Иностранным таксистам и курьерам запретят работать в Приморье с 2025 года
16:44
Любители футбола собрались на новогодний турнир в Уссурийске
16:13
Приморец стал призером номинации T2 в рамках конкурса "Моя страна – моя Россия"
16:09
Первый резидент ИНТЦ "Русский" запустит производство российских глюкометров и тест-полосок
15:33
Три браконьера из Приморья осуждены за незаконную добычу трепанга
15:06
На Дальнем Востоке открыт новый авиатерминал
14:58
Приморцы проводят онлайн-встречи и вебинары до полуночи
14:56
Микрорайон Снеговая Падь во Владивостоке станет комфортнее: что запланировано на 2025 год
14:49
Очарую Змею и родню 1 махом: от этих подарков на Новый год запищат даже привереды
14:20
В Уссурийске женщину из заброшенного дома направили на реабилитацию
13:53
Новые "Эмоции" появляются у Владивостока
13:44
Работающие пенсионеры Приморья получат прибавку к пенсии в 2025 году
13:28
Зима диктует правила: температурные "качели" и волны холода в Приморье – прогноз
12:59
Туриндустрия ждёт запуска российского поезда "Владивосток – Гродеково – Суйфэньхэ"
12:42
В Находке баржа "Катамаран 1" частично ушла под воду
12:24

Перезагрузка Петропавловска-Камчатского: как её видит губернатор края

Интервью ИА KamchatkaMedia с Владимиром Солодовым 
16 декабря, 14:15 Общество
Замена ветхих сетей в центре - один из этапов перезагрузки Петропавловска Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia
Замена ветхих сетей в центре - один из этапов перезагрузки Петропавловска
Фото: Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Задача перезагрузки дальневосточных городов была поставлена президентом два года назад. Что изменилось за это время в Петропавловске-Камчатском, какие объекты уже начали претворяться в жизнь и чего ждать жителям города в ближайшие годы? С этими вопросами корреспонденты ИА KamchatkaMedia отправились на интервью к губернатору Камчатского края Владимиру Солодову

ИА KamchatkaMedia

Интервью ИА KamchatkaMedia с губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым. ИА KamchatkaMedia

— Владимир Викторович, вы отвечаете за край, у города есть своя администрация. Почему же вопросами мастер-плана чаще занимаетесь вы и правительство края?

— Давайте начнём с того, что в последние десятилетия развитие городов на Дальнем Востоке было больше ситуативным, чем стратегическим. И это большая проблема. Петропавловск-Камчатский не исключение, более того, он даже один из самых ярких примеров, когда отсутствие четкого стратегического видения препятствовало его нормальному развитию, приводило к хаотичной застройке, отсутствию архитектурного стиля и базовому несоответствию городских сервисов запросам жителей. Исторически дальневосточные города развивались, отталкиваясь от потребностей промышленности, а не горожан. 

Это и есть тот ключевой переход, который обозначил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая в 2022 году на Восточном экономическом форуме.

Нам нужно делать города для жителей, думать, чем город будет привлекательным, исходить из того, какие потребности у жителей, где они будут работать, как они будут получать необходимые услуги, и где они будут проводить свободное время.

Задача была поставлена именно так: чётко ответить на эти вопросы и, исходя из них, разработать долгосрочные планы, увязывающие экономику, социальные функции и городскую среду. 

Именно из-за того, что на Камчатке основная часть населения живет в городской агломерации и именно здесь назрело огромное количество проблем, вопросы стратегического планирования перезагрузки Петропавловска под постоянным контролем команды правительства края.

— Что, на ваш взгляд, можно назвать сегодня основными проблемами Петропавловска-Камчатского? 

— Они всем известны, их очень сильно чувствуют сами горожане.

Во-первых, это отсутствие лица города, благоустроенного центра, архитектурного стиля. 

Во-вторых, это накопленные десятилетиями, огромные инфраструктурные проблемы, такие как, как недочёты в системах теплоснабжения, водоотведения, канализации, в том числе и ливневой. У нас ведь до сих множество канализационных стоков идёт сразу в водоёмы, создавая колоссальную экологическую нагрузку на уникальную камчатскую природу.

