Дальневосточные электростанции холдинга "РусГидро" в перспективе могут быть переведены на угли местных месторождений. Это позволит сократить перевозки на ТЭЦ угля из удаленных регионов и расчистить на Восточном полигоне место для нефтяных и неэнергетических грузов, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "Коммерсант" (18+).
Соответствующую инициативу сейчас прорабатывают Минтранс, Минэнерго, РЖД и "РусГидро". По данным энергетиков, проект может быть реализован путем расширения пропускной способности станций, с которых угольщики Дальнего Востока отгружают продукцию, чтобы увеличить объемы отгрузки и снизить отпускные цены на уголь хотя бы до уровня Кузбасса.
Погрузка угля с дальневосточных месторождений в январе-августе 2024 года составила 24,3 млн тонн, что на 7,2% превышает показатель аналогичного периода прошлого года, в том числе на экспорт отправлено 19,2 млн тонн (рост на 5,1%), сообщила Дальневосточная железная дорога (ДВЖД, филиал ОАО "РЖД"). В частности, погрузка угля с Эльгинского месторождения в Якутии составила 11,8 млн тонн, с Ургальского (Хабаровский край) — более 4,7 млн тонн, с Сугодинско-Огоджинского (Амурская область) — 917 тыс. тонн, с Сыллахского (Якутия) — 748 тыс. тонн. Данные по отгрузке с этих месторождений за аналогичный период 2023 года не раскрывались.
РЖД часто приводят перевозки угля в адрес дальневосточных ТЭС как пример нерациональных. Как писал в апреле занимавший тогда должность заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило, такие перевозки с дальностью свыше 5 тысяч км, в том числе из Сибирского федерального округа (СФО), "являются одним из ключевых факторов, обуславливающих повышенную загрузку лимитированных провозных способностей инфраструктуры Восточного полигона". В частности, отмечал он, в первом квартале на 47% выросли поставки в адрес ТЭС "РусГидро" со стороны Кузбасса, в то время как "угледобывающие компании, расположенные на Дальнем Востоке, отгружают свою продукцию преимущественно в экспортном сообщении" и не выражают заинтересованности во взаимодействии с "РусГидро".
Сейчас, согласно проекту плана, за счет сокращения таких перевозок ожидается увеличение провозной способности Восточного полигона на 2,4 млн тонн в год под экспортные и внутренние перевозки иных грузов, "в том числе нефтяных грузов, черных металлов, зерновых грузов, химических и минеральных удобрений, а также контейнеров".
Власти считают, что во всем "виновата" быстро растущая экономика макрорегиона. Бизнес ждет свободы рынка
В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что "проблема неоптимальной логистики топливно-энергетических грузов приводит к ограничению возможности вывоза на восток продукции высоких переделов предприятий других отраслей промышленности и, соответственно, прямым потерям российской экономики".
Только за первое полугодие такие поставки угля в адрес потребителей ДФО из более западных регионов выросли на 26% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4 млн тонн, говорят в ОАО РЖД. Перевозки с нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в западных регионах страны, в восточном направлении за это время увеличились на 8,7%, добавили там, указав, что неоднократно обращали на проблему внимание Минэнерго.
Для ТЭС "РусГидро" угли месторождений ДФО допущены к использованию по итогам опытных сжиганий, говорит заместитель гендиректора "РусГидро" Александр Чариков. Работа на местных углях, отмечает он, безусловно, дает преимущество, поскольку обеспечивается надежность работы оборудования и значительно упрощается их доставка по железной дороге в сравнении с доставкой дальнепривозных углей (СФО).
Вместе с тем электростанции закупают уголь на конкурсной основе, ориентируясь на качество и цену поставки, и в условиях конкурсов не учитывается регион происхождения или транспортное плечо.
Александр Чариков говорит, что основная идея по стимулированию угледобывающих компаний ДФО к увеличению поставок для нужд энергокомпаний округа "заключается в реализации со стороны ОАО РЖД мероприятий, обеспечивающих расширение пропускной способности станций, с которых осуществляется отгрузка угля, что позволит угольщикам ДФО нарастить объемы отгрузки, в том числе в адрес энергосистем ДФО". Такая мера, отмечает он, должна мотивировать угледобывающие компании округа, не теряя объем и рентабельность на экспортных направлениях, "снизить ценовые предложения для внутреннего рынка как минимум до уровня цен на кузбасский уголь, а как максимум — до цен, включенных в тарифы энергокомпаний". Этот подход обсуждается на площадке Минтранса с участием всех заинтересованных сторон, добавляет он.