Существующие мастер-планы городов предстоит доработать, а законодательно самое понятие "мастер-план" будет закреплено до конца 2024 года. Об этом рассказали в министерстве строительства и ЖКХ Российской Федерации. За что сегодня экспертное сообщество критикует главный стратегический документ Владивостокской агломерации, и какие решения мастер-плана требуют доработки, выясняло ИА PrimaMedia.
Не обнародовано
"Там, где мастер-планы уже разработаны, как в городах Дальнего Востока, документы нужно будет немного доработать с учетом того, что до конца 2024 года мы планируем закрепить понятие мастер-плана законодательно. Мы сделаем его совмещенным стратегическим документом градостроительного развития и социально-экономического роста", — цитирует ТАСС (6+) первого заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Александра Ломакина.
При этом мастер-планы дальневосточных городов утверждены и уже реализуются. Только в Приморском крае документами предусмотрены 373 мероприятия с инвестициями 1,4 трлн рублей. Из которых до 2030 года 1,2 трлн планируется потратить на "реновацию" Владивостокской агломерации, 0,07 трлн на Большой Камень, 0,04 на Находку, 0,03 на Арсеньев и 0,1 на Уссурийск. Такими цифрами поделилась Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Среди источников финансирования будут использованы средства единой президентской субсидии и специальных казначейских кредитов.
Энергоэффективность и важность комфорта при строительстве обсудили в рамках ВЭФ — 2024
Однако подробная информация пока не доступна ни потенциальным инвесторам, ни экспертному сообществу, ни широкой общественности, отмечает архитектор, партнёр КБ "Стрелка" Алексей Муратов. К примеру, сообщается, что в рамках мастер-плана Владивостокской агломерации закуплены 20 автобусов и 16 троллейбусов, но отсутствуют сведения о планах по дальнейшему обновлению парка общественного транспорта. Непонятно, как эта закупка вписывается в общую стратегию развития ОТ города.
"До сих пор мастер-планы не представлены в открытых источниках. Когда я готовился к сессии Восточного экономического форума по развитию большого Владивостока, мне пришлось обратиться к 10 контрагентам, так как нигде в открытом доступе нет нужной информации", — комментирует архитектор.
Каждый мастер-план представляет собой документ на сотни страниц. Но сегодня единственный источник, с которым может ознакомиться широкая общественность, это распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 4073-р об изменениях долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития городских агломераций Дальнего Востока. Как поясняют в КРДВ, большая часть работы по мастер-планированию вылилась в этот документ. Там прописаны ключевые проекты и предполагаемые объёмы финансирования.
Из распоряжения следует, что к 2030 году нефтебазу перенесут с района Первой Речки за пределы Владивостокского городского округа. На острове Русском построят вторую очередь кампуса ДВФУ и научно-технологический центр. Владивосток и Артём газифицируют, а жителей домов, признанных ветхими и аварийными по состоянию на 1 сентября 2023 года, переселят в новое жильё.
Интересны планы по модернизации и строительству коммунальной инфраструктуры. В документе указано строительство "очистных сооружений ливневой канализации с ликвидацией прямых выпусков в водные объекты и 120 км канализационных сетей". Предусмотрены ликвидация выпуска в бухту Новик от поселков Мелководный, Парис, Шигино, строительство канализационных насосных станций и напорного коллектора канализации в районе Патрокл, строительство сетей и объектов водоотведения в районе бухты Лазурная и другие важные мероприятия. Но конкретики, опять же, распоряжение правительства не даёт. И где именно во Владивостоке будут построены заявленные 8 локальных очистных сооружений, остаётся неясным.
"Те фрагменты мастер-плана Владивостока, которые я видел, не позволяют составить аргументированное мнение об этом документе. Считаю, что такая закрытость вызывает обоснованные вопросы", — комментирует архитектор Владимир Прокуров.
Если это действительно серьезный стратегический план развития города, то он должен быть доступен для общественного обсуждения и экспертной оценки, считают в отраслевом сообществе.
Информационная система будет полезна для органов власти, инвесторов и горожан
По словам Алексея Муратова, работа в этом направлении ведётся. Всю информацию о реализации мастер-планов Дальнего Востока для органов власти, инвесторов и горожан планируется объединить на цифровой платформе "25 городов". Сейчас КРДВ разрабатывает сервис совместно с КБ "Стрелка". В настоящее время ИСУП "25 городов" интегрируют с Национальной системой пространственных данных Росреестра (НСПД). Это позволит получать пока "верхнеуровневую" информацию — наименование объекта, дату начала реализации, окончания проекта и его статус — запущен проект или нет.
