Президент РФ Владимир Путин вновь призвал чиновников пересесть на отечественные автомобили. Во время визита на завод "АвтоВАЗ" он отметил, что такое указание уже было озвучено, но пока оно не до конца исполнено. Шаги в сторону "пересадки" в регионах предпринимаются — где-то хуже, а где-то лучше. В прошлом году власти Приморья заявили, что тоже всецело поддерживают решение президента и будут двигаться в этом направлении. Какие новые российские машины пополнили автопарк госслужащих и когда его покинут "Тойоты" — ответили ИА PrimaMedia в самых машиноёмких органах власти региона.
Правительство края

Правительство Приморского края. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
С 2020 года правительство Приморья закупает только российские автомобили — с этого времени Постановлением правительства РФ запрещены закупки иностранного (если не из ЕАЭС) транспорта для государственных и муниципальных нужд. С 1 января этот документ утратил силу, но на смену ему пришёл другой, также запрещающий подобные закупки. Об этом редакции ИА PrimaMedia рассказали власти региона.
"Таким образом, с даты начала действия указанных нормативных актов, автотранспортные средства, отвечающие изложенным запретительным критериям, не приобретались. За период с 2020 по 2024 учреждение, в рамках осуществления закупок товаров для государственных нужд, осуществляло приобретение автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация", — уточнили в правительстве.
Так, в 2021 году автопарк органа власти пополнился автобусом ГАЗ-З22173 "Газель" Бизнес". В следующем году закупили автофургон ГАЗ-27527 "Соболь".
На этот год в белом доме тоже запланировали автозакупки. Будут приобретаться два малотоннажных "грузовика". Естественно — российского производства.

В Приморье под такие требования попадают собираемые на местном заводе из китайских машинокомплектов пикапы ST6
Из каких машин состоит автопарк сегодня, в правительстве не ответили. Но, согласно нашим данным прошлого года, в распоряжении этого органа власти тогда находилось 143 автомобиля. Из них 55 не высоколокализованных и 18 высоколокализованных транспортных средств российского производства и 70 — иностранного производства. Судя по тендерам на замену запчастей, среди "иностранок" — Toyota, Lexus, Nissan, Isuzu, Mitsubishi, Hyundai, Daewoo, Chevrolet.
"Замена автомобилей иностранного производства на отечественные будет производиться учреждением по мере их износа и выработки ресурса", — уточнили в правительстве.
Каким маркам отдадут предпочтение, власти края не рассказали, но, вероятно, чиновники будут опираться на рекомендации Минпромторга. В числе рекомендуемых брендов сегодня — Lada (модели Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Travel, Niva Legend), УАЗ (модели "Патриот", "Пикап", "Профи", "Хантер", СГР), Aurus (модели Senat, Komendant), "Москвич" (модели 3, 3е, 6), Evolute (модели I-Pro, I-Joy, I-Sky), Haval (модели Jolion, Dargo, F7/F7x, H9), "Соллерс" (модель ST6), Kaiyi (модели E5, X3 Pro, X3, X7), Baic (модели U5 Plus, X35, X55, BJ40 Plus, X7), "Амберавто" (модель А5), SWM (модели G05 Pro, G01) и Citroen (модель C5 AIRCROSS).
ЗС ПК

Законодательное собрание Приморского края. Фото: Илья Аверьянов, Информационное агентство PrimaMedia
Максимум из существующих иномарок выжимают пока и в Законодательном собрании края. В течение 2024 года народные избранники не проводили аукционы на закупку нового транспорта. Поэтому количественный состав автопарка за год не изменился. В нём по-прежнему 21 автомобиль, два из которых — российской сборки. Основная часть машин приобреталась более 10-15 лет назад. Их средний пробег — 330 тысяч километров.
"При необходимости обновления автопарка ЗС ПК будут планироваться закупки автомобилей исключительно отечественного производства", — ответили редакции.
При этом обновление пока не запланировано. В 2024 году в ЗС ПК сообщали, что расходы на приобретение автомобилей в ближайшие два года не предусмотрены. Но предложение президента здесь, как и в правительстве края, всецело поддерживают. И уверяют, что отечественный автопром способен закрыть все транспортные потребности властей.
Мэрия Владивостока

Администрация города Владивостока. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
В мэрии города — ситуация аналогичная. Идею президента разделяют, при необходимости будут закупать отечественные авто, но деньги на новые машины пока не выделены.
"В администрации Владивостока имеются планы на последовательную замену автопарка в пользу отечественных автомобилей, однако в бюджете Муниципального казенного учреждения "ХОЗУ администрации Владивостока" на 2025 год не предусмотрены денежные средства на приобретение автотранспортных средств", — сообщили городские власти.
В 2024 году автозакупки также не производились. Как отмечали в мэрии, перед чиновниками стояли более важные задачи, например, ремонт сетей и дорог, обновление социальных объектов, создание общественных пространств и не только.
В конце января 2025 года в автохозяйстве учреждения находилось 82 автомобиля (год назад их насчитывалось 83). Доля автомобилей российского производства составляет 62,2 %, иностранного — 37,8 %. Список пестрит "Тойотами" — очевидно, до перехода на отечественный автопром в мэрии предпочитали "японок".

Список автомобилей автохозяйства МКУ "ХОЗУ администрации Владивостока" на 30 января 2025 года. Фото: Пресс-служба администрации Владивостока
Ранее ИА PrimaMedia подмечало, что попытки выкорчевать чиновников из сидений иномарок принимались и еще с ельцинских времен. Но заграничный автопром оказался настолько благодатной почвой для чиновников, что они прирастали к ней намертво при первом же касании. До 2023 года все подобные инициативы не имели успеха и, громко прозвучав на старте, незамедлительно отправлялись в архив.