Ночь искусств, день единства и джазовый фестиваль: увлекательные выходные во Владивостоке
1 ноября, 13:10
В России впервые внедрена IT-система предотвращения перегрузки магистральных электросетей
1 ноября, 21:37
Приговор строителю владивостокских "Хаяттов" Олегу Дроздову устоял в апелляции
1 ноября, 19:56
Экс-сотрудника генконсульства США во Владивостоке приговорили к 4 годам и 10 месяцам
1 ноября, 19:16
Раскрываем кошельки? Цены на популярный продукт рванули вверх перед праздниками
1 ноября, 19:11
В Приморье Росрыболовство усилило охрану нереста лососевых
1 ноября, 19:02
Лидером КПРФ Приморья переизбран Анатолий Долгачев
1 ноября, 18:50
Крест Раков, срыв Дев и прокол Весов: подробный гороскоп на 2 ноября
1 ноября, 18:30
На Русском острове во Владивостоке сбили 20-летнюю девушку
1 ноября, 18:20
Более 370 тысяч иностранных гостей посетили Приморье за девять месяцев 2024 года
1 ноября, 18:08
Контроль, Творец, Сознание: стальной таро-прогноз Ошо Дзен на первые дни ноября
1 ноября, 18:00
Приморью очень нужен Дворец водных видов спорта - Евгения Лесик
1 ноября, 17:54
СКР Приморья поставил точку в деле о массовой драке возле клуба в Артеме
1 ноября, 17:35
Из тропиков в суровый русский климат: как теплолюбивые птицы зимуют в Приморье?
1 ноября, 17:35
Гигантская стопка денег свалится на эти 3 знака в начале ноября 2024 - астролог
1 ноября, 17:30
В Артеме в ДТП с участием такси пострадал один из водителей
1 ноября, 17:23
Лидером КПРФ Приморья переизбран Анатолий Долгачев 1 ноября, 18:50
ЦК КПРФ рекомендовала оставить Анатолия Долгачева лидером приморских коммунистов 1 ноября, 14:35
Новое рыбное меню: иваси вытесняет лососёвых 1 ноября, 14:01
"Не собираемся участвовать в этом фарсе": раздрай в приморской КПРФ 1 ноября, 12:16
Почему качество связи и мобильного интернета в Приморье остаётся на высоком уровне 1 ноября, 10:03
ИТ-форум Russky MeetUp&Digital Region во Владивостоке. День первый 31 октября, 16:52
Т2 вошла в Топ-10 российских компаний с максимальным уровнем противодействия коррупции 31 октября, 15:16
Ключ плюс два процента: бизнес Приморья попал в кредитную петлю 31 октября, 15:12
США обвиняют научный центр морской биологии ДВО РАН в участии в военных программах 31 октября, 14:12
ИТ-форум Russky MeetUp&Digital Region начал свою работу во Владивостоке 31 октября, 10:00
В Приморье стоимость патента для мигрантов с 2025 года увеличится почти на 30% 30 октября, 15:45
Парламент Приморья финансово поддержал компанию одного из депутатов 30 октября, 14:05
Развитие ИТ-сообщества ДВ – в центре внимания Russky MeetUp&Digital Region 30 октября, 13:05
"Живое общение с властью и бизнесом": ИТ-форум Дальнего Востока – уже завтра 30 октября, 10:38
В Находке откроют памятник Сталину 29 октября, 19:35

В защиту "Федры". Мнение

Гастроли приморской Мариинки в Большом театре не остались без внимания критиков
"Федра" Пресс-служба приморской сцена Мариинского театра
"Федра"
Фото: Пресс-служба приморской сцена Мариинского театра

Гастроли приморской Мариинки в Большом театре не остались без внимания крупных московских изданий. Свою критику оставил и культобозреватель "Ъ" Татьяна Кузнецова.  Алиеву досталось изрядно. "Корсар" (6+) был раскромсан в мелкую щепку. "Жар-птица" (6+) — в пух и перья. Пощадили только "Федру" (12+), но не без язв вроде той, что благодаря "современной" постановке из Владивостока москвичи получили уникальную возможность окунуться в "прошлое американского балета".

О "Корсаре" было сказано то, что автор "не смогла увидеть более бессмысленной версии этого и без того легкомысленного балета", "вкус и эстетика постановщика сформировались в 1980-е, самые безнадежные для советского балета годы".

Солисткам-"одалискам" вариации раздали "не по ногам" ("ее мягкие ноги превратили диагонали бризе в невнятное месиво").

Про "Жар-птицу" — "восхитительное отсутствие творческой рефлексии — вообще отличительная черта хореографа Алиева.

