Православное духовенство не должно заниматься социальной или политической деятельностью, поскольку это противоречит христианскому учению, считает епископ Дальневосточной епархии Русской Православной Церкви За границей (РПЦЗ) владыко Анастасий (в миру - Анатолий Николаевич Суржик). Вторая неделя православного Великого поста не принесла успокоения в умы и души россиян - уровень накала политических страстей после выборов президента 4 марта еще очень далек от "нуля". О месте и роли православия в современном мире с епископом РПЦЗ Анастасием беседует корр. РИА PrimaMedia.
- Владыко, в преддверии президентских выборов 4 марта вы заявили о своей аполитичности и, в частности, о неучастии в голосовании. Но ведь многие "отцы" и "князья церкви" - и прошлого, и настоящего - не чурались и не чураются политики?
- Об "отцах церкви" я ничего не могу такого сказать. "Отцы Церкви" - именно те, которые почитаются святыми - этим не занимались. А вот есть "отцы", которые отступили: и начали католики, которые еще в XI веке, даже раньше, "ударились" в политику и начали строить систему западной церкви и западной цивилизации вне Христа, вне Церкви. Поэтому там это давно процветает.
А то, что в нынешнем религиозном мире руководители некоторых религиозных организаций, называя себя православными, широко участвуют в политическом движении - это ведь тоже не сегодня началось, а началось еще в прошлом веке. Началось с тех деклараций, с которыми выступили еще в 1922 году "обновленцы", а в 1927 году это подхватил митрополит Сергий Старогородский, основатель нынешней, мощной организации, которая именует себя "Русская Православная Церковь (Московской патриархат)".
Эти организации созданы как раз на чистой политике. И политика - это их жизнь, суть, и поэтому все направлено именно к этому. Для меня тут ничего нового нет, никаких откровений нет. Эта та реальность, в которой мы живем. Но это не есть православие. Это не есть то учение, которое открыл нам Иисус Христос.
- Действительно, многие - и даже верующие - критикуют РПЦ за конформизм и лояльность к любой власти.
- Это началось не сейчас, это началось с 1927 года. И сейчас это не просто продолжается, это усиливается, выходит на уровень законов церковных. Ибо соборными актами эти все конформистские идеи утверждены, то есть принимают силу канона - высшего закона церкви, и уже, по существу, силу учения церковного.
- Существует мнение, что нынешний глава РПЦ патриарх Кирилл в своих публичных выступлениях недавнего прошлого пусть осторожно, но поддерживал существующую систему российской власти, тем самым агитируя за одного из кандидатов в президенты.
- Я особенно за этим не следил, но это ничуть не противоречит тем принципам, которые они поставили в основу своей так называемой "церковной жизни". Сотрудничество с властью - это их суть "декларации" 1927 года. И эта суть закреплена в документе, который они приняли в 2000 году на юбилейном Поместном соборе. Он называется "Основы социальной концепции". Этот документ по сути своей является еретическим, ибо Церкви Иисус Христос не давал никаких социальных полномочий и сам никогда не стремился этим заниматься.
По Евангелию, Он даже уклонялся от этой деятельности. Когда Христос пять тысяч человек - не считая женщин и детей - накормил пятью хлебами, то люди хотели его сделать правителем, чтобы он накормил все общество, занялся социальной деятельностью в отношении всего народа. Но Он уклонился от этого дела. И ушел от них, не дал им сделать себя царем Иудейским.
А Московская патриархия как раз объявила своим вот это "социальное служение", что давно уже, кстати, у католиков утверждено в вероучении. И у протестантов тоже - это основная форма их религиозной деятельности. А сейчас в ранге высшего догматического учения закреплено в Московской патриархии, что полностью противоречит тем идеалам, тем целям, которые Христос завещал апостолам, то есть своей церкви.
- А РПЦЗ, получается, в политику не вмешивается?
- Это смотря что вы имеете ввиду под РПЦЗ. Дело в том, что в 2001 году произошел раскол этой организации, и большая часть влилась в структуру Московского Патриархата. И сейчас она хоть и носит аббревиатуру РПЦЗ, по существу является филиалом РПЦ МП, организации, которая была создана товарищами Сталиным и Берией, этими основателями новой религиозной структуры.
А небольшая часть епископов, духовенства и прихожан не согласилась с этим путем, и продолжает исповедовать тот прежний курс, которым шла Зарубежная Церковь, начиная со своего основания в 1920 году, противостоя "сергианству", "обновленчеству", и "экуменизму", и вот той "Социальной концепции", которая была утверждена МП РПЦ в 2000 году.

Епископ Анастасий (Суржик) ведет службу. Автор: "ДВ монархический вестник"
- А что такое "экуменизм"? Всеобщность, одинаковость, то есть неважно, еретик ты или не еретик! Вот это и есть противоречие принципам - не в Истине быть, а все смешать, истину с ложью смешать. Почему люди сегодня так поступают: говорят: "Не кради!" - и крадут?! На уровне высшего догмата предлагают признать, что, допустим, языческие заблуждения, заблуждения протестантов, католиков, других отступников от веры - равноценны, равнозначны, что они имеют одинаковое право на существование. То есть нет истины вообще.
Вот это и есть "экуменизм", то есть размывание в сознании человека понятия истины и лжи. А сегодня люди и так уклоняются от познания истины, высшей Истины. И ищут всякие способы, чтобы удовлетворить лишь свои низшие стремления.