Загадочный режиссер Виталий Дьяченко поставил в Драматическом театре Тихоокеанского флота Министерства обороны спектакль для семейного просмотра "У ковчега в 8" (6+) по одноименной пьесе (6+) современного немецкого драматурга Ульриха Хуба. Первые премьерные показы пройдут в конце декабря, пока же представителей СМИ и блогосферы пригласили на пресс-конференцию, которой предшествовал просмотр начального эпизода будущего спектакля, сообщает ИА PrimaMedia.
Где-то на белом свете, там, где всегда мороз (то есть в Антарктиде), жили-были три пингвина. Жили, ловили рыбу, питались ею, ссорились порою, как подобает настоящим друзьям. О Боге, кстати, говоря, рассуждали. Да и как тут не рассуждать о Боге, если однажды он не наслал на Землю Всемирный потоп. Лишь одному человеку, праведнику Ною, прямому наследнику Адама, внуку Мафусаила, дозволено было спастись с чадами и домочадцами на огромном Ковчеге, дабы продолжился род людской. Ною также было предписано взять на Ковчег "каждой твари по паре".
Сцена из спектакля "У Ковчега в 8". предоставлено Драматическим театром ТОФ
А пингвином-неразлучников, как мы видим, трое. Отсюда и коллизии. В спектакле есть еще один персонаж — Голубка, та самая, которую Ной выпускал каждые семь дней на разведку, покуда она не улетела совсем, что означало, что потоп отступил и сухая земля в виде горы Арарат найдена.
Голубку Виталий Дьяченко решил сделать балериной и поставил ее на пуанты. И вообще много чего напридумал. Пингвинам — пингвинью походку враскачку и вприпрыжку и костюмчики в духе Чарли Чаплина, Бастера Китона и Макса Линдера, звезд немого кино. Было бы совсем концептуальненко, если бы играющие пингвинов актеры вовсе не открывали рта, а их реплики в микрофон озвучивали другие актеры, сидящие где-нибудь с боку на авансцене, плюс какой-нибудь тапер наигрывал регтаймы Джоплина на расстроенном пианино.
Впрочем, с музыкой Дьяченко, известный своими экспериментами по постановкам в Приморском краевом театре кукол, определился тоже оригинально. Музыку, сочиненную специально для данного спектакля владивостокским музыкантом, ныне проживающим в Санкт-Петербурге, Анатолием Файчуком, исполняют на "несуществующих инструментах" — трубах, бутылках и прочих подручных-ударных — "шестеро отважных актеров", как назвала банду главный режиссер театра Марина Яковина (банда — небольшой сценический оркестр, по определению Большой советской энциклопедии).
Сцена из спектакля "У Ковчега в 8". предоставлено Драматическим театром ТОФ
С актерами Дьяченко работал по методу Григория Козинцева. Юри Ярвет, игравший заглавную роль в экранизации шекспировского "Короля Лира" (16+), вспоминал, что мэтр сначала ставил перед актерами простую задачу, а, когда они ее выполняли, поднимал планку, предлагая усложниться. Вот и здесь: сначала репетировали на неограниченном пространстве, затем появился станок (некая наклонная плоскость, имитирующая льдину), актеры влезли в тесные пингвиньи костюмчики и засеменили.
— Полтора часа в таком костюме походи, да еще и поиграй в нем, — сокрушался не без гордости "пингвин" Георгий Черкезишвили.
К слову, и костюмами, и сценографией спектакль обязан художнику Наталье Стороженко.
В 2006 году драматическая притча Хуба была признана пьесой года в Германии. С тех пор она неоднократно ставилась во всем мире, в том числе в России. Причем совершенно в разных стилях и тональностях. По всей видимости, Виталию Дьяченко удалось изобрести собственную новизну. Хотя "поклонение тени" Юрия Бутусова всё же ощущается (как ощущалось "поклонение тени" Андрея Тарковского в спектакле "Можно попросить Нину?" (12+), поставленном Дьяченко в Приморском краевом театре кукол).
Пресс-конференция. предоставлено Драматическим театром ТОФ
Завершая пресс-конференцию, директор театра ТОФ Владимир Пятин сказал о главном:
— В диалогах <спектакля> не звучит, что Бог есть любовь, но всем спектаклям показывается, что в первую очередь Бог — это любовь. В наше время, когда нам не хватает любви и доброты, не хватает теплых человеческих отношений, этот спектакль, в первую очередь, транслирует всё это зрителям, давая им ощущение теплоты и любви и человеческого участия в жизни друг друга.
В общем, Ковчег на то и Ковчег, чтобы собраться в нем всем вместе и сохранить всё, что нам дорого и близко.
Три пингвина. предоставлено Драматическим театром ТОФ