В общественном сознании Интернет определяется, как глобальная сеть, которая связывает компьютеры и разнообразные устройства по всему миру информационными потоками, чтобы управлять, работать, учиться, заниматься общественными делами, вести бизнес. Эксперты ИА PrimaMedia рассматривают, что из себя представляет Мировая сеть в настоящее время, и чего от нее стоит ожидать в перспективе.
Энергетический кризис-2120
По данным ресурса Internet Live Stat (12+), люди все активнее вовлекаются в процесс создания контента, чему в значительной степени способствует рост парка технических средств коммуникации. Каждые сутки в мире продается 1 млн персональных и планшетных компьютеров, почти 4 млн штук смартфонов.
"Все эти устройства позволяют создавать текстовый и аудиовизуальный контент, а также распространять его без ограничений, — указывает профессор ИМКТ ДВФУ, научный руководитель магистратуры "Аналитические, социальные и экономические сети" Александр Абрамов. — Структура такого потока информации по своей природе случайна, а сам поток представляет собой стохастический процесс".
Существует вероятность, что темпы роста потребления электроэнергии средствами коммуникаций окажутся в перспективе непосильными для мировой индустрии энергетики, указывает ученый.
Интервью с Кириллом Истоминым об МЦУ, ЦУР и выстраивании вертикали власти в Интернете
Производство электроэнергии растет медленно и ограничено естественными пределами доступных энергетических ресурсов, а коммуникационные потребности человечества безграничны и удваиваются каждые 2 года. Всего через 90 лет один лишь трафик интернет-мессенджеров (при условии неизменности их технологии) потребует столько же энергии, сколько ее производят сейчас все электростанции мира.
К 2120 году глобальные энергетические возможности будут полностью исчерпаны потребностями интернет-сетей. Фактически "информационный блэк-аут" случится гораздо раньше, поскольку интернет — это далеко не только мессенджеры, и он далеко не единственный потребитель ресурса.
"В современном представлении диалектика развития интернета находится в фокусе внимания ученых, мыслителей и футурологов, давая повод последним строить образы будущего с существенным опережением актуальных технологий", — говорит Александр Абрамов.
Мотивация и репутация
"В результате трансформации информационного оборота и в первую очередь расширения трансмиссионных возможностей сетей, в интернет развивается и система социального управления, постепенно обретая черты социально-сетевого суперкомпьютера (SNS — socialnetworksupercomputer). Изначально полностью каузальная архитектура такой "вычислительной машины" со временем формализуется: в ней проявляются прикладной искусственный интеллект, специфические типы задач, свой язык общения, комплекс объектов и структурных решений. Таким образом, SNS "живет" в Интернете, который является платформой его существования. Изначально зародившись в социуме, репутация граждан сегодня находится в фокусе внимания административных структур. А в перспективе станет основной монетарной единицей интернет-экономики и экономики в целом", — утверждает Александр Абрамов.
Пример такого движения демонстрирует КНР, где в 2014 году был принят План построения системы социального кредита.
Основная цель внедрения системы декларируется как "построение гармоничного социалистического общества". Главная ценность такого общества — "честность", которая должна проявляться во всем, от поведения в интернете до почитания родителей. Чтобы развить это качество каждому гражданину Китая система будет присваивать рейтинг. За отсутствие нарушений закона, полезную общественную деятельность и своевременную выплату кредитов начисляются баллы. За проступки разной степени тяжести — вычитаться.
Дальневосточник — о том, как завоевать внимание современных детей и почему у них есть "истеричная" привязанность к телефонам
Некоторые сферы уже взяты под контроль: банковские кредиты и Интернет-торговля. Функции системы социального кредита здесь исполняет не государство, а частные компании. Например, торговая площадка Alibaba. Рейтинговая система Alibaba — Sesame Credit — начисляет пользователям баллы, исходя из их потребительского поведения и ранжирует клиентов по шкале от 350 до 950 баллов. Начиная с 600 баллов пользователь имеет право на беззалоговый кредит на $800 для покупок онлайн, с 650 — может арендовать машину тоже без залога, с 700 — экспресс-оформление разрешения на поездки в Сингапур и т.д.
Алгоритм составления рейтинга опирается на учет множества факторов: помимо кредитной истории в традиционном понимании Sesame учитывает, род занятий пользователя в сети интернет, на основании исследования его пользовательских данных.
Если кто-то, например, по 10 часов в день играет в видеоигры, то он бездельник. А если человек часто покупает подгузники, то, скорее всего, это родитель, а значит, в целом новая экономическая формация порождает принципиально иную культуру — "интернет-культуру", содержащую ряд важных компонент:
— техно-меритокритическая культура ученых, убежденных в том, что человеческий прогресс ассоциируется с развитием науки;
— хакерская культура, представленная экспертами-программистами;
— виртуальная культура, которую образуют самые разные представители онлайновой коммуникации;
— культура представителей бизнеса, рассматривающих Интернет как привлекательный инвестиционный сектор.
