Современное общество стало более открытым к обсуждению тем психологического здоровья. Вопросов к грамотным специалистам становится всё больше, поэтому корр. ИА PrimaMedia побеседовала с заведующей кафедрой клинической психологии Тихоокеанского Медицинского, доктором психологических наук, профессором, главным внештатным специалистом по медицинской психологии министерства здравоохранения Приморского края, главным внештатным специалистом по медицинской психологии по ДФО министерства здравоохранения РФ, сертифицированным сексологом Натальей Кравцовой. Почему психология не лженаука, как связаны психика и онкология, почему дети часто болеют, в чём причины новогоднего переедания, в какой момент жизни закладывается успешность сексуального поведения и многое другое — в большом интервью редакции.
— Наталья Александровна, в последние годы мы наблюдаем моду на психологию. С одной стороны, люди активно ходят к стоящим специалистам, с другой — потребляют всякого рода информацию от псевдоспециалистов. Как на этом фоне изменилась жизнь людей? Какие видите тенденции? Стали ли они счастливее от того, что массово пошли в терапию? При этом стали ли тревожнее от того, что потребляют огромное количество информации разного качества?
— В целом современный человек стал более тревожным, и не последнюю роль в этом играет доступность огромного количества информации, в которой трудно ориентироваться. У человека есть врождённая потребность структурирования: структурирование пространства, времени, информации. Продуктом структурирования является наше мировоззрение (индивидуальная карта мира), режим труда, отдыха, понимание причинно-следственных связей происходящих в нашей жизни явлений и процессов. Именно это и снижает уровень тревожности. Сейчас, из-за массированного давления на уши потребителей самой разнонаправленной и, подчас, противоречивой информации, это сложно. Как вы говорите, есть много разных специалистов, есть соцсети.
По поводу того, что чаще обращаются к психологам... Я начала работать практическим психологом с 1993 года, когда в Хабаровске был открыт Краевой центр охраны психосоматического здоровья детей и подростков. Несмотря на то, что помощь в Центре оказывалась на бюджетной основе, очень мало людей обращались за помощью. Мало кто понимал, как болезнь тела связана с психикой. Люди боялись, что их назовут психами; не понимали, зачем нужна помощь психолога. На сегодняшний день за помощью к психологу обращается очень много людей. Всех обращающихся можно условно поделить на несколько категорий.
"Когда мы объявили о том, что мы открыли центр оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами, к нам не шли люди". unsplash.com
Есть те люди, для кого работа с психологом — это показатель успешности: "у меня есть деньги на своего психолога" и даже "у меня дорогой психолог". Другие, те кто осознает потребность в психологической помощи, и, если повезёт на грамотного специалиста, меняют жизнь в лучшую сторону и действительно становятся счастливее — начинают понимать себя, отделять свои потребности от стереотипов, навязанных окружением. Есть люди с пограничным личностным расстройством, которые нуждаются в клинико-психологической помощи, но живут в колебаниях — приходят к специалисту и тут же уходят. И они будут говорить, что от психолога нет никакого толка, что "я был уже 5, 10 раз". Но суть же не в том, чтобы посетить психолога, и сразу стало лучше. От одного или даже 10 походов к психологу людям зависимым, с повышенной тревожностью, с нарушенными отношениями (неумением быть в отношениях) может стать ситуативно легче, но быстро их проблема не решится. Суть в том, чтобы в доверительных отношениях со специалистом начать исследовать себя: свои ощущения, чувства, поведение, убеждения. Ведь именно весь этот "наборчик" и обусловливает проблемы каждого. А так как всё это формируется с рождения, и кое-что даже с внутриутробного периода, быстро ничего не изменить.
— А можно ли отметить такую тенденцию, что люди, во многом благодаря популяризации психологии, стали осознавать свою ценность, перестали терпеть и, отчасти, стали от этого счастливее? Кстати, есть мнение, что именно с этим связана волна разводов.
