В Центре "Амурский тигр" озвучили подробности о состоянии животного, убившего рыбака в Приморье
14 января, 22:09
В Дальнереченском районе Приморья из-за тигра-убийцы ввели некоторые ограничения
14 января, 21:46
В Генконсульстве КНР во Владивостоке сменится глава дипмиссии
14 января, 20:37
В результате аварии в Шкотовском районе Приморья погибли две женщины
14 января, 20:34
Прокуратура организовала проверку по факту некачественного водоснабжения жителей Находки
14 января, 19:38
Крест Волчьего Полнолуния: кого накажут за все ошибки прошлого с 14 на 15 января
14 января, 19:30
Пенсионеров лишили важной доплаты – касается тех, кто получает деньги на карту
14 января, 19:11
В Сети появилось видео момента обрушения потолка в школе №72 во Владивостоке
14 января, 19:10
Участникам банды из Хасанского района Приморья предъявлены обвинения
14 января, 18:56
Избрана мера пресечения обвиняемой в хулиганстве на улице Сабанева во Владивостоке
14 января, 18:45
Тайна Львов, игра Весов и скачок Рыб: подробный гороскоп на 15 января
14 января, 18:30
Отшельник, Император, Суд: прорывной таро-расклад с 15 января — гонка судьбы
14 января, 18:00
Тигр в Приморье растерзал рыбака: что известно на данный момент
14 января, 17:54
Чиновник из мэрии Владивостока пропал в Таиланде
14 января, 17:53
В Приморье прокуратура выявила 20 незаконно реабилитированных нацистских преступников
14 января, 17:41

Кровожадный демон внутри нас? Как проявить расщепление личности — культовое кино

Разбираемся, где художественный вымысел, а где реальная жизнь
Скриншот из видео Кадр из кинофильма "Психо" (18+)
Скриншот из видео
Фото: Кадр из кинофильма "Психо" (18+)
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Одержимость, раздвоение личности и темное альтер-эго — эти темы постоянно волнуют авторов триллеров, фильмов ужасов и психологических драм. В 2017 году на экраны вышел нашумевший фильм "Сплит" (18+), который вновь привлёк внимание к проблеме множественной личности, сообщает ИА PrimaMedia. Но насколько именно "киношная" картина отражает действительность тех, кто живёт с этим диагнозом?

В 1886 году Роберт Луис Стивенсон опубликовал свой знаменитый роман "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда" (18+), в котором развратное чудовище существовало в теле респектабельного джентльмена. Стивенсон смог продемонстрировать хрупкость представлений о норме, которые были характерны для его времени. Возникает вопрос: что, если в каждом из нас дремлет свой внутренний Хайд?

Хотя сам Стивенсон отрицал связь своего произведения с реальной жизнью, в том же году психиатр Фредерик Майер опубликовал статью о феномене множественной личности, где упоминал известный случай Луис Виве и Фелиды Иск. Возможно ли, что существует пересечение между литературой и психологией?

Идея сосуществования и борьбы нескольких личностей внутри одного человека привлекала множество писателей и кинематографистов, предлагая сюжетные ходы, полные загадок и конфликтов, передает портал psychologies.ru (18+). Эта концепция имеет коренные периоды в народной культуре — мифах, легендах и суевериях, где фигурируют демоническая одержимость, вампиры и волки-оборотни, символизирующие борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.

Примером подобного противостояния служит линия Голлума/Смеагола из "Властелина колец" (12+). Этот трагический персонаж, морально и физически изуродованный силой Кольца, остаётся в плену своей Тени, сохраняя при этом следы человечности.

4970267.pngТакие женские привычки "кричат" о низком статусе — вульгарщина "зашкаливает"

Неуместное поведение, которое вредит вашему образу

Режиссёры и писатели пытаются через образ альтернативного "Я" показать то, что Карл Густав Юнг назвал Тенью — частью личности, которую человек отвергает и подавляет. Тень может проявляться в снах и галлюцинациях, принимая формы зловещих существ. Юнг считал одной из целей терапии интеграцию Тени в структуру личности. Это можно увидеть, к примеру, в фильме "Я, снова я и Ирэн" (18+), где победа главного героя над своим плохим "Я" символизирует преодоление страхов и неуверенности.

