Наиболее перспективным направлением развития экономики Приморья является туризм, который может обеспечить быстрый возврат вложенных денег и дать работу огромному количеству людей. Об этом в эксклюзивном интервью агентству PrimaMedia сказал директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, сотрудник российско-китайского инновационно-инвестиционного центра, кандидат экономических наук Юрий Авдеев.
- Юрий Алексеевич, в каком направлении, по вашему лучше всего было бы развивать экономику Приморья?
- Первый шаг при определении вектора развития экономики Приморья – сформулировать цель развития и оценить ресурсы для ее достижения. Кто-то по инерции настаивает на том, что необходимо развивать машиностроение, судостроение и тому подобное. С этим трудно спорить, но откуда придут инвестиции, какой инвестор рискнет, когда вложения окупятся? – на эти вопросы ответа нет. Я считаю, что пока у нас нет возможностей для реализации этих задач. Но есть направление, которое, как показывают расчеты, является наиболее перспективным. Это – развитие туризма.Туризм – это возможность создания огромного количества малых предприятий, большого числа занятых, это привлечение небольших денег для обустройства центров обслуживания, и наконец – это живые деньги и быстрая отдача.
Туризм принесет доход уже сегодня при относительно небольших вложениях в инфраструктуру, и эти инвестиции будут идти от частного бизнеса. Тем более, что новые гостиницы во Владивостоке, серьезный импульс инфраструктурного развития во Владивостоке, новые дороги, мосты – все это будет способствовать "раскрутке" туристической отрасли.- Но Приморье находится на окраине России, туристический поток сюда сравнительно невелик. Кто будет использовать нашу туристическую инфраструктуру?
- Мы все еще продолжаем ощущать себя окраиной, хотя вокруг нас в радиусе тысячи километров живет порядка 300 млн человек. Это все равно, что вокруг Владивостока сосредоточилось население Соединенных Штатов Америки. Во всей России населения вдвое меньше! Многие из них могли бы сюда приезжать, если бы мы сосредоточились на том, чтобы создавать места туристического показа, причем такие, каких больше нигде нет и быть не может. Нам еще нужно осознать величие и уникальность Владивостокской крепости, инженерное сооружение, каких больше нигде в мире нет, у которой своя история, и к ней есть интерес, только мы для этого пока ничего не делаем.
В зеленой зоне Владивостока можно было бы организовать такой национальный парк флоры и фауны Дальнего Востока, каких больше нет нигде, и где можно было бы создать естественные условия обитания и для тигра, и исчезающего леопарда, и многих других.
Есть еще множество проектов, которые уже сегодня готовы: например, музей автостарины во Владивостоке – таких просто больше нигде нет! – Нужно только чтобы такая цель была в голове местной власти, а люди готовы проявить инициативу и фантазию. В результате можно было бы решить многие социальные проблемы, включая и уровень жизни приморцев. Ведь не секрет, что при огромных федеральных вливаниях край, тем не менее, находится в аутсайдерах по уровню доходов. В строительство объектов саммита АТЭС во Владивостоке "бухнули" 600 миллиардов рублей, это не очень отразилось на уровне жизни людей и доходах населения, поэтому они и уезжают отсюда.
- Может быть, Приморью стоит рассчитывать только на свои силы, ведь здесь не очень жалуют приезжих, тем более иностранцев?
- Мы должны понимать, что жить в замкнутом анклаве и говорить что нам не нужно никаких иностранцев, что мы тут сами справимся - не получится.
Владивосток должен стать не только центом взаимодействия со странами АТР, а просто стать международным городом, в котором свободно живут не только русские, украинцы или татары, но и китайцы, корейцы, малайцы, японцы и прочие.
Здесь нужно сделать все для того, чтобы любой инвестор, который готов вложить в экономику города и края, понимал наши цели, и был уверен, что его риски вложений не выше, чем в других странах. Если мы хотим, к примеру, обустроить Хасанский район, чтобы он стал местом рекреации для большей части населения России и прилегающих государств, давайте вкладывать деньги в это, освободим от налогов на 10-15 лет корейцев или японцев, которые сюда придут и захотят вложить деньги в развитие туристической инфраструктуры, в гостиничный бизнес или обслуживание.