— В этом есть доля истины. Вернёмся в XIX век: разводы практически запрещены. Нужно было приложить очень много усилий, чтобы развестись. Социальным нормативом для женщины было терпеть. Много ли там было хорошего? Было много несчастных людей. Мы все читаем художественную литературу — Достоевского, Толстого, Оскара Уайльда. Смотрим фильмы исторические, которые нам показывают, как жили люди.
В Советском Союзе разводы официально были разрешены, но они не приветствовались, не поощрялись общественным сознанием. Да, разводов было меньше. Но ведь это про социальные установки, а не про интимную близость между двумя людьми. Сейчас люди становятся все более осознанными и хотят быть счастливыми в отношениях. Задача психосоциального развития молодых людей — установить близкие отношения с партнером без утраты собственной идентичности. А это очень трудно. И очень часто мы, особенно девочки, под влиянием социальных стереотипов выходим замуж, потому что вроде как не хочется быть одной, вроде показалось, что он тот самый. А проходит время, и всё уже видится по-другому. Почему?
"Наша задача — найти близкого человека, установить близкие отношения без утраты собственной идентичности"". unsplash.com
Весь мир отношений — это мир наших проекций. И когда человек идёт в психотерапию, он начинает отделять "зёрна от плевел". Он понимает, что он контактировал не с реальным живым человеком, а со своей проекцией на этого человека, а потом удивлялся, почему этот человек вдруг начинал вести себя совершенно не так.
— Когда я готовилась к нашей с вами встрече, услышала от коллег мнение о том, что психология — это лженаука. А наука — это математика или география, где есть доказанные факты. Что вы об этом думаете?
— Психология — это наука о нашей психической сфере, о нашей психике. Разве психика — ложь? Человеческая психика — это то, что отличает нас от животных. Мы адаптировались на Земле благодаря своему интеллекту. При этом психика субъективна. Поэтому и нет ни одной объективной с точки зрения естественных наук науки о психической деятельности человека. Ученые пытаются обосновывать "объективность" через физиологические, социальные, поведенческие категории. То есть старательно ищут объективное в субъективном.
Я человек из прошлого века, воспитанная на материализме. Но сейчас мне нравится метафора айсберга: материалистическая парадигма описывает мир, как верхушку айсберга — это то, что мы можем увидеть, потрогать, услышать или определить с помощью различных очень тонких приборов, построенных по аналогии с нашими органами чувств и мозгом. Но вряд ли мир исчерпывается только тем, что доступно познанию человечеством. Есть ведь подводная часть айсберга.
Я напомню, что по базовому образованию я врач, я долго работала в научно-исследовательском институте, где изучала иммунологию, иммуногенетику, свёртывающую системы крови, проводила эксперименты. И потом я пришла в психологию, потому что не нашла ответы на вопросы, что, из чего и откуда. А в психологии, мне кажется, я продвигаюсь ближе. Хотя, как говорил великий философ Сократ, чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю.
— Как раз в продолжение того, что вы сказали: некоторые исследователи считают, что 80% болезней связаны именно с психосоматическими причинами. Можете с этим согласиться?
— Да, конечно. Более того, моя докторская диссертация защищена по психосоматике. Не буду вдаваться в различные теоретические и практические обоснования — это сложно. Приведу пример, доступный пониманию любого. Сейчас не найти человека, который не знает слова "стресс". Стресс — это неспецифический адаптационный синдром, который сформировался когда-то давно в ответ на угрозу безопасности, то есть угрозу жизни. Угрозой были дикие звери, пожары, войны. При этом человек, как впрочем и все животные, либо убегали, либо боролись. Но сейчас что нам с вами повседневно угрожает? О каком стрессе буквально кричат все: менеджеры, официанты, учителя, врачи, продавцы и покупатели? Тигры? Нет. Психологический фактор выходит на первое место среди большого числа стресс-факторов. Конфликт вызывает на физиологическом уровне напряжением всех жизнеобеспечивающих систем, которые позволяют либо сражаться, либо бежать: легкие чаще дышат, сердце сильнее и чаще бьется, артериальное давление повышается, повышается уровень сахара в крови — это все для того, чтобы противостоять опасности. Но мы не бежим, не деремся. Мы сидим, лежим, в лучшем случае плачем. Тогда все перечисленные системы органов работают с большим напряжением, что приводит к их перегрузке и срыву функционирования. В условиях хронического стресса — дисстресса — развиваются гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет.
