Водитель маршрутки пострадал от рук пассажира в Артёме
1 февраля, 19:45
Яркое шествие с драконом в центре Владивостока - фоторепортаж
1 февраля, 19:22
Прокуратура проверит Уссурийскую таможню после жалоб граждан
1 февраля, 16:29
Дорожный спор во Владивостоке закончился применением перцового баллончика
1 февраля, 15:38
Работы в Краснознаменном переулке во Владивостоке завершены – проезд открыт
1 февраля, 14:00
Вахта Победы: с первых дней войны жители ЕАО посвятили свою работу интересам фронта
1 февраля, 13:30
Во Владивостоке отправили под стражу подозреваемого в резонансном нападении на Аллилуева
1 февраля, 13:30
В приморском селе Спасское загорелся частный дом
1 февраля, 13:00
С улиц Владивостока за ночь вывезли 900 кубометров снега
1 февраля, 12:30
Режет бетон и камень, словно нож кусок масла: аккумуляторный бетонорез
1 февраля, 12:00
В Партизанске пьяная ссора соседей переросла в нападение с топориком
1 февраля, 11:50
На острове Русский во Владивостоке построят современную теннисную академию
1 февраля, 11:00
Во Владивостоке наладили промысел китов во время Великой Отечественной войны
1 февраля, 10:32
Штрафы до 50 000 рублей: рейды по безопасности на льду Владивостока продолжаются
1 февраля, 10:20
Суд во Владивостоке взыскал с женщины деньги за благоустройство могилы
1 февраля, 10:00

Взять логистику под контроль. Как наладить грузоперевозки и повысить их качество

21 января, 12:05 Бизнес
Тематическое фото Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Тематическое фото
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Спрос на автомобильные грузоперевозки как по России, так и за рубеж остается высоким. Рынок растет — в частности, сегмент крупнотоннажных перевозок по прогнозам аналитиков Kept по итогам 2024 года достигнет 5,2 трлн рублей: в 2023 году он оценивался в 4,6 трлн. Увеличивается нагрузка на транспортные компании и на тех, кто организует перевозки внутри своего бизнеса. Рассказываем, почему компании стали чаще автоматизировать процессов, и как обеспечивают безопасность данных.

Из чего состоят грузоперевозки

Основные критерии качественной перевозки грузов практически одинаковы и для транспортных компаний, и для бизнеса, который организует свою внутреннюю логистику, — например, предприятие доставляет готовую продукцию из цеха на свой склад или поставляет к ретейлеру для конечной реализации.

Первое ключевое условие — четко соблюдать сроки доставки. Во-первых, это показывает надежность компании и ответственность: если в договоре указано, что к получателю груз приедет в субботу, в 18:30, он должен приехать именно в это время. Особенно важным соблюдение сроков может быть в b2b-сегменте, где от сроков доставки груза будет зависеть работа компании-получателя.

Во-вторых, четкое соблюдение сроков может играть большую роль в сохранении исходного вида и состояния груза. Например, если он не может храниться дольше нескольких часов или суток вне особых условий, которые невозможно обеспечить в автомобиле. Задержка приведет к тому, что груз пострадает — возможно, даже критично. Например, соблюдение сроков транспортировки очень важно при перевозке биологического материала медицинских лабораторий.

Второе условие качественных перевозок — обеспечить сохранность груза. Это подразумевает и доставку строго в установленный срок, как было сказано выше, и транспортировку в правильных условиях. Разные виды грузов могут требовать, например, определенной температуры или влажности окружающей среды. Кроме того, сохранность груза зависит и от поведения водителя на дороге.

Любые проблемы с грузом могут превратиться в убытки для перевозчика — не важно, выполняет он доставку для другой компании или везет собственный товар. Помимо этого, для транспортных компаний это еще и удар по репутации, который будет мешать привлекать новых клиентов и удерживать старых.

Третье условие качественных перевозок — оперативный доступ к информации о перевозке. То есть, и отправителю, и получателю важно иметь возможность в любой момент увидеть, на каком этапе находится доставка груза. Если водитель уже едет, где именно он находится, сколько примерно времени его ждать, не возникли ли какие-то задержки. Когда у получателя и/или отправителя груза есть возможность оперативно получать информацию о процессе доставки, они чувствуют себя более защищенными и уверенными в перевозчике.