В-третьих, это непродуманная дорожная сеть, которая не соответствует современному уровню автомобилизации и нагрузки, нехватка парковочных мест, потому что всё раньше строилось под другие стандарты.

В-четвертых, дисбаланс социальных государственных учреждений, когда в одних местах есть пустующие школы и садики, а в других катастрофически переполнены, так как эти микрорайоны развивались по принципу точечной застройки. Плюс нехватка, например, спортивных учреждений.

Это перечисление можно продолжать ещё долго. Факт в том, что накоплен большой круг вопросов, которые нельзя решить в тактике, их нужно решать в стратегии, соотнося с пространственным планированием. Именно на них и дает ответ комплексный план развития Петропавловска-Камчатского.

ИА KamchatkaMedia

Страницы мастер-плана Петропавловска-Камчатского. ИА KamchatkaMedia

— Каковы основные направления перезагрузки? Какие задачи стоят прежде всего? 

— Первое — создать сильный центр, лицо города. Центральную часть Петропавловска сделать удобной, благоустроенной, привлекательной для жителей всех возрастов и социальных групп. Для туристов. И для бизнеса, который будет сюда инвестировать.

Второе — создать новые точки притяжения — это целый ряд крупных объектов. В первую очередь это объединенный музей Камчатки. Значительное внимание в нем будет уделено краеведению и страницам воинской славы — Курильскому десанту, Героической обороне Петропавловска.

Еще одним важным объектом является общественно-культурный центр с вместительным залом. Я ставлю задачу, чтобы его вместимость была не менее тысячи мест — чтобы и знаковые для края события мы могли там организовать, и деловые мероприятия, и, конечно, концерты, которые сейчас мы вынуждены проводить, например, в спортивных помещениях. Также в этот ряд входят: канатная дорога, арт-кластер в историческом квартале на улице Красинцев и планетарий на Никольской сопке. 

В общем, это те точки притяжения, которые должны создать дополнительный функционал, и тем самым сделать центральную часть города насыщенной с точки зрения культурной и общественной жизни.

Третье, что я бы выделил, как блок инфраструктурного развития города, это реконструкция коммунальных сетей, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. Это создание основы для того, чтобы в будущем город мог развиваться. 

Еще одно направление — освобождение от аварийной застройки, выделение новых участков. Когда мы в рамках комплексного плана развития Петропавловска обеспечиваем, так скажем, реновацию целых кварталов и сразу думаем о том, что размещать на их месте.

Яркий пример — это краевая больница. Мы все знаем, что больница будет переезжать на новую площадку поэтапно. Первый этап — уже в 2025 году будет, а после второй очереди, в 2027−2028 годах, весь квартал, который сейчас называется областная больница, будет освобожден. И мы сразу продумываем и начинаем проектирование, чтобы на этом очень привлекательном месте в центре города был создан межвузовский кампус. 

ИА KamchatkaMedia

Интервью ИА KamchatkaMedia с губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым. ИА KamchatkaMedia

Ставим глобальную задачу перед собой — через новое пространство, через создание современных общежитий, лабораторий, корпусов привести к повышению качества высшего образования. Будем стремиться к тому уровню, который позволит, чтобы максимальное количество молодых ребят захотело поступать в местные вузы и оставаться на Камчатке. 

Еще один пример — это район улицы Рябиковской. Там сейчас есть земля под расселенными домами и есть часть земли, которая принадлежит военным. Наша задача — вывести их и объединить с муниципальными землями в единую территорию, произвести там комплексную застройку с жилой и деловой инфраструктурой. 

И таких районов со временем будет всё больше. В этом и суть плана — не точечную застройку производить, а создавать комплексный план развития территории. В этом целостном видении и заключается принципиальное отличие мастер-планирования от других подходов к городской среде и её развитию. 

— И в это видение входят и объекты, которые находятся на значительном отдалении от центра?

— Да, Халактырский пляж, например. Это важнейший объект. Мы видим, что существенно растет востребованность этого объекта. Я сам хорошо помню, как попал впервые на Характырский пляж в 2014 году, и за 10 лет, наверное, на два порядка выросло количество посетителей. И нам, конечно, нужно отвечать на этот спрос.