— Знаю, что у вас было исследование на тему "Конфликт идентичности как онкогенный фактор". Расскажите кратко, к каким выводам удалось прийти? И могут ли у онкологии быть психологические причины?
— В нулевые мы проводили российско-американский семинар по онкологии, и тогда я общалась с мамами больных детей. Тогда появилась мысль об этой работе.
Что такое идентичность? Это осознание себя как чего-то постоянного, константного, то есть я расту, да, я меняюсь, но я остаюсь собой. В подростковом возрасте мы проходим через кризис идентичности, то есть ищем ответы на вопросы: "Кто я? Чего я хочу?". Но все проживают этот период по-разному. Некоторые его не проходят, а принимают предписанную чужую идентичность. Например, родители — врачи, бабушка с дедушкой — врачи, и я буду врачом. В итоге оказывается, что человек даже не хочет быть врачом. Некоторые не задаются этим вопросом и плывут по течению. Такие люди буквально "прилепляются" к кому-то и принимают идентичность партнера. Это хорошо представлено в рассказе Антона Павловича Чехова "Душечка" (16+). Когда героиня была замужем за театральным работником, она говорила о театре. Потом он умер, она вышла замуж за ветеринара и говорила о лошадях, о коровах. То есть со сменой партнера менялась и сама "душечка".
Интервью с Натальей Кравцовой. Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Моя гипотеза заключалась в том, что предрешенная идентичность может быть онкогенным фактором. Почему это? В иммунной системе человека есть Т-лимфоциты, клетки, задача которых — уничтожить как бактерии и вирусы, так и собственные незрелые мутированные клетки, которые ежедневно у нас всех в организме образуются. При онкопроцессе эти Т-лимфоциты почему-то перестают распознавать мутированные клетки и не уничтожают их. Поэтому возникла гипотеза: когда человек на психологическом уровне принимает чужую идентичность за свою, тогда Т-лимфоциты начинают принимать чужое за своё. Мамы больных детей со мной согласились в том, что у них именно этот вариант идентичности. Но всё же это предположение. В работе я подробно описываю аргументы, но доказать это очень трудно.
— Раз мы говорим о связи психики с телом, приведу пример. На просторах интернета можно встретить такое мнение, что боли и напряжение в шее связаны с возложенным на себя грузом ответственности. Действительно ли может быть такая взаимосвязь с научной точки зрения и есть ли ещё какие-то подобные примеры физических проявлений наших внутренних переживаний?
— Да, конечно. Здесь нужно обратить внимание на роль мышечной системы в нашем психическом состоянии, при переживании нами различных эмоций. Все, опять же, формируется с рождения.
Представьте новорожденного младенца — его движения хаотичны. Постепенно он осознает, что ручки принадлежат ему — они его слушаются! Он ими может управлять! Психомоторное развитие ребенка связано с сознанием движений. Потом мы учим его ходить, держать ложку. Везде задействованы мышцы, и сопряжено это всё с эмоциональным состоянием. В ответ на угрозу мышцы напрягаются, при необходимости преодоления чего-то мышцы включаются. Мама говорит: "А ну прекрати немедленно!". И определённые мышцы сжимаются, ребёнок напрягается, задерживает движение. В мышцах остается напряжение. Если нельзя проявлять гнев, ребенок учится его сдерживать. Если на ребенка родители и учителя возлагают надежды и он изо всех сил стремится их оправдать, чтобы быть хорошим, он напрягается.