Четвертое условие — грамотно составленный договор без белых пятен и недомолвок. Для отправителя груза он должен быть понятным, особенно в вопросе защиты груза и гарантий качества услуги. В частности, в договоре стоит прописать страхование груза.

В отличие от трех первых условий, договор преимущественно играет роль для транспортных компаний, которые предлагают услуги грузоперевозок для внешних клиентов. Если компания организует внутренние грузоперевозки, это может не требоваться.

Для транспортных компаний также стоит отметить важность добросовестности перевозчика. Это подразумевает, например, что он честно объясняет ценообразование и не завлекает клиента слишком низкой стоимостью услуги, на которую потом "внезапно" цепляются дополнительные опции, от которых никак не избавиться. Условно, компания обещает перевезти груз отправителя за 3000 рублей, но потом выясняется, что дополнительно нужно заплатить за погрузку, за разгрузку, за страхование, и так далее. Итоговый чек уже выглядит даже выше среднего по рынку.

С какими проблемами сталкивается бизнес

Организовать качественные, эффективные грузоперевозки и избежать неоправданных убытков непросто, потому что есть огромное количество моментов, которые могут создать риски для бизнеса.

Во-первых, это внешние факторы, которые влияют на процесс транспортировки груза. Климатические условия — как снегопад или ливень, что затрудняет движение автомобилей, ДТП, перекрытия дорог из-за ремонтных работ. В международной логистике проблемы могут создать задержки на пограничных пунктах.

Все перечисленное влияет на время перевозки и создает риск срыва сроков доставки. Также на фоне климатических условий возможны и проблемы с сохранностью груза: довезти хрупкий товар, например, по гололеду очень непросто.

Во-вторых, это внутренние факторы, связанные с работой сотрудников. Менеджер при заполнении документов на перевозку может перепутать адреса или забыть оформить нужный документ — например, для международной доставки. Или же он может неэффективно спланировать маршрут: не учесть факторы, о которых не знает — вроде ограничений времени проезда для фур на конкретной магистрали — или которые считает незначительными. Водитель может ошибиться на маршруте или задержаться по личным причинам, неаккуратно вести автомобиль, не учитывая особенности груза.

Последствием подобных проблем может стать нарушение и сроков доставки, и целостности груза.

Помимо этого нужно отметить некачественное управление транспортными средствами: когда компания подбирает транспорт, который не соответствует задачам доставки, конкретному грузу, неправильно рассчитывает необходимое количество автомобилей для своего парка. Все это создает риски более быстрого износа авто и более частых поломок, невозможности обеспечить оперативную доставку, потому что транспорта недостаточно для высокой загрузки. И это только часть возможных проблем.

Как наладить грузоперевозки в компании

Повысить контроль над грузоперевозками, оптимизировать процесс — исключить порожний пробег, простой, неверные маршруты, ошибки менеджеров и водителей, помогает большое количество современных цифровых инструментов. Они автоматизируют логистические операции, упрощают планирование и прогнозирование, работу с документами, взаимодействие участников процесса.

Самый базовый уровень цифровизации перевозок для любой компании сегодня — это перейти на электронный документооборот, ЭДО, чтобы снизить логистические проблемы, которые связаны с обработкой и доставкой бумажных документов. Электронные накладные, акты и многое другое проще и быстрее передавать участникам грузоперевозки, чем бумажные. Меньше рисков их некорректно оформить, если этот процесс автоматизирован, забыть сделать или отправить какой-то важный документ.

Более высокий уровень цифровизации — это когда компания использует системы для автоматизации разных задач, связанных с грузоперевозками.