Интернет стал новым пространством социализации, заменяя некоторые привычные социальные практики. Например, хотя в целом жизнь подростков с точки зрения процессов социализации, целей и ценностей изменилась не сильно, однако методы, которые подростки используют в своих повседневных практиках с появлением интернета, претерпели кардинальные изменения. Отношения между подростками, в частности, дружба, становятся немыслимыми без учета фактора интернет-сообществ, куда переносится общение и где вырабатывается новая этика коммуникации.
Репутационный капитал, создаваемый в социуме, в значительной степени нивелирует валовый продукт, генерируемый экономикой, влияя на результирующий объем прирощенного богатства. С другой стороны, именно репутационные активы, являясь базой человеческого капитала, мотивируют экономический рост и задают темп общего экономического развития.
Директор Центра развития робототехники (ЦРР), сооснователь Центра робототехники (ЦР) во Владивостоке Сергей Мун отмечает, что при выполнении рутинных работ с использованием ChatGPT производительность иногда вырастает на 500%. Технология улучшается, функционал ИИ расширяется. Например, теперь в чат можно загружать для анализа документы.
Что касается управления роботам через Интернет, Мун видит тут "не столько опасности, сколько недоработанные технологии". Ощущаются недостаток сенсорных данных, безопасности, ограничена пропускная способность, высока стоимость.
Кадры и безопасность
Автор научного бестселлера "Преступность 4.0. Киберпреступность вчера, сегодня, завтра" (16+), директор Дальневосточного центра ИИ, профессор Института математики и компьютерных технологий ДВФУ Роман Дремлюга указывает, что развитие Интернета в России мало чем отличается от общемирового. Отставание, которое можно было наблюдать в 1990-х-начале 2000-х, давно сошло на нет.
"Конечно, есть свои особенности, — говорит исследователь. — Например, из-за огромной территории с низкой степенью проникновения Интернета. А в целом Россия сталкивается с теми же проблемами, что существуют во всем мире. Это и нехватка кадров и проблемы кибербезопасности. Во многих сферах, например Интернет-банкинг или доступность госуслуг в интернете Россия — один из мировых лидеров".
Одним из популярных способов обмана остается фишинг
Первый всплеск киберугроз и киберпреступности наблюдался во время пандемии. Много людей, которые без надлежащего опыта и подготовки пришли в Интернет, становились легкой добычей интернет-мошенничества и других угроз. В последнее время рост кибератак связан с политическими причинами. Можно говорить о кибервойне, которая сейчас ведется в сети, считает Роман Дремлюга.
Кроме того, для обучения моделей ИИ необходимы вычислительные мощности, с этим сейчас сложней, чем раньше, до введения санкций.
Ученый также сомневается, что "на данном этапе можно эффективно противостоять Даркнету и нелегальному контенту".
"В пределах своих возможностей и существующего правового поля наше государство предпринимает все необходимые меры, — говорит Роман Дремлюга. — Тем не менее, преступники просто имеют огромный преимущества. Они не связаны никакими нормативными рамками, поэтому используют самые продвинутые технологии, без бюрократических согласований и сложных процедур. К тому же, огромные нелегальные доходы позволяют привлечь в свои ряды самых продвинутых ИТ-специалистов, самое дорогое программное обеспечение, и "железо".
В этом смысле государству, считает эксперт, необходимо обеспечить должный уровень зарплат специалистов, которые участвуют в защите Интернета от нелегального контента. Хотя позитивные подвижки в этом направлении есть, разрыв между зарплатами в госсекторе и нелегальной экономике все еще огромный. Поэтому необходимо увеличивать финансирование кадров в сфере Интернет-безопасности и борьбы с киберпреступлениями. Также требуется модернизация законодательства, чтобы оно больше подходило для борьбы с современными вызовам безопасности в сети Интернет.
Необходима организация непрерывного процесса освоения правоохранителями новых ИТ-средств борьбы. Так, преступники уже давно используют ИИ для совершения преступлений, правоохранителям тоже надо брать этот мощный инструмент на вооружение, считает Роман Дремлюга.
На кого стоит учиться?
Как говориться, при всем богатстве выбора будущим ИТ-специалистам, которые и будут определять будущее Интернета, необходимо получить некое образование, желательно, востребованное.
"Наверное, самые востребованные сейчас специалисты — это профессионалы в сфере искусственного интеллекта, — говорит Роман Дремлюга. — Они выигрывают: как по зарплатам, так и по росту количества рабочих мест. Инженеру ИИ проще создать свой бизнес, инвесторы охотно вкладывают в новые технологии в сфере ИИ. Даже на этапе студенчества у ИИ специалиста огромное количество стипендий, возможностей платных стажировок в компаниях и конкурсов с большими призовыми фондами. На втором месте, как мне кажется, специалисты по кибербезопасности. Из-за растущих угроз в этой сфере, зарплаты профессионалов также быстро растут, а количество рабочих мест стремительно увеличивается".
При этом, сам Роман Дремлюга предпочел бы "подучился на промпт-инжиниринг. Это работа с большими языковыми моделями, и решение задач, и создание приложений на их основе".