Когда человек берёт на себя слишком много ответственности, напрягаются те мышцы, которые филогенетически напрягаются, когда человек несёт тяжёлый груз. А что тогда? При застойном повышенном тонусе определённых групп мышц нарушается кровоснабжение задних отделов мозга за счёт сдавления паравертебральных сосудов. То есть определённое эмоциональное состояние отражается на тонусе мышц, балансе отделов вегетативной нервной системы.
При этом не забываем, что психика субъективна. Поэтому мы не можем назвать симптомы и применить их ко всем случаям. В середине 20 века известный психосоматолог Ф. Дойч пытался создать словарь соматических симптомов, но отказался от этой затеи. Но да, есть что-то общее, о чём мы можем говорить.
К примеру, о возможных причинах возникновения гипертонической болезни. Есть такая метафора: тигр, запертый в клетке. Тигр — это агрессия, это гнев, социально неприемлемая эмоция. Если его запирают в клетке, то есть запрещают нам проявлять гнев и агрессию, мы привыкаем подавлять это в себе. При этом гнев всегда связан с перенапряжением симпатического отдела нервной системы — это то, что заставляет нас удирать от тигра. С напряжением поднимается давление. Но человек при этом сидит и улыбается.
— На конференции я слышала от вас такую фразу: "Воспитанный человек — звучит, как приглашение к психологу". Вы как раз об этом говорили? О сдерживании эмоций, которое не приводит ни к чему хорошему?
— Да. Воспитанные, тактичные, вежливые люди часто не позволяют себе проявлять гнев, несогласие. Это может стать результатом гипертонии. Почему и зачем нужно к специалисту? Их нужно учить ассертивности — проявлению своих эмоций без причинения вреда другому. Есть много приёмов, в их числе и физические: плавание, бег, битьё боксёрской груши.
Плавание. Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia.ru
— Вспомните ещё примеры того, как тело "рассказывает" о том, что происходит внутри?
— Один из ведущих психосоматологов 20 века Франц Александер писал, что бронхиальная астма у ребёнка — это попытка докричаться до авторитарной матери. Что такое бронхиальная астма? Это приступ, спазм бронхов, человек задыхается, не может выдохнуть и хрипит. В этот момент авторитарная мать, которая всегда "знает, как лучше" и не прислушивается к желаниям своего ребёнка, пугается и обращает на него своё искреннее внимание.
— Часто болеющие дети — как это можно объяснить с точки зрения психологии? И есть ли вообще взаимосвязь?
— Конечно. Анной Васильевной Катасоновой у нас на кафедре была защищена диссертация на эту тему. У нее было исследование "Развитие высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста". Она доказала, что неуспешность часто болеющих детей в начальной школе связана не только и не столько с тем, что они часто пропускают занятия. Связано это, как правило, с образом жизни мамы и ребенка, нарушением формирования образа тела и ограничением физической активности в раннем детстве, что затрудняет развитие пространственных представлений, стратегию оптико-пространственных действий и затрудняет процесс обучения письму, математике, чтению. При этом родители, допустим, изо всех сил пытаются с ними больше заниматься дома. А ребёнок ещё больше болеет. Помощь клинического психолога, детского нейропсихолога может помочь скорректировать развитие такого ребенка.
Есть еще один интересный момент в феномене часто болеющего ребенка. На практике мы часто встречаемся с мамами-перфекционистками с синдромом отличницы, которые хотят быть идеальными мамами. Они, как правило, успешны в карьере, что позволяет думать о преобладании идентификации с папой, а материнская идентичность может быть недостаточно сформирована.