Здесь нужно выделить несколько категорий актуальных ИТ-продуктов:

  • TMS или системы управления транспортом — эти продукты помогают планировать оптимальные маршруты, контролировать движение автомобиля, управлять работой водителя. Также в них можно формировать отчеты для аналитики, вести контроль документации.
  • WMS или системы управления складом — эти продукты автоматизируют хранение и перемещение грузов на складе, помогают с их учетом, планированием размещения.
  • YMS или системы управления транспортом на территории — это ИТ-продукты для логистики на территории компании, от КПП до склада. Такие системы нужны крупному бизнесу с высоким грузооборотом. YMS помогают сократить простои транспорта на территории, ускорить проезд через КПП, оптимизировать погрузку и разгрузку машины.
  • Электронные платформы для грузоперевозок — SaaS-продукты, которые помогают грузоотправителям и логистам или экспедиторам находить друг друга. Такие платформы упрощают оформление документов, страхование груза, контроль за доставкой. Они могут быть широкого профиля или ориентироваться на узкие сегменты: например, Smartseeds работает только с агросектором.

Самый высокий уровень цифровизации — когда бизнес использует не разрозненные системы, а единое комплексное решение, которое позволяет закрыть максимум задач. Множество отдельных продуктов могут очень плохо интегрироваться друг с другом, что не только увеличивает время выполнения задач, но и может создавать ошибки, например, при передаче данных между системами. В результате снижается эффективность бизнеса.

Безусловно, найти один продукт для всех потребностей бизнеса не всегда возможно — хотя рынок ИТ-решений активно развивается. В таком случае необходимо на старте продумывать вопросы интеграции нескольких продуктов, даже если компания внедряет их поочередно. Либо заказывать кастомную разработку: но это достаточно дорого и подходит преимущественно крупному бизнесу.

По словам Александра Гаврилова, директора по развитию продукта "Яндекс Магистрали", интерес к цифровизации с каждым годом будет только расти, как и возможности платформы, спрос на которую уже сейчас достаточно высок, из-за чего даже образовывается очередь. Современные российские ИТ-технологии отвечают практически всем запросам бизнеса и государства, но не всегда соответствуют взглядам консерваторов, которые могут тормозить развитие цифровизации в регионе. По мнению эксперта, последние тенденции, новый экономический курс и связанная с ним трансформация российского бизнеса говорят о том, что на рынке останется тот, кто умеет управлять своими бизнес-процессами и работать с данными.

Рекомендации по цифровизации перевозок

Во-первых, важно понимать четкую цель внедрения каждого инструмента. Любой софт, даже самый инновационный, окажется бесполезным, если компания не понимает, зачем он нужен, как будет работать и как именно повлияет на процессы. Проанализируйте, какие именно задачи нужно автоматизировать, где не хватает прозрачности и четкости, контроля, где ручной труд недостаточно эффективен или сопряжен с большим количеством ошибок. Учитывайте, что цель должна быть конкретной и измеримой. Это поможет максимально достоверно оценивать качество цифровизации и реальные улучшения от новых инструментов.

Во-вторых, необходимо познакомиться со всем ассортиментом решений, которые есть на рынке. Нередко компании выбирают то, что просто давно находится на слуху, чем пользуются конкуренты — а потом разочаровываются, потому что не получили желаемого эффекта. Это не значит, что популярные и известные продукты — плохие, но популярность продукта не делает его универсальным. Условно, крупные транспортные компании могут пользоваться сервисом, который не подойдет малому бизнесу.

В-третьих, следует подготовить сотрудников к изменению процессов. Сопротивление работников компании часто тормозит внедрение новых инструментов. Для человека естественно бояться нового, потому что оно неизвестное — а мозг такое не любит, ему комфортно в привычной среде. Поэтому очень важно, чтобы руководство компании уделило время достаточному обучению и адаптации сотрудников, выявило их страхи — например, что система планирования маршрутов отнимет работу у менеджера, его зарплата сильно снизится — и развеяло их.

Выстроить эффективные, качественные грузоперевозки важно и для транспортной компании, и для бизнеса, у которого есть внутренняя логистика. Это необходимо для конкурентоспособности и уверенного развития, снижения издержек, повышения оборотов. Сегодня сделать грузоперевозки контролируемыми помогают цифровые инструменты. Главное, правильно их подобрать и внедрить.

16795
43
7