После вступления в июле 2024 года в силу поправок к закону 161-ФЗ россияне начали сталкиваться с блокировками карт, счетов и ограничениями доступа к банковским приложениям. Эти изменения обязывают банки возвращать клиентам все средства, похищенные мошенниками, если получатель находится в специальной базе данных Банка России. В эту базу банки передают информацию о тех, кто получил украденные деньги, если жертва мошенничества обратилась с заявлением в свой банк.
Суть поправки заключается в том, что банк обязан заблокировать карту или счет клиента, если информация о нем была передана правоохранительными органами в Банк России. Это происходит в тех случаях, когда полиция уже начала расследование факта мошенничества после обращения пострадавшего. Блокировка сохраняется до тех пор, пока клиент числится в базе данных.
Чтобы оспорить внесение в эту базу, клиент может воспользоваться двумя способами:
- Обратиться в свой банк. В этом случае финансовое учреждение обязано перенаправить заявление клиента в Банк России в течение одного рабочего дня.
- Подать заявление напрямую через интернет-приемную Банка России. Нужно выбрать тему обращения "Информационная безопасность" и указать проблему, связанную с блокировкой.
Центробанк рассматривает заявления в течение 15 рабочих дней, но на практике этот процесс может занять меньше времени, пишет портал "banki.ru" (18+). Если заявление было направлено через банк, ответ от регулятора придет через это же финансовое учреждение, которое обязано уведомить клиента о результатах не позднее следующего рабочего дня.