Мама со сформированной материнской идентичностью — это та, которая учится и умеет слушать, понимать своего ребёнка и отвечать на его потребности. Тем временем мама с несформированной материнской идентичностью, перфекционистка с преобладающим когнитивным развитием (высокий интеллект, но не развита эмоциональная сфера и эмпатия) запланировала беременность, ходила на курсы подготовки к родам, у неё записано в тетрадочке, к примеру, что новорождённый должен какать 5-6 раз в день, а он — каждые полчаса. Она злится, кричит, что он (малыш) над ней издевается! Она же хочет быть хорошей мамой, она готовилась, училась! Мама вызывает доктора. Доктор дает инструкции, которым такая мама строго следует. Создается ситуация, когда мама может чувствовать себя идеальной, а малыш получает то, в чем он больше всего нуждается — во внимании и заботе мамы. Получается, что болезнь нужна маме, чтобы почувствовать себя хорошей мамой, а ребёнку — чтобы получить внимание мамы.
— Как не бояться рожать и воспитывать ребёнка в мире, где все только и говорят о детских травмах? Кажется, что несколько неверных слов — и ты испортишь ребёнку жизнь. Можно самой пойти в терапию, но ведь все проблемы не решишь.
— Да, это нереально.
Нельзя сказать, что есть где-то на Земле человек без негативного опыта.
Сейчас сильно обобщают слова "травма", "травматизация". Но, зная, каким образом на будущую психику ребёнка влияет даже ход беременности, я бы всё-таки рекомендовала ходить на консультации к психологу. Не всем нужна психотерапия, но сходить на консультацию, как мы ходим на профосмотры, и получить ответы на свои вопросы от грамотного специалиста — важно. Это должно стать нормой.
Наталья Кравцова. Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Всё-таки многое действительно закладывается в детско-материнских отношениях. Даже успешность сексуального поведения, умение получать от секса то, что тебе нужно. Вы когда-нибудь задавались вопросом, чего люди хотят от сексуального контакта? Батюшка Фрейд задавался. В половом акте мы стремимся получить безопасность (нам ничего не угрожает), безусловное принятие (я не думаю о том, как я выгляжу, и меня принимают) и безусловную любовь (я могу быть сама собой, и меня любят). Если есть мать, которая обеспечивала безопасность, безусловное принятие и любовь вне зависимости от того, как и что ты делаешь, — человек знает, чего он хочет в этом контакте. А если такого не было — он не знает, что это. Меня, как сексолога, взрослые женщины часто спрашивают, что такое оргазм и как это, "бывает он у меня или нет".
В нашем современном обществе везде и всюду пишут, говорят о сексуальности, а проблем меньше не стало. Человек может презентовать себя как сексуально искушенного и развитого, а на деле — страдать от множества проблем, о которых стыдится говорить.
— Любовь с первого взгляда — это миф или как-то объясняется с точки зрения психологии? И как вообще люди влюбляются?
— Что касается отношений между мужчиной и женщиной, нам нравится либо тот, кто похож на нас, либо тот, кто даст нам то, в чём мы нуждаемся, но у нас этого нет. Мы по невербальным знакам это считываем и тянемся либо по подобию, либо по комплементарности. Но здесь есть много сложностей.
У каждой девочки, по теории Юнга, есть внутренний мужчина — анимус. Анимус — это энергия движения, действия, это активность, это ваша профессиональная деятельность. Как правило, женщины успешные, бизнес-леди — это женщины с сильным анимусом. И если она это осознаёт, принимает, то у неё гармоничное взаимодействие её женской сущности и её анимуса. Но нередко бывает так, что женщина как бы не в контакте со своим анимусом. Такие обычно проявляют в общении некую авторитарность — учат врача, как надо лечить, учат учителя, как надо учить, журналиста — как брать интервью. Потому что анимус не реализован, не проявлен в деятельности.
А у мужчин есть внутренняя женственность. Мужчинам вообще тяжелее жить в мире. Казалось бы, патриархальный мир — это установки в отношении женщины, подавление женщин, но мужчина в патриархальном мире "не должен распускать нюни", "не должен быть нежным".
Так вот, если мы не в контакте со своими внутренними женщиной или мужчиной, мы проецируем это на другого. Мы "лепим" на партнера свою аниму/анимуса и по факту через партнера контактируем со своей внутренней частью, не воспринимая партнера как такового. А потом вдруг возникает потрясение: "Он/она что-то совсем не такой/такая, как в первые годы нашей жизни".
