26 ноября исполняется 130 лет со дня рождения Ивана Папанина (1894-1986), прославившегося в качестве руководителя первой в мире ледовой дрейфующей станции "Северный полюс". Были в его жизни и дальневосточные страницы. О легендарном полярнике, который работал в Якутии и на Чукотке, развивал Северный морской путь, стоял у истоков научного изучения морских глубин, для ИА PrimaMedia рассказывает Василий Авченко.
От крымских широт — к колымским долготам
Крымский уроженец, юношей Папанин успел потрудиться токарем в портовых мастерских Севастополя и на заводе в Ревеле (ныне Таллин). В 1914 году был призван на флот, с началом Гражданской вступил в Красную армию, воевал против Врангеля. В 1920 году по рекомендации старой большевички Розалии Землячки Папанин стал комендантом Крымской ЧК. Позже служил военным комендантом Украинского ЦИКа, секретарём Реввоенсовета Черноморского флота, с 1923 года — управляющим делами Наркомата почт и телеграфов СССР. Именно эта работа и связала его с Севером, ставшим главным делом жизни. В 1925 году Папанин попал в Якутию в составе экспедиции, которая должна была соорудить радиостанцию и тем самым "привязать" отдалённый регион к Большой земле.
От Невера, куда отряд добрался поездом, пришлось ещё около тысячи километров ехать на лошадях. Бывший чекист вспоминал этот поход сдержанно: "Ехал наш небольшой, снабжённый деньгами и оружием отряд без особых приключений, хотя время было неспокойное: и от бандитов приходилось отстреливаться, и в реке чуть не утонули. Добрались до места еле живыми: стояли трескучие морозы, и наголодались мы порядочно". На новом месте работы Папанину — "заместителю по практическим делам" — приходилось добывать то гвозди, то продукты… Вскоре в Томмоте была выстроена первая в Якутии мощная радиостанция с двумя 100-метровыми мачтами. За год, прожитый в Якутии, крымчанин превратился в убеждённого северянина: "Север — совершенно особая страна, забирает человека без остатка… Я впервые оценил красоту северной земли, её просторы, радушие жителей. Зима мне понравилась больше лета, зимой не было надоедливой и всепроникающей мошкары… Летом же этот край удивил меня своей первозданностью. Птицы запросто подходили к человеку — прямо хоть руками бери".
По возвращении в столицу Папанин вновь попросился на Север. Заместитель директора Всесоюзного арктического института океанолог Владимир Визе рекомендовал его в начальники полярной станции Бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа. Зимой 1932-1933 гг. Папанин построил там полярную обсерваторию. В 1934-1935 гг. занимался тем же самым на Таймыре, на мысе Челюскин — в самой северной точке Евразийского материка. В те годы Советский Союз начинал комплексное изучение Арктики. На повестке дня стояли не только развитие арктического судоходства и добыча руд, но и дальнейшее освоение отдалённых малодоступных земель.
"Северный полюс-1": девять месяцев на льдине
Мировая слава пришла к Папанину в 1937-1938 гг., когда он возглавил первую в мире дрейфующую научно-исследовательскую станцию "Северный полюс". В его команду вошли океанолог и гидробиолог Пётр Ширшов, радист Эрнст Кренкель, метеоролог и геофизик Евгений Фёдоров. На "купол" папанинцев доставил 21 мая 1937 года на четырёхмоторном самолёте АНТ-6 (мирный вариант бомбардировщика ТБ-3) знаменитый лётчик Герой Советского Союза Михаил Водопьянов, участник спасения челюскинцев в 1934 году. Кстати, Ширшов и Кренкель были участниками того самого первого и последнего похода "Челюскина".
Папанинская четвёрка. Пётр Ширшов, Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Фёдоров. Из открытых источников
Папанинцев серьёзно "упаковали". Палатку с тамбуром, надувным полом, алюминиевым каркасом и гагачьим пухом между слоями брезента разработали в НИИ резиновой промышленности, радиостанции изготовили в Центральной радиолаборатории в Ленинграде. Институт инженеров общественного питания подготовил запас продуктов на полтора года: всевозможные концентраты, витаминные конфеты и даже шоколад с куриным мясом (позже папанинцы признавались, что он не пришёлся им по вкусу).
