Южнокорейские компании на фоне ожидания переговоров президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа прорабатывают возможность возвращения на российский рынок. Если брать в разрезе Дальнего Востока, то у корейцев традиционно сильны были позиции в судостроении и судоремонте, которые активно замещает Китай. При этом Корея продолжает закупать в больших объёмах российские зерно и продукты его переработки, а также морепродукты. А вот поставки угля и леса уже сведен до минимума. Но основную выгоду от ожидаемого потепления может получить туриндустрия Приморья, которая с ностальгией вспоминает о платежеспособных, в отличие от китайцев, корейских туристов, сообщает ИА PrimaMedia.
До переломного 2022 года южнокорейские компании реализовывали на Дальнем Востоке ряд инвестпроектов, в том числе — с использованием льгот и преференций территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток (СПВ). Корейский бизнес рассматривал новые проекты в сфере здравоохранения, портовой инфраструктуры, судоремонта, туризма, сельского хозяйства, науки и технологий, а также водородной энергетики. Но все эти намерения были поставлены на паузу. И вот просвет — в конце февраля в Приморье ожидается делегация из Республики Корея с целью найти поставщиков продукции и бизнес-партнеров. А это уже серьезный звоночек.
Приморские бизнесмены, опрошенные ИА PrimaMedia, говорят, что контакты с корейцами и не прекращались, а значит развернуть сотрудничество можно достаточно быстро.
ВВП Республики Корея в четвертом квартале 2024 года увеличился на 0,1% по сравнению с предыдущими тремя месяцами, согласно предварительным данным Банка Кореи. В годовом выражении экономика страны выросла на 1,2%. Инвестиции в средства производства выросли на 1,6%, в строительство — сократились на 3,2%. Объем экспорта увеличился на 0,3%. А вот импорт сократился на 0,1% из-за снижения спроса на транспортные средства и нефть.
По данным южнокорейских СМИ, Hyundai Motor Group, третий по величине автопроизводитель в мире после Toyota Motor и Volkswagen, рассматривает возможность обратного выкупа своей производственной площадки в Санкт-Петербурге (после приобретения актива российской компанией "Арт-Финанс" — "Автомобильный завод АГР"), право на buyback (обратный выкуп — прим. ред.) по которой истекает в декабре 2025 года. Официально корейский автоконцерн теперь не причастен к этому заводу, но с его конвейера сходят переименованные Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio.
Россия является для Hyundai Motor рынком, который не хотелось бы упускать, особенно на фоне экспансии китайского автопрома, и в случае положительных сдвигов в текущей политической ситуации возможность возобновления производства в России вполне себе реальна. Компания в 2024 году обновила регистрацию в РФ своих товарных знаков, относящихся к автомобилям, автокомпонентам и аксессуарам.
Агентство Yonhap News ("Рёнхап", 18+) отмечает, что за перспективой снятия антироссийских санкций внимательно наблюдают и производители электроники, такие как Samsung и LG Electronics, у которых есть свои заводы в России. Источник в отрасли заявил агентству, что после приостановки ими своих производств в РФ и прекращения официальных продаж местный рынок был занят техникой из Китая и других стран, поэтому вернуть свои позиции корейским компаниям будет непросто. Однако в случае снятия санкций для них "откроется возможность восстановить результаты".

Исполнителем госконтракта определена компания из Сочи
Компания LG Electronics полностью остановила работу своего завода по производству бытовой техники и телевизоров в Рузском районе Подмосковья в августе 2022 года после начала войны. Завод по производству телевизоров и мониторов Samsung Electronics в Калуге под Москвой также прекратил работу в марте 2022 года.
Источник газеты "Мэиль кёнчже" (18+) полагает, что южнокорейские производители электроники перейдут к "последующим шагам" лишь после окончательного решения проблем с международными расчетами и отменой экономических санкций. Но им необходимо будет уже сейчас, "отслеживая ситуацию", вести подготовительную работу для того, чтобы "в итоге запустить свои заводы в России".
Позитивно настроены и корейские судостроители. По словам источника в отрасли, которого цитирует "Мэиль кёнчже", в технологиях СПГ-танкеров ледового класса, которые могут курсировать вдоль побережья Северного Ледовитого океана, Южная Корея обладает "не имеющей аналогов конкурентоспособностью", и в случае снятия санкций "есть вероятность возобновления заказов из России". Агентство Рёнхап также отмечает, что это будет позитивным сигналом как для Samsung Heavy Industries, ранее сотрудничавшей с российскими партнерами в строительстве СПГ-танкеров на верфи "Звезда", так и для всей отрасли.
В январе 2020 года сообщалось, что российско-корейское совместное предприятие планирует построить в порту Славянка контейнерный и зерновой терминалы за $450-540 млн. Инициатором проекта с российской стороны являлась группа компаний "Беркут" (Приморский край). В декабре 2023 года речь шла уже о возможных китайских инвестициях в проект. На тот момент "Беркут" оценивал создание нового многофункционального комплекса терминалов в морском порту Славянка в $0,5 млрд.
А ещё ранее, в 2014 году, "Беркут", южнокорейская IMT Marine Co., Ltd и японская CREA Virtual Link Co., Ltd озвучивали планы по созданию совместного предприятия для строительства на базе Славянского судоремонтного завода компакт-верфи для серийного производства рыбопромысловых судов.

В перспективе планируется поставлять произведенную технику в Китай
Представитель Lotte Hotel, владеющей отелями в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Самаре, в свою очередь, сообщил "Мэиль кёнчже", что сейчас их деятельность в России поддерживается в основном за счет внутреннего спроса, но в случае возможного "потепления" количество посещающих Россию иностранцев возрастет, что окажет положительное влияние на гостиничный бизнес. Кстати, в Сеуле россиян и сегодня предостаточно. Едут они туда прежде всего ради косметических процедур, медицинских операций и шопинга.
Тем временем Южная Корея не отказывается от закупок зерна и продуктов его переработки. По данным Приморского межрегионального управления Россельхознадзора, экспорт такой продукции из Приморья в январе 2025 года составил 111,3 тысячи тонн. В Республику Корея ведомство оформило 90,8 тысячи тонн (82% от общих объемов поставок на экспорт в январе 2025 года), в том числе 60,8 тысячи тонн кукурузы и 30 тысяч тонн пшеницы. Поставки в КНР, как ни странно, менее значительны — в январе оформлено более 19,7 тысяч тонн зерна, в том числе 19 тыс. тонн сои, 96,1 тонны ячменя и 698 тонн соевого жмыха.
Что касается поставок российской рыбной продукции в Корею, то они продолжают сокращаться. В 2024 году отставание по объему составило 13% (до 250,9 тысячи тонн) от показателей предыдущего периода, по стоимости — 19% (до $834,35 млн), отмечает Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ). Средняя цена снизилась на 7% (с 3,56 до 3,33 долл. США/кг). Но и на этом фоне Корея остается одним из ключевых направлений российского рыбного экспорта.
Основное сокращение импорта из России пришлось на тихоокеанскую сельдь (-46%). При этом поставки российского мороженого минтая выросли по итогам года на 2%. Доля России в общем корейском импорте этого продукта составляет 99%. Еще процент приходится на США и Китай.
Стоимость российского минтаевого экспорта можно было бы нарастить за счет продукции глубокой переработки, но здесь негативно влияют неконкурентные условия по сравнению с США, которые поставляют минтаевую продукцию в Южную Корею по нулевой ставке ввозной пошлины, тогда как для России она составляет 10%. На стоимости российского экспорта также отразилась курсовая пошлина, которая была введена в РФ в октябре 2023 года.
Олег КЛИМЕНКО.