— Как разобраться, это просто усталость или любовь прошла в долгосрочном браке?
— Люди хотят чего-то константного, но мы меняемся. Получаем некий опыт, меняются интересы. И чтобы отношения сохранялись, нужно постоянно над ними работать, а это очень мало у кого получается.
"Чтобы отношения сохранялись, нужно постоянно над ними работать". unsplash.com
У меня коллега работает в Калифорнии, и там принято ходить в семейную терапию. У нас, конечно, по сравнению с 90-ми, когда я пыталась вести семейную терапию, сейчас люди идут в терапию, но мало. Они могут прийти на разовую консультацию, но они не хотят долго работать. Хотя у меня есть опыт очень продуктивных консультаций пар, которые сталкиваются с кризисом отношений. Даже тот факт, что пара приходит к психологу, уже говорит о том, что они осознали, что есть проблема, и хотят разобраться в ней. Если же люди ничего не делают, отрицают психологию как науку, то либо они будут терпеть друг друга и придут тогда к депрессии и тревожным расстройствам, либо разбегутся.
— Как распознать манипулятора? И что делать с ним дальше?
— Здесь очень сложно дать какие-то общие инструкции. Манипуляция — это про то, что ты в контакте с человеком начинаешь изменять себе и делать то, что хочет другой человек, в ущерб своим желаниям. Знаете, что я замечаю? Людям трудно бывает вообще назвать свои потребности. Потому что мы часто принимаем потребности, которые нам навязали родители, школа, близкий человек. А как понять, что этого хочешь именно ты? Поэтому, на самом деле, манипуляций очень много в жизни. Как правило, манипулятор — тот, кто сильнее, хитрее. А манипулируемый — это тот, кто не верит себе и боится, что если скажет "нет", то потеряет любовь. И поэтому отказывается от себя, от своих желаний.
Но нужно отметить, что здесь нужна золотая середина. Невозможно быть в отношениях с кем-то и всё время думать только о своих потребностях. Нужно как-то находить общие интересы и приходить к общим решениям. "Вот это мы оба хотим и любим, а вот здесь — моя автономия". И договариваемся, что мы делаем вместе, а что — врозь.
— Наталья Александровна, приближается самый волшебный праздник в году. В связи с этим у меня тоже есть к вам вопросы. Например, такой. Когда мы рассказываем своим детям о существовании Деда Мороза, не значит ли это, что мы начинаем лгать им с самого детства?
— Нет. У ребёнка в дошкольном возрасте развивается фантазирование, в основе которого лежит такой когнитивный процесс, как воображение. Сначала мы учим ребёнка воспринимать окружающие предметы, потом — представлять, то есть воспроизводить образы тех предметов, с которыми он уже имел контакт. Воображение — это создание образов предметов на основе известных ему образов. Например, рисунок несуществующего животного. Для чего нам нужно воображение? Оно является базисом для развития в последующем творческого мышления — способности действовать не по алгоритму, придумывать свой вариант выхода из сложной ситуации. Вот у россиян творческое мышление особенно развито, оно нас спасает. Поэтому все эти сказки — это очень важно.
Кроме того, образ Деда Мороза наполнен положительными эмоциями, верой в чудо, верой в праздник. Это не ложь. Тогда можно сказать, что "Легенды и мифы Древней Греции" (6+) — тоже ложь. А это те архетипы, которые входят в наше бессознательное. В бессознательном — много энергии, а без энергии наша психика превращается в психику больного с обсессивно-компульсивным расстройством.
— Недавно прочитала на просторах интернета о том, что новогоднее переедание связано с неотработанными травмами с матерью. Можете объяснить, в чём взаимосвязь? И почему, по-вашему, возникают проблемы с перееданием?
— Здесь я лично вижу больше исторического. Раньше люди не доедали. А праздник всегда был временем, когда они собирались, чтобы как следует поесть на год вперёд. Ну и известная поговорка: "Как год встретишь, так его и проживешь". Хотелось жить сытно, вот и объедались в праздник.
