Одержимость, раздвоение личности и темное альтер-эго — эти темы постоянно волнуют авторов триллеров, фильмов ужасов и психологических драм. В 2017 году на экраны вышел нашумевший фильм "Сплит" (18+), который вновь привлёк внимание к проблеме множественной личности, сообщает ИА PrimaMedia. Но насколько именно "киношная" картина отражает действительность тех, кто живёт с этим диагнозом?
В 1886 году Роберт Луис Стивенсон опубликовал свой знаменитый роман "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда" (18+), в котором развратное чудовище существовало в теле респектабельного джентльмена. Стивенсон смог продемонстрировать хрупкость представлений о норме, которые были характерны для его времени. Возникает вопрос: что, если в каждом из нас дремлет свой внутренний Хайд?
Хотя сам Стивенсон отрицал связь своего произведения с реальной жизнью, в том же году психиатр Фредерик Майер опубликовал статью о феномене множественной личности, где упоминал известный случай Луис Виве и Фелиды Иск. Возможно ли, что существует пересечение между литературой и психологией?
Идея сосуществования и борьбы нескольких личностей внутри одного человека привлекала множество писателей и кинематографистов, предлагая сюжетные ходы, полные загадок и конфликтов, передает портал psychologies.ru (18+). Эта концепция имеет коренные периоды в народной культуре — мифах, легендах и суевериях, где фигурируют демоническая одержимость, вампиры и волки-оборотни, символизирующие борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.
Примером подобного противостояния служит линия Голлума/Смеагола из "Властелина колец" (12+). Этот трагический персонаж, морально и физически изуродованный силой Кольца, остаётся в плену своей Тени, сохраняя при этом следы человечности.
Неуместное поведение, которое вредит вашему образу
Режиссёры и писатели пытаются через образ альтернативного "Я" показать то, что Карл Густав Юнг назвал Тенью — частью личности, которую человек отвергает и подавляет. Тень может проявляться в снах и галлюцинациях, принимая формы зловещих существ. Юнг считал одной из целей терапии интеграцию Тени в структуру личности. Это можно увидеть, к примеру, в фильме "Я, снова я и Ирэн" (18+), где победа главного героя над своим плохим "Я" символизирует преодоление страхов и неуверенности.
Расщепление личности остается актуальной темой как в искусстве, так и в реальной жизни, заставляя задуматься о многогранности человеческой природы и внутренних конфликтах, с которыми может столкнуться каждый.
В культовом фильме Альфреда Хичкока "Психо" (18+) поведение Нормана Бейтса вызывает ассоциации с реальными людьми, страдающими от диссоциативного расстройства идентичности (ДРИ). По критериям Международной классификации болезней (МКБ-10), у него наблюдается наличие двух или более отдельных личностей, амнезия между ними, а также значительные нарушения в социальной жизни. Важно отметить, что данное расстройство не является следствием употребления психоактивных веществ или неврологических заболеваний.
Хичкок не акцентирует внимание на внутренних страданиях своего героя, а акцентирует внимание на разрушительной силе родительских отношений, которые перерастают в контроль и собственничество. Норман оказывается в ловушке таких отношений, становясь воплощением своей матери, которая уничтожает все, что может вытеснить их связь.
Улыбка Нормана в финальных кадрах выглядит особенно зловещей, так как явно принадлежит не ему: его тело захвачено, а шансы на возвращение к нормальной жизни стремятся к нулю.
Однако, несмотря на захватывающий сюжет, такие фильмы порой используют расщепление личности лишь как драматургический прием. Это приводит к тому, что реальное расстройство ассоциируется с образами опасных и нестабильных персонажей. Нейробиолог Симона Рейндерс, исследующая диссоциативные расстройства, выражает серьезную обеспокоенность тем, какое впечатление это создает у зрителей.
Кино часто изображает пациентов с ДРИ как потенциальных преступников. На самом деле большинство из них пытаются скрыть свои психические проблемы, — отмечает Рейндерс. Таким образом, важно отделять художественную интерпретацию от реальных психологических состояний, чтобы не усугублять существующие предвзятости в обществе.
Психические механизмы, приводящие к расщеплению личности, на самом деле помогают человеку справляться с чрезмерным стрессом.
У всех нас существует универсальный механизм диссоциации, который активируется в условиях сильного стресса, — объясняет клинический психолог и когнитивный терапевт Яков Кочетков. — Когда мы сталкиваемся с чем-то пугающим, часть нашей личности может временно теряться. Это часто происходит в экстремальных ситуациях.
Психотерапевт Нэнси МакВильямс добавляет, что многие люди регулярно используют диссоциацию как основной механизм защиты в стрессовых условиях, что свидетельствует о ее распространённости.
В сериале "Такая разная Тара" (16+) рассказывается о художнице Таре, живущей с диссоциативным расстройством, которая преодолевает обычные жизненные проблемы: любовные отношения, трудности на работе и заботу о детях. Каждая из её "личностей" может быть и источником проблем, и спасителем: набожная домохозяйка Элис символизирует порядок и дисциплину, девочка Птенчик — её детские воспоминания, а грубый ветеран Бак воплощает "неудобные" желания.
Проблема понимания чувств людей с диссоциативным расстройством была затронута и в таких фильмах, как "Три лица Евы" (18+) и "Сибилла" (2007) (16+), основанных на реальных историях. Прототипом главной героини первого фильма стала Крис Сайзмор, одна из первых известных пациенток, успешно преодолевших это расстройство. Сайзмор активно сотрудничала с психиатрами и писала о своём опыте, помогая тем самым распространять информацию о диссоциативном расстройстве.
Какую позицию в этом контексте займёт фильм "Сплит". С одной стороны, киноиндустрия часто ставит задачу развлекать зрителя, порой пренебрегая точностью представления реальности. С другой стороны, именно из реальной жизни черпаются многие сюжетные идеи.
Важнее всего осознавать, что действительность гораздо сложнее и многограннее, чем то, что нам показывают на большом экране.