Самолёт АНТ-6 перед вылетом с острова Рудольфа на Северный полюс. Из открытых источников
6 июня после прощального митинга самолёты покинули льдину, началась работа станции "СП-1". В Москву регулярно уходили отчёты о ходе научной работы и состоянии полярников. Первоначально льдина папанинцев при трёхметровой толщине имела размеры приблизительно три на пять километров. За 274 дня дрейфа её вынесло из района Северного полюса к югу, в Гренландское море. Льдина начала трескаться, крошиться и постепенно уменьшаться в размерах. "Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой", — сообщалось в радиограмме, переданной Кренкелем. Стало ясно: папанинцев нужно срочно эвакуировать. 19 февраля 1938 года четвёрку зимовщиков взяли на борт ледокольные пароходы "Таймыр" и "Мурман". Всего на льдине они прошли около двух с половиной тысяч километров.
Результаты работы "СП-1" получили высокую оценку в Академии наук СССР. Всем участникам экспедиции присвоили учёные степени докторов географических наук и звания Героев Советского Союза. Неожиданным образом поход папанинцев окупился с лихвой: документальный фильм "На Северном полюсе", снятый оператором Марком Трояновским (он тоже летел в самолёте Водопьянова), был куплен десятками стран и принёс доход в валюте, в разы перекрывший все затраты на экспедицию.
1937 год. Всесоюзный староста Михаил Калинин вручает Ивану Папанину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза. Из открытых источников
Во главе Севморпути: годы мира и войны
Вскоре после возвращения с полюса Папанин возглавил Главное управление Северного морского пути при Совнаркоме СССР. На этом посту он сменил другого легендарного полярника — географа Отто Шмидта.
Слева - полярники Иван Папанин и Отто Шмидт. Справа - лётчик Михаил Водопьянов. Из открытых источников
Ещё в 1932 году Шмидт на пароходе "Александр Сибиряков" впервые прошёл Севморпуть за одну навигацию. Теперь предстояло наладить регулярные грузоперевозки через арктические моря. "От быстрейшего освоения этой морской магистрали зависело… развитие производительных сил Крайнего Севера, перевод народов, его населяющих, на рельсы социалистического строительства", — вспоминал Папанин. На этом новом посту он сумел улучшить взаимодействие моряков и авиаторов, поставил ледовую авиаразведку на постоянную основу, у кромки льдов начали нести дежурство гидрографические боты. Другой задачей стало строительство судоремонтного завода в Мурманске. "Коллектив наш добился главного: каждый корабль, пришедший в Арктику с грузами Большой земли, был в запланированный срок отправлен обратно, и не порожняком, а загруженным богатствами Заполярья: лесом, рудой, пушниной, рыбой", — вспоминал Папанин навигацию 1939 года.
С началом Великой Отечественной — дополнительная нагрузка: Сталин назначил Папанина уполномоченным Госкомобороны по перевозкам в северных портах, куда шли ленд-лизовские грузы из Англии и Америки. 1941-й и 1942 годы были самыми сложными: фашисты бомбили Мурманск и Архангельск.
Из книги Труды дрейфующей станции «Северный полюс». Из открытых источников
Весной 1943 года контр-адмирал Папанин занялся Восточным сектором Арктики. "Этот район приобретал важное значение: предполагалось значительное усиление грузопотока с востока на запад через Северный морской путь", — вспоминал он.
Первым делом Папанин поездом прибыл во Владивосток: "Поразил он нас… своими огнями. Мы привыкли к затемнённым улицам Архангельска, Мурманска и Москвы, а здесь… никакой светомаскировки, совсем как в мирные дни".
На пароходе "Декабрист" отбыл на Чукотку. Вспоминал впоследствии: "В навигацию 1943 года мне удалось побывать во многих арктических пунктах, от бухты Провидения до бухты Нордвик у побережья Таймырского полуострова, ознакомиться с работой морских и авиационных портов, полярных станций". Порой проблемы приходилось решать "в ручном режиме" — как, например, при спасении парохода "Войков", который с 10 тысячами тонн груза сел на камни в районе бухты Провидения. "Корабль и грузы были спасены. Репутация И. А. Мана — тоже", — писал об этом случае Папанин (капитан Иван Ман — прототип старпома Лома из повести "Приключения капитана Врунгеля" писателя Андрея Некрасова, который в 1930-х гг. работал в тресте "Дальморзверпром"). Тогда же полярник познакомился с другой живой легендой — Анной Щетининой, первой в мире женщиной-капитаном, которая в годы войны возила из США на пароходе "Жан Жорес" военные грузы.