В целом же, переедание возникает, когда нас не удовлетворяют наши отношения, когда мы себя не принимаем, когда мы не получаем того, в чем нуждаемся.
Как переедание может быть связано с матерью? Ребёнок в утробе слышит сердцебиение, всё чувствует, различает запах. При рождении он попадает совершенно в другую сенсорную среду, к которой нужно адаптироваться. Он испуган. Ребенка выкладывают на живот маме, а затем прикладывают к груди. Малыш слышит стук сердца мамы, ее дыхание, ощущает ее запах, вкус молока, напоминающий вкус амниотической жидкости, в которой он пребывал в утробе. При этом происходит восстановление утраченного в родах сенсорного мира матери, и тревога снижается. При этом параллельно включается пищевой рефлекс — ребенок сосет грудь, и пища впервые попадает в пищеварительную систему. И получается, что снятие тревоги, восстановление внутреннего равновесия у нас соотносится с приёмом пищи.
"Переедание возникает, когда нас не удовлетворяют наши отношения, когда мы себя не принимаем". unsplash.com
— Теперь перейдём к вопросам от наших читателей. Как справиться с тревожностью во время культа "успешного успеха"? Как перестать обесценивать свои заслуги, когда все вокруг уже успели заработать миллионы?
— Мы очень сильно подвержены влиянию этих социальных стереотипов. Уйдите в себя, посмотрите, что вам приносит счастье. Об этом же и пишут, и говорят: деньги счастья не приносят. Наши потребности в принципе могут быть удовлетворены за счёт небольшого количества денег. Никто не будет счастлив без любви. А любовь за деньги не купишь. Мне кажется, что проблема — больше надуманная.
— А как помочь себе, если на этом фоне возникает тревога?
— Тревога — это всегда сигнал нарушения безопасности. Вот и смотрите, что нарушает вашу безопасность. Возможно, вы сами себя обманываете, думая, что "если у меня будет миллиард долларов, я буду чувствовать большую безопасность". Нет.
Могут быть совершенно другие факторы возникновения этой тревоги. В целом, их очень много. Надо разбираться. Приведу даже такой пример. Женщина забеременела, а потом ей поставили серьёзный диагноз, но она решила рожать. Сразу после родов ребёнка у неё забрали, потому что маму надо лечить. Тогда у этого ребёнка развивается базовая повышенная тревожность, и ему будет трудно с ней справляться. Здесь потребуется психотерапия.
— По каким признакам можно выявить у себя проблемы с самооценкой?
— В любом конфликте: "Ладно, пусть будет по-твоему, только не кричи". Человеку легко отказаться от своего, лишь бы не было конфликта. "У меня плохо получилось, я какой-то не такой". "Я боюсь знакомиться, я не знаю, как и что сказать". И многие-многие другие.
— Следующий вопрос от читателей: "Как побороть бытовую лень? Дома часто так неопрятно, что даже стыдно звать гостей".
— Чаще звать гостей. Стыдно ведь. Просто есть лентяи, которым не стыдно. А если стыдно, то есть надежда. Возможно, чаще будет приглашать и чаще — убираться. Лень — это не так уж плохо. Иногда нужно дать себе полениться. Но если стыдно звать гостей, надо что-то с этим делать. Или упростить свой быт. Для этого сейчас есть всё.
— "Я просто хочу, чтобы от меня все отстали" — что это за состояние и является ли это "тревожным звоночком"?
— Это значит, что нарушаются границы, нарушается равновесие. Когда человек не может быть собой, побыть с собой, делать то, что он хочет. Как правило, такое говорит подросток, который переживает кризис, или взрослый человек, который отказывается от своего и делает что-то для других в ущерб себе. Тогда и возникает ощущение, что я себя теряю, растрачиваю, моих границ нет. Что нужно сделать? Побыть с собой, побыть собой, прислушаться к своим внутренним желаниям.