Во Владивостоке планируют на треть повысить тариф по содержанию жилья в хрущевках
19:47
Любовь к моркови: какие оранжевые фрукты и овощи выбирают россияне
19:34
Впервые с 2008 года - цена на популярный продукт бьет рекорды на мировом рынке
19:11
Пожар на автостоянке во Владивостоке уничтожил хозпостройку и повредил автомобили
18:39
Это нужно знать до зачатия: психолог раскрыла неочевидные причины слабого развития у детей
18:39
"Сны в красном тереме": с чего начиналось высшее образование на Дальнем Востоке?
18:33
Тайна Овнов, уют Тельцов и талант Раков: подробный гороскоп на 30 ноября
18:30
За незаконный оборот корней дикорастущего женьшеня жителю Приморья грозит реальный срок
18:26
Кремль по-новому будет оценивать эффективность губернаторов
18:25
Царский престол Фортуны: таро-расклад на Королевах по всем мастям - призыв кармы
18:00
Вслед за асфальтом на Патрокл во Владивостоке пришло благоустройство
17:51
В Приморье восстановили паромное сообщение с островом Путятина
17:49
Система пылеподавления в Малом порту переведена на зимний режим
17:45
Сотрудники ВМТП собрали 3 тонны макулатуры на "БумБатле"
17:38
Современные интерактивные зоны обустроили в школе №18 Владивостока
17:34

"Сны в красном тереме": с чего начиналось высшее образование на Дальнем Востоке?

Рецензия на спектакль об истории становления Восточного института во Владивостоке
Спектакль "Восточный институт. Сны в красном тереме" (16+) предоставлено Пушкинским театром
Спектакль "Восточный институт. Сны в красном тереме" (16+)
Фото: предоставлено Пушкинским театром

В минувшие выходные Пушкинский театр представил новый спектакль об истории становления Восточного института во Владивостоке. В проекте приняли участие профессиональные актеры, студенты ДВФУ и воспитанники театральной студии "Синичка". Постановка раскрывает судьбы пионеров высшей школы, сообщает ИА PrimaMedia.

История Восточного института во Владивостоке, несмотря на обилие белых пятен и разнообразных вопросов, остающихся до сегодняшнего дня без ответов, не является абсолютно неизвестной. Публикации исследователей позволяют составить вполне целостные картины "организации образовательного процесса", "молодежной политики", биографий пионеров высшей школы на "далекой окраине" России. Спектакль "Восточный институт. Сны в красном тереме" (16+), созданный в Пушкинском театре ДВФУ, позволяет зрителю углубиться в научные труды, детали личной жизни преподавателей и студентов первого высшего учебного заведения на Дальнем Востоке.

1 / 3

Для Пушкинского театра ДВФУ спектакль о восточном институте не первый опыт театрального осмысления истории Владивостока. Стремление возродить на сцене деятелей прошлого региона стало ключевым для проекта "Владивосток. Ожившая история", реализуемого Пушкинским театром ДВФУ на протяжении пяти лет. Напомним, что в 2021 году театр поставил спектакль о предпринимателе и меценате Адольфе Даттане. В 2022 году в репертуаре театра появился спектакль о Владимире Арсеньеве, тогда премьера открывала торжества по случаю 150-летия путешественника. А спектакль про исследователя и фермера Михаила Янковского был впервые показан в 2023 году. 

Творческий сезон 2024 года для Пушкинского театра особенно богат на премьеры. Все они созданы по произведениям Андрея Калачинского.  В мае театр поставил музыкальный спектакль о жизни Владивостока в годы Великой Отечественной войны — "Агитбригада "Гадам нет пощады" (16+). В октябре на сцене сахалинского театрального центра имени А. П. Чехова прошла премьера постановки "Газовый остров" (16+), в которой команда Пушкинского рефлексирует о судьбе Сахалинской области и роли в её развитии губернатора Игоря Фархутдинова. 

Под конец года театра создал еще один спектакль, которые рассказывает о жизни Владивостока через призму истории Восточного института. 

Эта постановка — масштабный проект для театра. В нем объединились усилия и талант профессиональных артистов, преподавателей и студентов ДВФУ, воспитанников театральной студии "Синичка".

"Мы точно знали, кого видим в постановке из профессионалов. Юлиана Белаш, Игорь Смирнов, Денис Фить, Виталий Сизоненко — прекрасные артисты. Для студентов ДВФУ мы устроили кастинг. Пришло более 100 обучающихся, которые читали стихи, пели песни, танцевали. Из них режиссёр Сергей Руденок отобрал 25 человек. Студенты существа вольные, некоторые отсеялись. Но, в конечном итоге, в спектакле всего около 50 исполнителей, которые работают в разных жанрах: драма, восточные единоборства, исполнительство на корейских барабанах. Такого мы никогда не делали. Поэтому всего три показа. Два — для студентов и сотрудников ДВФУ и пока один показ для горожан. Надеюсь, что весной 2025 года мы повторно покажем спектакль для горожан", — признается директор Пушкинского театра ДВФУ Александр Вовненко.