Тем же летом Иван Дмитриевич построил полярную станцию на чукотском острове Колючин. "Был сорок третий год, страна напрягала все силы, сражаясь с фашистами… И вот в эту-то пору мы продолжали осваивать Арктику!" — писал он позже. Папанин побывал и в устье Колымы, и на острове Врангеля. Доложил руководству: план навигации выполнен успешно, все грузы доставлены по назначению, предприятия обеспечены на год сырьём и другими материалами, люди — продовольствием.
На обратном пути из Арктики Папанину поручили разобраться в причинах задержки на Камчатке пароходов с важными грузами. "Японцы не пропускали через пролив Лаперуза наши транспортные суда, если на их борту находились вооружение и боеприпасы, а ведь эти-то грузы и надо было доставить в советский порт в первую очередь", — вспоминал Папанин. Ему удалось разработать альтернативный маршрут, в итоге все пароходы благополучно прибыли во Владивосток. Кстати, среди многочисленных наград Папанина (девять орденов Ленина — таких было всего восемь человек, две звезды Героя Советского Союза…) есть и медаль "За победу над Японией".
Как "Марс" стал "Витязем": рождение научного флота
В 1946 году Папанин, давно страдавший стенокардией, ушёл в отставку. Главсевморпути возглавил капитан Александр Афанасьев, бывший начальник Дальневосточного пароходства. Но подолгу отдыхать Папанин не привык — и уже в 1949 году принял предложение своего старого друга, теперь уже академика, директора Института океанологии АН СССР Петра Ширшова стать его заместителем.
Новой задачей Папанина стала организация морских научных экспедиций. "Начинать пришлось на голом месте… — вспоминал он. — Необходимо было создать плавучие лаборатории, а ещё лучше — плавучий институт".
Первенцем стал немецкий грузопассажирский теплоход "Марс", по репарациям переданный Советскому Союзу и переоборудованный в научно-исследовательское судно. Своё новое имя — "Витязь" — он получил в честь корвета, на котором в 1886—1889 гг. исследовал Мировой океан будущий адмирал Степан Макаров. Летом 1949 года "Витязь" прибыл на Дальний Восток. "Вся последующая история корабля связана с дальневосточными морями, Тихим и Индийским океанами", — писал Папанин.
За 30 лет судно совершило 60 рейсов, пройдя более 700 тысяч миль. В результате работ "Витязя" коренным образом изменились представления об Охотском, Беринговом, Японском морях. В 1957 году с его борта удалось измерить глубину Марианского жёлоба. Учёные изучали рельеф и минеральный состав морского дна, пути миграции рыб и млекопитающих, особенности водообмена… "Трудно назвать кого-либо из известных советских океанологов, кто бы не прошёл школу исследователей морей… на "Витязе", — справедливо говорил Папанин. Капитан Сергей Ушаков, по его словам, "воспитывал членов экипажа в духе единства целей и задач всего коллектива экспедиции, а научных работников приучал к корабельным порядкам". Выйдя на пенсию, судно стало экспонатом Музея Мирового океана в Калининграде, но в качестве порта приписки на его корме по-прежнему значится Владивосток.
Дважды Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Папанин. Из открытых источников
Позже во главе Отдела морских экспедиционных работ при президиуме АН СССР Папанин продолжал развивать научный флот. "К концу пятидесятых годов академический исследовательский флот представлял собой внушительную силу", — писал он. Однако, познакомившись на Международном океанографическом конгрессе с американским опытом, Папанин понял: "Нужны… новые корабли, новое оборудование… Дальнейший прогресс советской океанологии зависел от количества и качества экспедиционных судов". В 1965 году в ГДР по советскому заказу построили научно-исследовательское судно нового поколения "Академик Курчатов". Оно на долгие годы стало флагманом академического флота страны, пока в 2001 году не пошло "на гвозди"…
Создатель советских органов госбезопасности Феликс Дзержинский был убеждён: "Чекистом может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками". Горячее сердце бывшего (если таковые бывают) чекиста Папанина ещё на полярной льдине давало перебои. Он носил с собой нитроглицерин, отлёживался после приступов… И всё-таки — работал до глубокой старости, ушёл на 92-м году. Хватило в этой долгой жизни и льдов, и огня. Свои воспоминания, вышедшие в Политиздате в 1977 году, Папанин так и назвал — "Лёд и пламень" (12+).