Приморье готово присоединиться к группе российских регионов, введших запреты для мигрантов на определенные виды работ. В список вошли пищепром, образование, здравоохранение, курьерские и транспортные услуги, уборка мусора и многое другое. Как это отразиться на жителях — отдельный вопрос, но уже можно говорить, что власти края не остались в стороне от общественной реакции на рост совершаемых иностранцами преступлений.
Правительство провело общественные слушания по бюджету на следующий год. Формат обкатан уже в четвертый раз и вошел в обязательный инструментарий подготовки документа. Что понятно — люди чувствуют свою сопричастность к справедливому перераспределению средств, а чиновники избавляют себя от части огульной критики при утверждении бюджета.
К вам приедет Добрыня
Глава региона Олег Кожемяко внес на портал публичного обсуждения нормативных актов постановление о запрете мигрантам работать в ряде областей.
Часть из них — образование, здравоохранение и химпром — это, скорее, сферы для экспатов, чем мигрантов. Они требуют высокой квалификации и долгосрочного пребывания. Большая же часть ограничений посвящена низкоквалифицированному труду — уборке мусора, пассажирским перевозкам, курьерской службе и так далее.
Проект постановления сейчас проходит процедуру оценки регулирующего воздействия
Антимигрантский тренд, подстегиваемый сверху российскими властями и вызванный озабоченностью общества, на приморскую землю попытались приземлить мягко. Во-первых, в числе запретов нет, например, строительства, что нанесло бы ощутимый эффект на возводимые в крае объекты. Во-вторых, проект постановления вынесен на процедуру публичного обсуждения. А, значит, еще может быть скорректирован и сбалансирован.
Министр экономического развития края Андрей Блохин выразил уверенность в необходимости учета мнений бизнес-сообщества для совершенствования НПА. Такие мнения уже поступают. Инициатива насторожила представителей отрасли обращения с ТКО.
"Главный вопрос — а люди где? Откуда они возьмутся? Мы потеряем низкоквалифицированную рабочую силу, которая в сфере обращения с отходами присутствует и присутствует сильно", — отметил президент Ассоциации операторов по обращению с ТКО "Чистое Приморье" Сергей Лазарев.
Ассоциация операторов обращения с ТКО готовит обращение в правительство по поводу запрета на работу иностранцев по патентам
По его словам, кадровая проблема в сфере обращения с мусором связана не с низкими зарплатами, а заключается в отсутствии трудовых ресурсов как таковых.
"В транспортной сфере зарплаты выросли с 60 до 100 тысяч рублей, в отдельных направлениях — 120 тысяч рублей, но ажиотажа мы не видим, нехватка все равно ощущается. Мы находимся в неком пределе трудовых ресурсов. Повышение зарплат неминуемо будет приводить к росту стоимости услуг по обращению с отходами. Если мы берем сферу ТКО, то это означает, что стоимость коммунальной услуги, по идее, должна вырасти", — говорит глава ассоциации.
По его словам, ассоциация будет готовить обращение и просить исключить конкретные виды деятельности из списка.
Мусульманская общественность Приморья пока скептически относится к подобного рода инициативам. Председатель Духовного собрания мусульман Приморского края Рамиль Кильмухаметов, давший интервью ИА PrimaMedia еще до того, как о постановлении стало известно, рассказал мигранты — это большая проблема для Москвы и Санкт-Петербурга. В регионах же, где особенно ощущается нехватка рабочих рук, ситуация не столь напряженная и, в целом по стране, она требует не ужесточения политики, а более четкого регулирования.
Председатель Духовного собрания мусульман Приморья Рамиль Кильмухаметов о самых актуальных проблемах исламского мира
"Нужны Приморскому краю трудовые ресурсы? Нужны. А сколько нужно? В каком количестве? Мы можем участвовать в вопросах социализации и адаптации мигрантов, но на главные вопросы должна ответить власть. Опять же, на волне антимигрантской риторики слышны заявления политиков о росте количества преступлений среди иностранцев. Но преступления мигрантов в общей массе составляют 5−6 процентов — это данные ОВД. И среди тех резонансных событий, которые были у нас в крае — на Шаморе, в Большом Камне, в Артеме и других — только один человек был прихожанином мечети".
Вопрос миграционной политики — это вопрос комплексной структуры, считает эксперт.