Поэтому один из первых объектов, который летом 2025 года нам предстоит уже запустить, — это асфальтированная дорога на Халактырский пляж через поселок Заозерный. Основная часть работыуже выполнена, осталась только укладка верхнего слоя асфальта и один из мостовых переходов. Дорога — это лишь первый шаг к развитию парка.

После мы будем заниматься благоустройством самого пляжа. Благоустройством не с точки зрения создания каких-то массивных строений или инженерных конструкций, а с точки зрения создания комфортной среды, которая позволит и сохранить природу, упорядочить потоки посетителей, и создать необходимые сервисы.

Мы уже получили средства из федерального бюджета для благоустройства сети троп, которые позволят часть между старой и новой дорогой привести в порядок и создать единое целостное видение, как городского парка в уникальной природной среде.

— Кроме дороги на Халактырку другие трассы включены в мастер-план? 

— Есть еще несколько дорог к туристическим точкам притяжения. Также в мастер-план включена модернизация федеральной трассы — от морпорта до въезда в город. И наш ключевой объект — это объездная дорога между ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Проект объезда первого этапа уже подготовлен, и мы сейчас добиваемся выделения федерального финансирования.

Федеральный бюджет сейчас находится в непростом состоянии, и всем понятна его приоритизация на вопросах безопасности и военных. Поэтому ряд объектов нам пока не удается начать опережающим путём. Я очень надеюсь, что в 2025 году такое решение будет принято. У нас по проекту стопроцентная готовность обеспечена, как только федеральное финансирование будет определено, стартуем. 

— Сколько стоит реализация плана перезагрузки города и из каких финансовых источников она будет оплачиваться?

—  Изначально, когда просчитывалась потребность финансирования для комплексного развития Петропавловска до 2035 года, то за основу взяли сумму 149 миллиардов рублей. Безусловно, она носила примерный характер, и даже сегодня мы видим, что портфель проектов, который уже находится в той или иной стадии реализации, составляет 210 миллиардов рублей.

Привлекать дополнительные ресурсы на решение этих задач помогает внимание, которое уделяют Камчатке президент Российской Федерации и правительство. Это залог того, что, даже учитывая наш дотационный бюджет, всё будет выполнено. 

Я могу сказать, что по 2024 году мы направили на реализацию стратегических проектов в Петропавловске шесть с половиной миллиардов рублей, из них 93% — это средства федерального бюджета, из тех, которые за бюджетный счёт реализуются, и 7% — это наше краевое софинансирование.

В этом году мы рассчитываем, что будут внесены поправки, актуализирована документация, и в постановлении правительства новая цифра найдёт своё отражение. Хочу еще раз подчеркнуть, что значительная её часть приходится на федеральный бюджет и на внебюджетные источники.

 Очень важно, что целый ряд проектов финансируется за счёт бизнеса. Это и строительство плавучей регазификационной установки, которое реализует компания "Новатэк", и целый ряд проектов инвестиционного характера. Гостиницы, канатная дорога и другие объекты, которые будут функционировать на основе самоокупаемости.

— Что уже удалось сделать на этом этапе? 

— В прошлом году мы, по большей части, занимались проектированием. И значительная часть проектов уже подготовлена. В нынешнем году основное внимание было уделено работе по подготовке инфраструктуры в центре города. Прежде чем делать благоустройство или строить новые крупные здания, нужно подготовить для них инженерную основу. Чтобы не пришлось потом созданное благоустройство разрушать, перекладывая ветхие сети. Поэтому 2024 год — непростой с точки зрения внешнего облика нашего города, пришлось многое перекапывать, вводить ограничения движения транспорта. Но масштабная перестройка требует таких мер.

Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia

Работы в центре еще не завершены. Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia

— Эта стройка оказалась даже масштабнее, чем изначально предполагали при планировании? 

— Да, исполнители столкнулись со сложностями, которые имеют и объективный характер. Обнаружили на территории большое количество неучтенных хаотичных сетей. Соответственно образовался дополнительный объем непредусмотренных видов работ.

Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia

Работы по Ленинской стремятся закончить к Новому году. Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia

— Проще возводить всё на новых площадках, чем перестраивать старое? 