В основу спектакля легла одноименная драма, написанная к 125-летию первого вуза на Дальнем Востоке приморским публицистом и писателем Андреем Калачинским. В своей работе он обращается к вечной теме — конфликту невежества и просвещения, лжи и правды, жестокости и милосердия. Автор сумел показать подробно внутренний мир тех, кто построил Восточный институт более века назад на берегу Тихого океана. 

"Действие начинается в 1949 году, а заканчивается в 1900 году. Обусловлено это трагичностью самой истории Восточного института. Но чтобы у зрителя не оставалось печального впечатления от пьесы и спектакля, он выстроен "от конца к началу", от самого тяжелого периода — к самому оптимистическому, потому что герои — молоды и не знают, как сложится их судьба", — отмечает Андрей Калачинский. 

1 / 2

По замыслу Андрея Калачинского, в четвертой и пятой картине директор института — Алексей Матвеевич Позднеев, в третьей — его брат Дмитрий Матвеевич Позднеев, а во второй и первой — Аполлинарий Васильевич Рудаков. Но режиссер Сергей Руденок решил объединить всех троих в персонажей в Рудакова, что позволяет зрителю воспринимать картину более целостно.

В оригинальном тексте пьесы автор монтирует реальные сюжеты из биографий первых директоров Восточного института А. М. Позднеева, Д. М Позднеева и А. В. Рудакова со сценами, написанными в стиле китайской оперы. Режиссер Сергей Руденок перенес китайские мотивы в пластическую и аудиальную плоскость: азиатские барабаны, движения восточных единоборств и народных танцев. Словно призраки былого, перед главным героем появляются дети — монахи.

Тема взаимоотношений России и Китая является одной из важнейших в пьесе. В первом действии затрагиваются и вопросы, связанные с договорами о государственных границах, и справедливость лозунга "Русский с китайцем — братья навек". В финале утверждается постулат о том, что, прежде чем совершать "разворот на Восток", следует познать Восток, который, как известно, "дело тонкое". 

Название пьесы отсылает нас к еще одной загадке в жизни Восточного института — работе А. В. Рудакова над первым русским переводом классического китайского романа "Сон в красном тереме" (16+). Известно, что Рудаков отдал рукопись для подготовки к изданию, но она затерялась. После смерти ученого его архив был вывезен в Ленинград. Текст и черновики исчезли, и мы не знаем, каким был бы знаменитый китайский роман в переводе Рудакова. Название пьесы мистифицирует действо: ведь сон — древнейший художественный прием. Он, как известно, может играть разные роли: озарение, предвидение, раскрытие сути персонажа, выражение авторской позиции. В пьесе сны — воспоминания главного героя. 

1 / 2

"Непросто за обилием сведений, названий и цифр должным образом отрефлексировать истинное значение Восточного института в жизни самого Владивостока, а ведь их судьбы во многом схожи. Ни одна монография не вызовет у нас по отношению к действующим лицам этого сюжета эмоций и переживаний, которые под силу зародить художественному произведению. После прочтения академических изысканий не оживут в нас первые деятели высшей школы, не заговорят с нами, не станут действовать в нашем сознании или воображении", — отмечает режиссер постановки Сергей Руденок.

Создатели спектакля с уважением отнеслись к сценическому воплощению образов пионеров высшего образования, которые, отринув карьерные перспективы в столице, сосредоточили свои усилия на возделывании владивостокской целины. 

Спектакль уже вызвал ряд реакций: 

"Постановка Пушкинского театра 24 ноября 2024 года "Восточный институт. Сны в красном тереме" стала, безусловно, прорывом в осмыслении феномена Восточного института и высшего образования на востоке России. Спектакль не только приоткрыл страницы дозволенной истории Восточного института широкой публике, он сделал очень важный для современных политиков посыл: Россия считает, что она меняется, но Азия в цивилизационно-культурном отношении сейчас такая же, как и в 1899 году", отметил директор Ботанического сада — института ДВО РАН Павел Крестов. 

Художественное осмысление истории Восточного института сейчас возможно через пьесу Андрея Калачинского, которую издали накануне премьеры. Увидеть её сценическое воплощение удастся, по всей вероятности, только весной 2025 года. Как признаются в Пушкинском театре, зрителей ждет более расширенная версия спектакля и появление новых персонажей.

16842
43
37