"Я могу сказать, что Москва и Санкт-Петербург — они действительно переполнены мигрантами, — говорит Рамиль Килмухаметов. — Это их проблема, проблема мегаполисов, которую почему-то вынуждены решать регионы. Москва — денежный центр. Все туда едут. Избыточность наблюдается именно там. В Приморском крае вопрос не стоит так остро. Более того, сейчас в регионе много новых проектов строительства. Откуда трудовые ресурсы брать? Статистика говорит, 13 тысяч мигрантов у нас уехало из Приморья за год. Процессу просто требуется упорядоченность. Любой человек, приезжающий в любую страну, хочет видеть четкое понимание — вот так можно, вот так нельзя. Это понимание надо им давать. Ты приехал сюда работать. У тебя есть контракт с фирмой. Контракт закончился, что дальше будет? Есть обратный билет? Можете семью привести — да или нет. Просто человеку объяснять, что можно, а что нельзя".
Следует отметить, что одновременно с ужесточением мигрантской политики прослеживается другой сильный тренд — нехватка трудовых ресурсов.
В Приморье уровень зарегистрированной безработицы за год снизился на 0,9% и составил 0,54%. По словам губернатора Олега Кожемяко, "сегодня проблема найти кадры".
Очевидно, что у властей есть понимание обоих трендов, а также того, что обоюдно хорошего решения для них нет. Нужно либо закручивать гайки, и сталкиваться с новыми кадровыми вызовами, либо оставить все как есть, и получить еще больший рост напряженности. Указующей путь магнитной стрелкой служат общественные настроения. Социология артикулирует запрос к власти. Дело власти — ответить на него наиболее профессионально и взвешено. Наверно, именно этот пример мы и видим в Приморье.
Другое дело, что усилившаяся антимигрантская риторика федеральных политиков и представителей общественности, а также желание органов правопорядка показать свою активность, запустили в обществе процесс, который сложно остановить в виду его самовоспроизводимости. Каждая новость о мигранте-преступнике, мигранте-нарушителе или мигранте-возмутителе спокойствия дается уже не вакууме, а взывает к жизни контекст, сотканный из сотен подобных новостей и заявлений. И каждая следующая новость ложиться, подтверждает и усиливает этот контекст. Чувствительность темы в обществе заметно выросла. Чтобы поменять отношение людей к мигрантам хотя бы до уровня "Равшана и Джамшута", возможно, потребуется немало усилий.
Общественные слушания
Правительство Приморья провело череду общественных слушаний по главным направлениям бюджета на 2025 год — образование, здравоохранение, культура, дороги, ЖКХ, спорт и так далее. Формат за четыре года доказал свою эффективность как реальный инструмент открытости казны и общественного участия в справедливом перераспределении средств (тем самым утолив фантомные боли советского человека), и как профилактика общественного недовольства.
Олег Кожемяко на публичных слушаниях по бюджету. ИА PrimaMedia
Был заметен серьезный "подход к снаряду". Правительство приглашало на слушания людей всеми возможными способами. Трансляция мероприятий шла онлайном во всех местах интернет-присутствия белого дома.
Статус слушаний подкрепляли личным присутствием глава региона Олег Кожемяко (которому часто приходилось подключаться и расшифровывать для широкой общественности амбивалентные и лишенные простоты ответы чиновников), председатель правительства Приморья Вера Щербина, а также зампреды, министры, депутаты ЗС ПК и Думы Владивостока. Участвовали удаленно все 34 муниципалитета Приморья. В зале помимо обычных людей находились представители общественных организаций и журналисты.
Формат также сделали человекоцентричным. Каждый докладчик выступал около 10 минут с богатой по визуалу презентацией на большом экране, после чего еще час шли вопросы из зала, соцсетей, от муниципалитетов. Кстати, некоторые вопросы носили далеко не комплиментарный характер, что говорило в пользу реального, не срежиссированного обсуждения. Большинство вопросов имели точечный характер и были посвящены конкретному объекту или субсидии, и будут ли они учтены в проекте бюджета.
Отзывы и предложения аккумулировались специалистами и те из слушателей, кто не успел спросить устно, мог оставить их в письменном виде. Правительство дало обещание, что каждое будет рассмотрено на предмет полезности.
Стоит сказать и о том, что мероприятие было интересно в информационном плане. Министр ЖКХ Алексей Першин сделал заявление, что приморцы почувствуют реальный эффект от мусорной реформы в середине 2025 года, когда на маршруты выйдет новая партия спецтехники. Министр сельского хозяйства Андрей Бронц озвучил планы развития мелиоративных систем в крае, которые позволят за 4-5 лет ввести в сельхоз оборот 120 тысяч гектар земли (сейчас в крае таких земель 500 тысяч гектар).
Такой объем внимания, который власть уделяет процедуре публичных слушаний по бюджету, и все, что было сказано в предыдущей главе, позволяют сделать вывод — мнение общества, кто бы что ни говорил, остается для власти указующей путь магнитной стрелкой.