— Многие, кстати, идут именно по такому пути, реализуя перспективные планы развития своих городов. Действительно проще возводить на новом месте. Так поступили наши соседи — во Владивостоке строят рядом город-спутник, и в Южно-Сахалинске по сути новый город возводят. И мы бы могли, наверное, строить новый город за Северо-Востоком, например. 

Но Петропавловск-Камчатский расположен в уникальном природном месте, это город с серьёзными историческими традициями, и ни в коем случае нельзя ими пренебрегать. Поэтому мы выбрали вариант создания современного города внутри действующей застройки. И сложности на этом пути неизбежны. Многие проблемы, с которыми сейчас мы сталкиваемся в процессе реализации, именно с этим и связаны.

— Долго еще жителям Петропавловска предстоит жить в условиях стройплощадки?

—  Вообще, стройка — это показатель развития города. Если мы посмотрим на крупные, наиболее динамичные города, то увидим, что там этот процесс не прекращается.

Но другое дело, что если мы говорим про стройку в действующей жилой системе в центре, то нам ни в коем случае нельзя привыкать к низкому качеству строительства и к низкому качеству организации площадок, с которым мы пока, к сожалению, сталкиваемся. Задачи уже поставлены, чтобы стройка, связанная с перекрытиями, с прямыми неудобствами, должна проходить в минимально возможные сроки, с мобилизацией людей и ресурсов и с правильно продуманными маршрутами обхода и объезда соответствующих объектов. Не всегда возможно сохранять сквозные проезды из-за наличия "бутылочных горлышек", но точно нельзя привыкать к плохой дисциплине и к низкой культуре строительства. 

В центре города основные работы, связанные с перекрытиями, закончатся в следующем году. А с 2026-го года нам предстоит вокруг Култучного озера тоже последовательно перекладывать транспортное магистрали: и улицу Набережную, и Озерновскую косу. Но здесь есть понятный круговой маршрут для объезда. И мы специально не стали синхронизироваться с работами по Ленинской, для того чтобы избежать транспортного коллапса, и последовательно все реализовать.

ИА KamchatkaMedia

Страницы мастер-плана Петропавловска-Камчатского. ИА KamchatkaMedia

В 2026−2027 годах вокруг Култучного озера будет идти приведение в порядок улично-дорожной сети, благоустройство самого парка и, самое главное, — очистка озера. Оно является неблагополучным с точки зрения экологии. Многие годы жители высказывают пожелания, чтобы на озере были фонтаны, лодочные станции, каток … Для всего этого нужно сделать основу — очистить водоем, который сейчас выполняет функцию сточной канавы. Огромный массив неочищенной канализации, в том числе не только ливневой, но и хозяйственно-бытовой идёт в озеро. Сейчас мы уже выявили все стоки и отрезаем те, которые содержат канализацию.

В следующем году будет построена первая очередь локальных очистных сооружений для стоков, в 2026 — вторая очередь. Хочу подчеркнуть, что здесь будет очень активное привлечение внебюджетных средств. Сильно помогает в этой работе "Сбербанк".

Во-первых, их здание находится рядом с Култучным, во-вторых, это экологически ответственная корпорация. И поэтому они для себя приняли решение помочь в создании экологического парка вокруг озера и в благоустройстве его на самом высоком уровне, в соответствии с мировыми стандартами. 

— Это благоустройство будет проводиться вокруг всего озера? 

— Весь берег Култучного озера будет представлять собой единую парковую зону, начиная со спортивной составляющей на Спартаке. Кстати, в следующем году, уже к августу, нам предстоит дополнить действующую спортивную инфраструктуру современными открытыми тренажерами для тренировок на открытом воздухе. И здесь же до осени следующего года мы создадим самую большую детскую площадку на Камчатке. Чтобы родители, занимаясь спортом, могли быть уверены, что и детям есть, чем заняться. 

Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia

Парк вокруг Култучного озера продолжат благоустраивать. Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia

Что касается природной части, то здесь будет сохранено озеленение в полном объеме. Будет создана расширенная сеть настильных троп, произведено разделение на пешеходные, велосипедные и беговые маршруты. Затем, ближе уже к Озерновской косе, будет располагаться нижняя станция подъемной канатной дороги на Мишенную сопку. Эта часть строительства будет завершена в 2026 году. 