Комплексное развитие
Общественник, организатор лекций, посвящённых мастер-плану города, Павел Милкин обращает внимание, что актуальные данные о развитии Владивостокской агломерации в принципе найти трудно. Например, этой касается территорий комплексного развития, которым стратегический документ уделяет большое внимание.
"До лета 2023 информация о КРТ была на сайте администрации gorod.vlc.ru, сейчас её там нет, но в более сложном варианте доступа можно найти на портале ГИСОГД", — рассказал Павел Милкин.
В разделе "Жильё" распоряжения правительства № 4073-р речь идёт о нескольких территориях комплексного развития во Владивостоке. Это район мыса Кунгасного (до Океанского проспекта), район мыса Калузина, район мыса Фирсова (до проспекта 100-летия Владивостока), а также комплексное развитие территорий на побережье бухты Малый Улисс.
Подробных сведений о реализации механизма, который позволяет инвесторам получать земельные участки без торгов, документ не содержит. А между тем портал ГИСОГД Приморского края показывает, что практически весь Владивосток покрыт зонами КРТ. У экспертов такие "информационные провалы" вызывают вопросы.
Комплексное развитие территорий в Приморье. Скриншот, ГИСОГД
Из Москвы виднее
Многие указывают и на то, что активное участие в разработке мастер-планов для городов ДФО принимали московские компании. Например, мастер-планы Читы, Владивостокской, Хабаровской и других агломераций разрабатывало КБ "Стрелка". С одной стороны, это опытный игрок в сфере стратегического консалтинга. Проекты КБ "Стрелка" разрабатываются под задачи самого разного масштаба, от локального городского квартала до городских агломераций. Компания работает с международными и федеральными заказчиками, такими как Министерство строительства и ЖКХ РФ, Министерство финансов РФ, и является партнером крупнейших российских НКО — Фонда развития моногородов, Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий "Сколково".
С другой стороны, дальневосточников интересует, насколько хорошо москвичи погружены в локальный контекст, чтобы разработать жизнеспособную стратегию развития городов.
Этот вопрос в ходе Восточного экономического форума поднял модератор одной из сессий, первый заместитель генерального директора ФСК "Регион" Роман Капинос.
Главы регионов обменялись мнениями и предложениями на "губернаторской сессии"
"На Дальнем Востоке в особенности очень сильна функция ЛОМов или лидеров общественного мнения. Иногда мы встречаем такое мнение, что "московские товарищи нарисовали мастер-план, а нам это не нравится". Планируете ли вы собирать какой-то срез общественного мнения?", — обратился он к представителям КБ "Стрелка" и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
На это представитель КРДВ ответил, что "с данной риторикой можно бороться только через активное вовлечение дальневосточников в процессы управления реализацией мастер-планов". Ожидается, что единая унифицированная цифровая платформа так же объединит информацию для экспертов, которая поможет в городском планировании и развитии, позволяя за считанные минуты получать максимум нужных сведений. Возможно, сервис будут использовать и для проведения общественных голосований.
Ландшафтно-климатический контекст
Недостаточно прописаны в мастер-планах и природные особенности территорий, связанные с изменениями климата.
Архитектор Павел Казанцев обращает внимание, что в градостроительной практике этому вопросу в принципе уделяется мало внимания. Например, министерство архитектуры и градостроительной политики Приморья подготовило закон, обязывающий застройщика разрабатывать эскиз мастер-плана застройки в муниципалитетах края. И к документу есть замечания.
Как решить проблемы с озеленением в "мегазелёном" городе
"В разделах предпроектного анализа территории требования по оценке ландшафтно-климатического контекста отрывочны и не носят системного характера. Если смотреть пункт 1.8. "Визуально-ландшафтный анализ проектируемой территории", там есть требование оценки исходного рельефа, но не в части его влияния на биоклиматический комфорт участка. Микроклимат очень важный фактор проектирования в нашем горном прибрежном регионе. Ветровой и инсоляционный режим резко отличается на вершинах гор, в долинах или на побережье. Его изменения могут повлиять на тепловой комфорт улиц и дворов, энергоэффективность планируемой застройки, на распределение атмосферных осадков, и последующее подтопление участка. Также водно-зеленый каркас упоминается уже в разделе проектирования 1.13.4. "Схема предложений по благоустройству территории", а положения об оценке исходного состояния водных систем и растительного покрова территории проектирования в проекте документа пока нет", — комментирует Павел Казанцев.
