Приостановленное из-за пандемии железнодорожное сообщение с Китаем вновь возобновлено. Однако 15 декабря начал курсировать только поезд №402/401 "Суйфэньхэ (КНР) — Гродеково (РФ)" китайского перевозчика. При этом, согласно договоренностям, зафиксированным в соглашении между Дальневосточной и Харбинской железными дорогами в 1991 году, курсирование должно осуществляться на паритетной основе. Именно поэтому более 10 лет назад частный инвестор ООО "Международный Экспресс" предложил проект запуска российского пассажирского поезда. Всё это время проект обсуждается, поддерживается на межгосударственном уровне, уже выделена нитка графика, разработано расписание движения, но сказать, что проект продвигается — сложно. Подробности — в материале ИА PrimaMedia.
Глава компании Мовсес Барсегян неоднократно заявлял о том, что для реализации проекта всё готово, и, что важно, вложений государственных бюджетных средств не требуется. При этом значимость проекта для региона — очевидна, считает он, если говорить о туристической индустрии, повышении экономической активности малого и среднего предпринимательства и инвестиций в регион.
"Это механизм, который позволит работать нашему бизнесу, ускорит экономическое развитие Приморского края, обеспечит для отдаленных районов транспортную доступность с краевым центром. Мы можем также взять на себя социальную нагрузку и совместно с партнёрами создать условия доступной реабилитации в КНР для малоимущих и пенсионеров, а российские оздоровительные учреждения (санатории, лагеря и так далее) смогут принимать граждан КНР. Кроме того, это ещё и создание постоянных внутренних связей между Владивостоком и посёлком Пограничный, импульс развития ближайших посёлков, создание рабочих мест, налоговые поступления в бюджет. Проект напрямую связан с интересами региона", — говорит Мовсес Барсегян.
При этом сегодняшнее возобновление жд-перевозок по маршруту "Суйфэньхэ (КНР) — Гродеково (РФ)", по его мнению, удовлетворяет интересам не российской, а китайской стороны. По оценке Барсегяна, именно она сегодня устанавливает правила пассажирских перевозок на своих поездах. От этого "выигрывают" китайские туристические компании, но "проигрывают" российские, которые элементарно не могут полноценно воспользоваться возможностями такого жд-сообщения. Например, как рассказали корр. ИА PrimaMedia на станции "Гродеково", приобрести билеты в КНР можно только в международной кассе и только по прибытии поезда, а в обратном направлении — и вовсе нельзя.
Кроме того, имеются предположения, что на данный момент транспортное средство и пассажиры китайского поезда могут быть не застрахованы согласно российскому законодательству. Тем временем у отечественного перевозчика есть возможность страховать пассажиров и багаж.
Тем не менее, его расписание и запуск согласованы, а вот вопрос расписания и запуска отечественного — до сих пор обсуждается, говорит глава ООО "Международный Экспресс".
Именно эта проблема делает реализацию проекта невозможной в данный момент. Хотя правительство Приморского края поддержало проект. По итогам заседания Межведомственной комиссии по пограничной политике 12 декабря глава региона Олег Кожемяко лично подписал обращение в адрес главы ОАО "РЖД". А Минвостокразвития России — по результатам 5-го заседания Межправительственной российско-китайской комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока РФ и Северо-Востока КНР — подготовил поручение полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева о курсировании пассажирского поезда на паритетной основе № АБ-01-04/9939 от 01 августа 2024 года.
Это не единственный проект "Международного Экспресса". Компания также предлагает организовать пассажирские перевозки в КНДР, которые осуществлялись бы на паритетной основе, а не только корейскими железными дорогами. Ранее сообщалось, что с 16 декабря в расписание вернётся корейский поезд, который будет курсировать по маршруту "Туманган (КНДР) — Хасан (РФ)".
Ещё одно возможное направление, которое компания "Международный Экспресс" прорабатывает совместно с правительством Приморского края при поддержке губернатора Олега Кожемяко, — китайский Хуньчунь. Но эта идея упирается в утверждение технологической схемы приема и отправки пассажиров, а также отсутствие пассажирского терминала на ЖДПП Махалино. По словам руководителя, компания готова построить терминал, но необходимо получить поддержку со стороны ОАО "РЖД".
"Уверен, что в настоящее время, с учетом введенных санкций и поставленной руководством страны задачи по развитию приграничных территорий России, раскрытию туристического потенциала региона, торговых отношений с КНР, этот проект имеет инвестиционно и социально значимое будущее и важен для жителей Приморского края и Дальнего Востока", — подчеркнул Мовсес Барсегян.