Сложнейшая музыка Стравинского ничуть не мешает ему давать кордебалету самые примитивные па и комбинации из программы первого курса дуэтного танца".

3377221.jpgПриморский Петипа. Эльдар Алиев — единственный и неповторимый

Художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра — о жизни и судьбе, классическом балете и мариинском духе

"Федра" удостоилась двух небольших абзацев, в которых звучали двусмысленные похвалы за "эффектность" и за "увлекательное пособие по истории западного балета". Что, конечно, обидно.

Тяжело спорить с критиком, когда он оперирует словам и фразами вроде адажио, аттитюд, фуэте, "три тройных содебаска", па-де-де, "шпагатные разножки и усложненные жете-ан-турнан", "обильные большие туры и обычные пируэты", "с одного толчка-препарасьон" — и все это в одном абзаце, чуть ли не через запятую и, главное, с явным пониманием написанного. Но попробовать стоит.

Хотя бы ради того, чтобы возразить — если под прошлым американского балета понимается синтез музыки Филипа Гласса и эмоциональной истории, рассказанной внятным хореографическим языком, то разве не это должно быть основным предметом на столе? Тем более, что кроме как в приморской Мариинке, москвичи ничего подобного нигде не увидят. Слишком уникально творческое слияние нью-йорского минималиста, афинского трагика и датского постановщика.

Музыка Филипа Гласса была написана к фильму, посвященному японскому писателю Юкио Мисиме, закончившему свою жизнь сэппуку после неудачной и, более того, заранее обреченной на неудачу и потому безумной попытки государственного переворота. То, как эта музыкальная история ложится на древнегреческую трагедию — лишь один из многих слоев балета. То, что композитор подрабатывал таксистом, пока его балетная музыка завоевывала популярность,— любопытный штрих к нему.

Постановка решительно меняет концепцию трагедии. Если Федра у Еврипида — женщина-бедствие, которая своей вероломной и противоестественной страстью губит и себя, и ни в чем не повинного Ипполита, то в балете к главной героине проникаешься симпатией и сочувствием.  Она танцует о любви и нежности, которыми ее царственный муж — Тесей — не богат. Тот танцует все о войне да о войне. Да и во всем дворце только и танцев, что о войне. Ипполит тоже настроен на марши. И лишь притязания Федры заставляют его посмотреть в сторону других танцев, но скоротечно, потому что долг превыше всего. Конечно, это не спасает его от трагической развязки — если уж попал в пляску богов, то живым из нее уже не выберешься. Дай бог хотя бы остаться в мифе.

Все движения балета подчинены повествованию. Они могут быть простыми и грубыми, как строчки Хемингуэя, но, если мы любим Хемингуэя, то как раз за ясность изложения и простоту, а не за великоречивую лирику. И "Федра" прекрасна тем, что говорит со зрителем простым и ясным языком, сразу переходя к делу, без лишних форм и деталей, без филлеров, предназначенных лишь затем, чтобы солист мог показать зрителю свои умения. Чуть более, чем за 40 минут, она справляется с тем, на что другим требуется три часа с двумя антрактами. "Федра" оставляет приятное послевкусие и желание продолжить знакомство с Глассом, древнегреческой трагедией и современным театром.

Критик явно не считает "Федру" современным балетом, иначе бы не использовал это слово в кавычках. Критик как бы намекает, что данный балет — пример того, как видит современный балет провинция. А именно — что-то нестандартное и экспериментальное, этакая подростковая фронда с классикой и стремление любыми средствами показать свою непохожесть. И замечает, что все это — пройденный этап, что все это было еще полвека назад. По крайней мере, такое впечатление складывается — на спектакль с первых секунд навесили ярлык, и далее, следуя системе предвзятой аргументации, подстраивали предпосылки под заранее заготовленные выводы.

Но "Федра" такова только в этой странной оптике критика. В глазах зрителя она не претендует на то, чтобы быть современной, а претендует лишь на то, чтобы инструментами балета убедительно рассказать историю, которая накрепко останется в памяти.

"Федра" концептуально минималистична. Это касается и декораций, и нарядов, и продолжительности, и музыки, где на протяжении почти всей постановки обыгрывается на все лады один и тот же лейтмотив. В ней нет пустот, зато есть очаровательный простор и атмосфера древнегреческого мифа, которую авторам парадоксально удалось сделать уютной.

Часто ли сюжет балета вам понятен без либретто? Часто ли вообще в балете вас интересует сюжет и герои, а не танцовщики, исполняющие их роли? Печально, что "Федре" не воздали должного, проглядев балет глазами пресыщенного (и глубоко уважаемого) московского критика. Тот случай, когда насмотренность сыграла злую шутку, и за лесом не увидели балета.

Авторская колонка Сергея Петрачкова

223721
43
37