- Не пострадает ли титульная нация, то есть русские, от такого соседства?
- Как вы думаете, почему россияне такая устойчивая нация: да именно потому, что в каждом из нас намешано столько кровей, что ни одному народу не снилось!
Не стоит бояться смешения, это, пожалуй, единственный путь, выбрав который мы сможем решить свои демографические проблемы.
Но есть другая сторона проблемы – насколько наша социокультурная среда готова обеспечить вхождение в нее иностранцев, насколько наша культура устойчива и сильна, насколько мы способны оказать влияние на других? Это очень непростой вопрос, и подозреваю, что на него сегодня нет готового и утвердительного вопроса не только у нас. Достаточно вспомнить последние события в Европе.
- А этот потенциал действительно выше?
- Боюсь брать на себя глобальные оценки, но по ощущениям социокультурный потенциал России имеет существенно снижающийся тренд. Я об этом могу судить по университетской аудитории Владивостока.Послушайте, о чем и как говорят студенты. Не говоря уж о парнях, даже некоторые девушки совершено спокойно, не ругаясь, разговариваю через слово матом.
Посмотрите, что делается, когда студенты стоят на крыльце своего ВУЗа и курят сразу по три сигареты. Спросите у них, какая литература и какие культурные события составляют круг их интересов. А это в том числе и отношение к русскому языку, когда мы, русские, не только по переписи, но и по духу, по культуре, по менталитету. И с этой точки зрения, важно понять, какое поколение сейчас выросло, и сможет ли оно обеспечить адаптацию пришлого населения в свою социокультурную среду.- Существует ли противоядие против угасания русской культуры на дальневосточной земле?
- Такое противоядие есть.Я уже не однажды предлагал и городской администрации, и краевой сделать все, чтобы сюда пригласить и создать условия для работы филиалов, например, Третьяковской галереи, Питерского Эрмитажа, Пушкинского музея, других известных культурных центров. Ведь в их запасниках, скрытых от людских глаз, огромное количество сокровищ русского искусства, русской культуры.
Это будет не только притягательным поводом для иностранных туристов, но и для многих жителей Приморского края, всего Дальнего Востока. А представьте себе, что здесь открыли свои сцены МХАТ или Большой театр, Мариинка или театр Сатиры. В этом смысле строительство театра оперы и балеты во Владивостоке является большим шагом вперед на пути развития культуры в нашем регионе. Жаль только, что мы опять же не нашли смелости отдать проектирование собственным архитекторам, пусть даже молодым студенческим коллективам, а решили сделать "как у людей": взяли простой "как три рубля" корейский проект стеклянного куба, ничего русского в себе не несущего. Точно также концепцию рекреационного развития острова Русский отдали Сингапуру, будто у нас своих мозгов и фантазии нет. Вот ответ на вопрос: почему инвестиции идут сюда, а люди отсюда уезжают. Нас никто не спрашивает, нас не видят, нам не доверяют, мы им не интересны. На самом деле остров Русский видится такой Россией в миниатюре, визитной карточкой страны для стран АТР и АТЭС.- Расскажите подробнее об этом проекте.
- Это еще не проект, а только эскиз, предложение, которое требует широкого обсуждения.Было бы очень хорошо, если бы в результате "общественного мозгового штурма" мы смогли бы предложить главе нашего государства, а он главам государств стран АТЭС во время саммита во Владивостоке рассматривать площадку острова Русский как интеграционный плацдарм взаимодействия России со странами АТЭС.