Расщепление личности остается актуальной темой как в искусстве, так и в реальной жизни, заставляя задуматься о многогранности человеческой природы и внутренних конфликтах, с которыми может столкнуться каждый.

В культовом фильме Альфреда Хичкока "Психо" (18+) поведение Нормана Бейтса вызывает ассоциации с реальными людьми, страдающими от диссоциативного расстройства идентичности (ДРИ). По критериям Международной классификации болезней (МКБ-10), у него наблюдается наличие двух или более отдельных личностей, амнезия между ними, а также значительные нарушения в социальной жизни. Важно отметить, что данное расстройство не является следствием употребления психоактивных веществ или неврологических заболеваний.

Хичкок не акцентирует внимание на внутренних страданиях своего героя, а акцентирует внимание на разрушительной силе родительских отношений, которые перерастают в контроль и собственничество. Норман оказывается в ловушке таких отношений, становясь воплощением своей матери, которая уничтожает все, что может вытеснить их связь.

Улыбка Нормана в финальных кадрах выглядит особенно зловещей, так как явно принадлежит не ему: его тело захвачено, а шансы на возвращение к нормальной жизни стремятся к нулю.

Однако, несмотря на захватывающий сюжет, такие фильмы порой используют расщепление личности лишь как драматургический прием. Это приводит к тому, что реальное расстройство ассоциируется с образами опасных и нестабильных персонажей. Нейробиолог Симона Рейндерс, исследующая диссоциативные расстройства, выражает серьезную обеспокоенность тем, какое впечатление это создает у зрителей.

Кино часто изображает пациентов с ДРИ как потенциальных преступников. На самом деле большинство из них пытаются скрыть свои психические проблемы, — отмечает Рейндерс. Таким образом, важно отделять художественную интерпретацию от реальных психологических состояний, чтобы не усугублять существующие предвзятости в обществе.

Психические механизмы, приводящие к расщеплению личности, на самом деле помогают человеку справляться с чрезмерным стрессом.

У всех нас существует универсальный механизм диссоциации, который активируется в условиях сильного стресса, — объясняет клинический психолог и когнитивный терапевт Яков Кочетков. — Когда мы сталкиваемся с чем-то пугающим, часть нашей личности может временно теряться. Это часто происходит в экстремальных ситуациях.

Психотерапевт Нэнси МакВильямс добавляет, что многие люди регулярно используют диссоциацию как основной механизм защиты в стрессовых условиях, что свидетельствует о ее распространённости.

В сериале "Такая разная Тара" (16+) рассказывается о художнице Таре, живущей с диссоциативным расстройством, которая преодолевает обычные жизненные проблемы: любовные отношения, трудности на работе и заботу о детях. Каждая из её "личностей" может быть и источником проблем, и спасителем: набожная домохозяйка Элис символизирует порядок и дисциплину, девочка Птенчик — её детские воспоминания, а грубый ветеран Бак воплощает "неудобные" желания.

Проблема понимания чувств людей с диссоциативным расстройством была затронута и в таких фильмах, как "Три лица Евы" (18+) и "Сибилла" (2007) (16+), основанных на реальных историях. Прототипом главной героини первого фильма стала Крис Сайзмор, одна из первых известных пациенток, успешно преодолевших это расстройство. Сайзмор активно сотрудничала с психиатрами и писала о своём опыте, помогая тем самым распространять информацию о диссоциативном расстройстве.

Какую позицию в этом контексте займёт фильм "Сплит". С одной стороны, киноиндустрия часто ставит задачу развлекать зрителя, порой пренебрегая точностью представления реальности. С другой стороны, именно из реальной жизни черпаются многие сюжетные идеи.

Важнее всего осознавать, что действительность гораздо сложнее и многограннее, чем то, что нам показывают на большом экране.

225089
43
84