Примерно такие же замечания эксперты предъявляют в целом к мастер-планам городов. По общим оценкам, природным особенностям территорий было уделено недостаточно внимания.
Натянули на мастер-план
Кроме того, решения мастер-плана, по мнению собеседников агентства в сообществе урбанистов Владивостока, не в полной мере учитывают проделанную ранее работу, в том числе в рамках ПКРТИ.
ПКРТИ — это программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, составленная на основе исследования транспортной ситуации в городе. Эксперты проанализировали пробки, нехватку парковочных мест, неразвитость системы общественного транспорта и разработали соответствующие решения, которые вошли в итоговый документ, включая внедрение платных парковок и увеличение количества автобусов на маршрутах. Однако ПКРТИ так и не был интегрирован в мастер-план Владивостока.
Точки роста и слабые места обсуждаем с экспертами
В то же время, по мнению экспертного сообщества, многие проекты в документе выглядят "притянутыми туда искусственно". Есть среди них и те, которые, казалось бы, к мастер-плану не имеют отношения вовсе. Допустим, кёрлинговый центр Владивостока, который уже введён в эксплуатацию.
Другой пример — улично-дорожная сеть микрорайона Владивостока Патрокл. Её начали строить на казначеские кредиты, явно не в рамках мастер-плана Владивостокской агломерации.
Возможные риски
И одно из главных опасений связано с финансированием мероприятий в рамках мастер-планирования. Предполагается, что реализация стратегических проектов будет финансироваться за счёт федерального, краевого и муниципального бюджетов. А одним из ключевых инструментов станет концессия.
Между тем во Владивостоке достаточно проектов, которые строились с помощью государственных средств, но в итоге пополнили список печально известных долгостроев города. Среди них — недостроенный концессионером физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) в Снеговой пади или "Инновационный культурный центр на Русском".
Теперь объект обещают построить в июле 2025 года
Эксперты подчёркивают важность предотвращения злоупотреблений в процессе реализации мастер-плана Владивостокской агломерации. Прозрачность финансирования, строгий аудит, общественный надзор, детальная проработка концессий, открытые конкурсы, регулярная отчетность и система ответственности исполнителей с обязательными KPI — меры, которые могут значительно снизить риски коррупции и повысить эффективность реализации проектов, считают собеседники редакции.
Результаты опросов
Добавим, что по задумке разработчиков, мастер-план создаётся при высокой вовлеченности населения в процессы планирования. Однако проведённые опросы показывают, что большинство дальневосточников с главным градостроительным документом не знакомы.
SakhalinMedia, AmurMedia, KamchatkaMedia, NakhodkaMedia, ChitaMedia и PrimaMedia в своих телеграм-каналах (16+) провели опрос читателей. На выбор предлагались несколько вариантов: "Я знаю, что такое мастер-план и видел (-а) его"; "Приблизительно понимаю, что это, но мало знаю"; "Не понимаю, что это, и слышу в первый раз"; "Я причастен (-на) к созданию мастер-плана" и "Меня не интересуют никакие мастер-планы".
Самым популярным оказался третий вариант — "Не понимаю, что это, и слышу в первый раз". Он набрал 44 процента голосов в Приморье, 48 процентов в Сахалинской области, 36 процентов в Амурской области, 47 процентов в Находке и 27 процентов в Камчатском крае.
Судя по результатам опроса, лучше всего знакомы с мастер-планом жители Амурской области — там вариант "Я знаю, что такое мастер-план, и видел (-а) его" выбрали 23 процента респондентов. Для сравнения — в Приморье цифра составила всего 8 процентов.
А худшие результаты показал Забайкальский край. О мастер-плане Читы слышали только 4 процента респондентов, и 56 процентов выбрали вариант "Не понимаю, что это, и слышу в первый раз".
ИА PrimaMedia продолжает собирать комментарии экспертов для выявления ключевых проблем в реализации мастер-планов.