С этой целью Россия обустраивает на острове транспортный каркас в виде современной железной дороги, проходящей по кругу: "Новая транссибирская (дальневосточная, тихоокеанская) магистраль". По одну сторону от нее два десятка российских городов, на площади до 10 гектаров для каждого, обустраивают свои наиболее узнаваемые объекты, характеризующие этот город, и которые смогут быть интересными для туристического показа, проведения деловых встреч, или организации спортивных или культурных мероприятий. А с другой стороны от этой железной дороги предлагается каждому государству стран АТЭС разместить свои элементы культуры, быта, национальных брэндов примерно на такой же территории. Находящиеся друг напротив друга города устанавливают между собой побратимские связи, определяют набор совместных действий, пусть то в области науки, культуры, быта, спортивных мероприятиях.Каждый город на отведенной ему территории выстраивает наиболее узнаваемые его объекты: если это Москва, значит это Красная площадь и Останкинская башня, если Нижний Новгород – значит Кремль и торговая ярмарка, если Казань – это мечеть и набор олимпийских объектов к Универсиаде и так далее.
Все это может стать притягательным как для россиян, так и для жителей близлежащих стран: огромное количество людей захочет сюда приехать, оставить свои деньги. Если каждый турист оставит здесь хотя бы по тысяче долларов, а количество туристов может составить до трех миллионов человек в год, то прикиньте каким может быть доход города, и какое количество рабочих мест потребуется здесь создавать.
- Находят ли подобные проекты поддержку у властей города и края?
- Мы не так давно сделали большую работу, план социально- экономического развития Владивостока до 2020 года (это совместная работа Международного центра развития регионов и Дальневосточного Федерального университета). В нем содержится большой пакет предложений на несколько лет вперед. Но городским чиновникам более понятны - и за них они отвечают ежедневно - текущие вопросы.
А кто сегодня, скажем, в администрации отвечает за подачу заявки на проведение во Владивостоке ЭКСПО – 2020? Никто, поэтому этот чрезвычайно важный вопрос и остался вне поля зрения, и шанс, насколько я понимаю, оказался упущен.
Мы точно также упустили шанс провести саммит ШОС в 2013 году, подать заявку на создание штаб-квартиры ЕврАзЭС. В нашем городе можно было развернуть ассоциацию университетов АТР на базе ДВФУ, открыть финансовый центр, фондовую биржу, которая могла бы работать на территории России по 19 часов в сутки, нефтяная биржа — все эти проекты просто просятся во Владивосток.
- Но во Владивостоке просто нет места для этих структур, здесь уже не осталось свободного пространства
- Это совсем не так. Для сравнения скажу, что на самом деле территория Владивостока составляет половину площади Москвы, где в недавних границах она составляла тысячу квадратных километров, а у нас только 560 квадратных километров. Но в Москве живет 10 миллионов человек, а во Владивостоке менее 600 тысяч.Просто мы толпимся на пятачке размером немногим более 100 квадратных километров, который осваивали на протяжении 150 лет. А выйдите чуть- чуть за эту территорию, и вы найдете простор для развития города.
Мост на полуостров Де-Фриз - вот вам территория. Давайте построим еще один мост на Песчаный или дальше, на Хасанский район — вот еще территория. Вдоль Уссурийского залива был запроектирован целый микрорайон, дорога Седанка — Патрокл - еще одно место для развития города. Мы теснимся, локтями толкаем друг друга, не понимая, что у города есть огромнейший потенциал для развития.- Что же мешает воплощению всех этих заманчивых проектов?
- Возвращаясь к началу нашего разговора, я вновь задаю вопрос – чего хочет государство здесь, есть ли у него та самая восточная политика, о которой в последнее время часто упоминают? Судя по всему, пока нет такой политики.Много ли пришло сюда крепких фирм, которые наладили инфраструктуру, которым мы выдали землю и они построили здесь свои офисы? Их нет. Наоборот, даже те крупные предприятия, которые у нас были, такие как морское пароходство, торговый порт, выведены в Москву. Это происходит потому, что здесь, в Приморье, условий для развития бизнеса очень и очень мало.
Может быть, после саммита АТЭС что-нибудь изменится.