На том месте, которое мы привыкли называть этнодеревней, будет создаваться детское пространство. На первом этапе — на открытом воздухе. И уже сейчас мы проектируем, а в последствии построим круглогодичный детский центр. 

Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia

На этом месте, согласно мастер-плану, должен появиться детский центр. Ольга Семенова ИА KamchatkaMedia

— Не могу не спросить о судьбе нашей главной набережной, с благоустройством которой образовались проблемы. Московский подрядчик работы затянул, сейчас он вообще будет банкротиться. Но, как вы рассказывали, работы продолжает наш камчатский субподрядчик… Успеют ли строители завершить этот объект в этом году? Горожане выражают беспокойство по поводу того, что работы по укладке плитки идут в зимнее время. А по весне это покрытие просто поплывет. 

— Сначала по срокам... Реализовать объект в этом году — это персональная ответственность главы города. Он подтверждает, что, несмотря на все сложности, объект будет завершён до Нового года. Мы видим, что и количество людей, и техники сейчас не снижается.

Если бы такими темпами работы велись с начала лета, мы бы уже гуляли с вами по готовой набережной.

В этом вся проблема и есть, что, к сожалению, подрядчик вместо того, чтобы мобилизоваться сразу, долго занимался ерундой. Начал работать только после того, как мы стали применять штрафные санкции и обратились к правоохранительным органам.

Но, тем не менее, у нас субподрядчик есть, он получает средства, минуя генерального подрядчика. Система казначейского сопровождения гарантирует, что все средства будут целевыми. И самое главное, что на объект установлена гарантия, которая позволит в срок не менее трёх лет устранять все недоработки: если плитка поплывёт, или озеленение потребуется в весенний период переделывать, или возникнут какие-то ещё аспекты, связанные с архитектурным бетоном и другими составляющими работ, которые сейчас сложно проверить.

— Первые шаги в реализации мастер-плана уже принесли определенный опыт. Как мы видим, не только позитивный. С какими сложностями еще столкнулись и что собираетесь предпринимать, чтобы избежать подобных проблем на следующих объектах?

— Основная проблема — это острая нехватка на Камчатке сильных строительных компаний. С таким масштабом задач, который подразумевает мастер-план, в последние несколько десятилетий на полуострове не сталкивались.

В советское время аналогичные стройки были, но они осуществлялись в другой системе административного управления, когда была возможна административная мобилизация строительных ресурсов. Сейчас нам предстоит такая же мобилизация, но на современных экономических принципах. Здесь самое главное — это привлечение сильных подрядчиков. И комбинация загрузки работой наших камчатских строителей, а также поэтапная возможность наращивания мощностей и привлечения строителей из других регионов страны.

Конечно, по-прежнему остро стоит вопрос дефицита квалифицированных кадров в строительстве. На это жалуются все компании, и это одна из главных проблем в целом по стране. 

Существенная сложность состоит и в том, что Камчатка — крайне отдалённый регион с чрезвычайно сложными условиями логистики и строительства. Для многих компаний с материка, которые выходят на конкурсы, не понимая особенностей, это становится, так скажем, неприятным сюрпризом. А для нас — неприятным фактом, что подрядчики не понимают те условия, на которые заходят.

Мы извлекаем уроки из тех объектов, где уже возникли эти проблемы. Здесь только требовательностью к подрядчикам, неукоснительным соблюдением законодательства и денежной и уголовно-правовой ответственностью мы будем добиваться дисциплины. 

— Владимир Викторович, вот предположим, была бы такая волшебная возможность — щелкнуть пальцами и… всё готово! Куда бы пошли в первую очередь?

— В центр города. Это наша жемчужина, данная природой. А нам предстоит сделать достойное обрамление для нее. Очень хочется, чтобы жителям в выходной день вокруг озера можно было прогуляться по красивому парку, спортом позаниматься, с детьми поиграть, на концерт сходить в общественный центр и отдохнуть на уютной набережной. Благодаря мастер-плану мы все это воплотим уже довольно скоро. 

231409
43
37