясь на древнерусскую иконопись, метафизическую живопись и наследие Казимира Малевича, он выработал собственную художественную систему.
Штейнберг утверждал неоспоримую важность "Черного квадрата", но считал, что это произведение свидетельствует о "предельной Богооставленности, выраженной средствами искусства". В своем творчестве он обратился к универсальным супрематическим формам — квадрату, кругу, кресту — уже как к духовным символам. Свой авторский метод он назвал метагеометрией. В многочисленных композициях, посвященных разным месяцам года, Штейнберг вел своеобразный дневник жизни природы.
Андрей Волков. SW/II. 2023-2024. Из собрания художника/ Парусник в Арт-регате. Фотограф Петр Старостин. Предоставлено ивент-агентством «Аутерра»
Андрей Волков — представитель художественной династии, у истоков которой стоял знаменитый мастер Александр Волков. С детства окруженный искусством, художник рано заинтересовался живописью как таковой, ее самодостаточностью и независимостью от любых сюжетов.
"Я понял, что мне нужно делать вещи, которые сами и будут жизнью, а не рассказом, пересказом или описанием, не иллюстрацией моих мыслей. Будут сами собой" — делился он в одном из интервью.
Большое внимание мастер уделяет взаимодействию с материалами, их возможностям. Накладывая красочные слои друг на друга и составляя сложные колористические композиции, художник стремится к прямому эмоциональному диалогу между живописью и зрителем.
«Абсолютно красный» из «Красной серии». 2016. Из собрания художницы/ Парусник в Арт-регате. Фотограф Петр Старостин. Предоставлено ивент-агентством «Аутерра»
Алла Решетникова — современный художник-абстракционист. Она создает работы в особой многослойной технике. Картина "Абсолютно красный" из "Красной серии" выполнена для специального проекта 2016 года, который был посвящен памяти знаменитых мастеров. В 1920-1940-х годах в Москве работал Государственный музей нового западного искусства, где были представлены работы Матисса, Гогена, Сезанна и других.
Алла Решетникова воспроизвела экспозицию закрывшегося в 1948 году музея, но привнесла в нее собственные насыщенные цветом произведения. Картины повторили расположение работ знаменитых мастеров, были написаны в тех же размерах и обрамлены в похожие рамы. В одном зале была показана живопись с холодным колоритом. В другом — с теплыми, яркими, "гогеновскими" цветами. Именно ко второму типу относится "Абсолютно красный" из "Красной серии". Алла Решетникова называет этот проект лирической реинкарнацией памяти художников и подчеркивает влияние великих мастеров на современное искусство.
Александр Юликов. Черный квадрат и желтый круг. 2018. Из собрания художника. Предоставлено ивент-агентством «Аутерра»
Александра Юликова в 1970-х годах называли единственным русским минималистом. Это звание он получил за преобладание в его произведениях однотонных цветовых плоскостей, однородность и серийность работ. Эта "экономия художественных форм" сближает его творчество с минимализмом, но при этом художник никогда не отказывался от традиционной живописи. Его работы легко узнать по экспериментам именно с формой холстов: часто они оказываются фрагментированными или разложенными на сегменты. В ряде художественных серий мастер использует оптические приемы: за счет расстояний между элементами он создает иллюзию динамики. Часто в таких работах реальная конфигурация произведения и тот образ, что видит зритель, не совпадают.