На фоне ужесточения денежно-кредитной политики приморский бизнес стал активнее инвестировать в банковские вклады, со стороны крупных компаний вырос спрос на крупные объекты недвижимости, рассказали участники рынка. В то же время из-за высокой ключевой ставки предприниматели отказываются от инвестирования новых проектов и привлечения заёмных денег, у многих компаний появились сложности с обслуживанием кредитов, сообщает ИА PrimaMedia.
Кредиты недоступны
Совет директоров Банка России 25 октября 2024 года принял решение повысить ключевую ставку на 200 базисных пунктов, до 21% годовых. Это означает рост процентов по вкладам населения и удорожание банковских кредитов. Сегодня предприятия кредитуют по ставке 23-25 процентов, отмечает предприниматель Алексей Дешпет.
"Стандартная ставка — "ключ" плюс два процента. Такие дорогие кредиты не востребованы, а это означает, что программы инвестиционного развития будут сворачиваться. Те предприятия, у которых есть собственные средства, лучше инвестируют их в банковские вклады под 20 процентов, чем, к примеру, в развитие производственных мощностей", — поясняет собеседник.
И население, и бизнес переходят к сберегательной стратегии поведения, отмечают эксперты. С одной стороны, этого и добивается Центробанк, так как рост внутреннего спроса всё ещё значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Такой дисбаланс разгоняет инфляцию, и чтобы снизить негативное влияние на экономику, регулятор ужесточает денежно-кредитную политику.
Власти считают, что во всем "виновата" быстро растущая экономика макрорегиона. Бизнес ждет свободы рынка
Соответственно, предприятиям проще и безопаснее положить деньги на вклад под 20 процентов и получить с условных 10 млн рублей гарантированные 2 млн годовых, чем инвестировать в новые проекты.
Наметилась и другая интересная тенденция — игроки рынка недвижимости в Приморье отмечают рост спроса на реальные активы со стороны предприятий — земельные участки, коммерческие помещения и другую недвижимость.
"На прошлой неделе мы зафиксировали ажиотажный спрос на крупные объекты недвижимости — земельные участки, здания, помещения. Есть предположения, что в крупных компаниях в связи с повышением процентной ставки и экономическими рисками дана установка покупать крупные активы — это наше внутрикорпоративное мнение", — рассказал директор агентства недвижимости "Метры" Владимир Закурко.
Кредитов на триллион
По словам Алексея Дешпета, в прошлом году многие предприниматели заключали кредитные договоры, опираясь на данные Центробанка, который планировал снижение ключевой ставки в 2024 году. Условия были "ключ плюс два процента". Когда прогнозы регулятора не оправдались, заёмщики оказались в кредитной ловушке.
"Тогда ключевая ставка составляла 16 процентов, сегодня Центробанк поднял её до 21 процента. А бизнесу куда деваться? Он уже заёмные деньги пустил в оборот. Новых кредитов под такие проценты не будет, а старые придётся как-то обслуживать", — комментирует Алексей Дешпет.
Кроме того, банк судится с корейским и американскими банками
В то же время многим предприятиям без кредитов не обойтись. Например, больших объёмов финансирования требует рыбная отрасль, которая встала на инвестиционный путь развития, отмечают в Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. Инвестаукционы на право добычи биоресурсов дорого обходятся рыбакам, плюс в соответствии с новыми требованиями компании должны внести крупную сумму за перезакрепление договоров аренды земельных участков — общий объём оценивается в 200 млрд рублей.
Решить эти задачи без привлечения кредитных средств для большинства отраслевиков невозможно, а рыночные ставки кредитования превышают 23 процента годовых. Притом, что общая закредитованность рыбной отрасли достигла триллиона рублей. По данным правительства Приморского края, в 2024 году региональный показатель достиг 178,3 млн рублей, дебиторской задолженности — 192,6 млн рублей. Для сравнения: в 2022-м году цифры составляли 13,5 и 87,6 млн рублей.
"Мой бизнес" закроет офисы
И если крупные игроки из стратегических отраслей ещё могут рассчитывать на льготное кредитование, то субъектам малого и среднего предпринимательства в основном придётся опираться на собственные силы.
"У нас был федеральный проект по развитию малого и среднего предпринимательства, в рамках которого выделялось федеральное финансирование. Этот нацпроект не продлили, а значит, он действует до конца 2024 года", — рассказал председатель Приморского краевого отделения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Игорь Ветрюк.
По его словам, в федеральной дорожной карте развития МСП так же бюджета на 2025-2027 гг. не предусмотрено.
Многие программы поддержки МСП в 2025-м году заканчивают своё действие.
Примечательно, что все структуры института поддержки предпринимательства "Мой бизнес" переходят на уровень субъектов и будут финансироваться за региональный счёт.
"В Приморском крае, кроме Владивостока, закроют офисы "Моего бизнеса". Эта структура будет существовать на деньги региона", — поделился один из источников агентства.
Сложный год
По всем оценкам, 2025-й год будет сложным для бизнеса. В то же время нельзя не отметить, что экономика держится. И если смотреть на экономический мониторинг администрации Владивостока, показатели за январь-август 2024-го года далеки от критической ситуации. Объём отгруженных товаров промышленного производства показал темпы роста 124,9 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Объём строительных работ вырос в 1,6 раза. Количество индивидуальных предпринимателей составило 24379 человек (107,9 процентов к аналогичному периоду прошлого года). Количество малых и микропредприятий (юридических лиц) — 23346 единиц (98,7 процентов).
Темы роста инфляции оценивается на уровне 110 процентов к 2023-му году.
По прогнозу ЦБ, годовая инфляция снизится до 4,5–5 процентов в 2025 году и 4 процентов в 2026 году. Следующее заседание Совета директоров по ключевой ставке запланировано на 20 декабря 2024 года. Ожидается, что регулятор снова её повысит.
профессор ДВФУ, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ
Автор фото: РИА PrimaMedia
Рассуждая о ключевой ставке, мы привыкли оперировать категориями рыночной экономики. Но по многочисленным оценкам, Россия так и не включилась в классическую рыночную экономику. Здесь очень развиты неформальные теневые связи, и многое в деятельности предприятий остаётся за пределами отчётности. То же можно сказать о гражданах.
Последние полтора-два года темпы российской экономики оказались выше среднемировых и среднеевропейских в том числе за счёт того, что деньги вкладываются в оборонный сектор. В мировых СМИ главу Центробанка называют гениальной, поскольку ей удаётся добиться того, чтобы экономика развивалась в столь сложных условиях.
При этом российская экономика остаётся централизованной, как в Китае или Японии, где высокие налоги и большие расходы на содержание госаппарата. Финансовый сектор и материальное производство оторваны друг от друга. И Центробанк, принимая решения для финансового сектора, фактически не обращает внимания на производство товаров и услуг. А как это в итоге балансируется? Конечно, растут оптовые цены — например, все мы видим, как подорожали дизельное топливо и бензин. Затем начинает подтягиваться розничный рынок. Растёт оплата труда — когда ещё в Приморье мы видели средний уровень зарплат 95 тысяч рублей? Все эти факторы друг друга подгоняют, и Центробанк вынужден поднимать ключевую ставку ещё выше. Когда закончится этот процесс, прогнозировать сложно. Но когда-нибудь обязательно будет конец. Глава Центробанка заявляет, что задача — в 2025-2026 гг перевести экономику в обычное русло с инфляцией 3-4 или хотя бы 7 процентов.