Всё новое — это хорошо забытое старое. Возвращение к русской народной культуре — не просто тренд, а способ сохранить и переосмыслить традиции. Русские мотивы в быту, одежде, еде становятся неотъемлемой частью повседневности, создавая особый стиль, в котором прошлое гармонично сочетается с современностью. В рамках проекта "PrimaMedia в гостях" редакция посетила Международный музейно-выставочный комплекс "Достояние" во Владивостоке. Здесь журналистам удалось погрузиться в традиции русского чаепития, познакомиться поближе с "корнем жизни", прикоснуться к столетней истории и смастерить своими руками подарки к 8 Марта.
Экскурсия (0+) по комплексу началась с Музея женьшеня. Чтобы оказаться в нём, пришлось подняться на самую крышу, переоборудованную в мансарду. Там экскурсовод Людмила Анатольевна рассказала гостям о "корне жизни". Если и не всё, что знает, то большую часть точно.
Чудо-корень с грядки
Президент международного клуба "Русский самовар" Александр Гетманов уже более 10 лет занимается культивацией женьшеня в Приморье. Это ценное растение, известное как "корень жизни", занесено в Красную книгу. Из-за активного сбора и контрабанды женьшень практически исчез из естественной среды. Однако климатические условия в регионе подходят для его культивации. Как рассказала Людмила Анатольевна, плантационная версия растения мало чем отличается от дикой. Разве что — стоимостью.
Женьшень обрёл популярность еще в древности. Коренные народы Дальнего Востока удэгейцы почитали растение за его скрытую силу. Чтобы найти заветный корень, они приносили духу леса подношение — всё, что было в их карманах.
"Сам по себе корень очень требовательный. Если ему что-то не понравится, он сбрасывает верхнюю часть и "засыпает". Так он может годами не всходить, находиться под землёй. Учёные до сих пор не понимают, из-за чего это происходит", — рассказала Людмила Анатольевна в ходе экскурсии.
Для того, чтобы передать собратьям информацию о женьшене, удэгейцы пользовались "лесной азбукой" — оставляли на коре деревьев специальные зарубки. Так, например, можно было сообщить, что в этом году женьшеня не было совсем.
Для того, чтобы выкопать корень, использовались инструменты, изготовленные из костей животных — это была настоящая ювелирная работа, ведь корешок очень легко повредить. Чтобы этого избежать, удэгейцы часами, а иногда и днями извлекали корни из земли. Перевозили их на специально подготовленных поваленных деревьях, с которых предварительно снимали кору. В таком виде женьшень мог оставаться в течение семи дней, после чего из него готовили настойки. Эти настойки, принимаемые каплями, давали мощный толчок иммунной системе, однако важно помнить, что дозировка должна быть строго соблюдена — жидкость имеет токсичные свойства. Вообще от самого корня женьшеня до семян — всё использовалось, в том числе и в пищу.
Широко использовался порошок из женьшеня. Его добавляли в различные супы и каши, а особенно — в бульоны для людей с ослабленным иммунитетом, например, после операций. Засушенный женьшень, хранившийся в холщовых мешках, может не терять своих свойств до трёх лет. А сейчас экстракт корня жизни используется при приготовлении популярного приморского угощения — пряника.
Вкус подвальной картошки?
Людмила Анатольевна рассказала, что сам корень женьшеня напоминает растение крахмалоносной культуры. Всё из-за вкуса картошки, хранившейся в подвале.
"Это подземное растение, и его структура точно отражает его природу — корень активно "вбирает" силы земли", — объяснила специалист.
Интересно, что каждый корень растения внешне напоминает человечка: у него есть голова, ручки и ножки. Более того, корни бывают мужскими и женскими. Отличить их друг от друга довольно легко: если от корня отходят две ножки, это женский корешок, а если одна, то мужской.
"Китайцы, приходя к нам, часто рассказывают, что в их нагрудных кармашках всегда хранятся либо семечки женьшеня, либо его маленькие корешки. Когда они чувствуют себя плохо, они просто откусывают их и жуют", — поделилась интересным фактом экскурсовод.
Самовары-эгоисты и пули
Следующей остановкой для журналистов стал музей самоваров. Все они являются частью личной коллекции Александра Гетманова, не только президента международного клуба, но и местного коллекционера.
Среди наиболее распространённых форм можно выделить рюмку, пулю, перевёрнутую грушу, репку, шар и жёлудь. Они интересны не только с эстетической точки зрения, но и являются наглядным примером того, как менялись вкусы и предпочтения людей на протяжении веков. Примечательно то, что маленькие самовары называли "эгоистами", так как ими мог пользоваться только один человек.
Сердце русского чаепития или что-то на богатом
"Раньше самовары были очень дорогие, стоили почти полдома. Люди всей деревней собирали деньги для того, чтобы купить хотя бы один самовар. Такие изделия, конечно, изготавливались на заказ", — рассказала Людмила Анатольевна.
Все гравировки люди делали вручную, чистили корпус песком и битым кирпичом для того, чтобы он блестел. Даже сейчас, спустя более 150 лет, на некоторых моделях можно увидеть своё отражение.
Военные самовары использовались не только как чайники, но и как титан, особенно на пароходах. Чтобы самовар не перевернулся при качке, его привязывали цепями. Самовары-бочонки, особенно популярные во время войны с французами, использовались в условиях, когда разжигать костры было невозможно. Они были незаменимы для солдат, так как обеспечивали горячую воду и согревали в любую погоду. "Вишенкой на торте" стал самовар, исполняющий желания. Для этого необходимо подумать о том, чего желаете, и потереть лоб вмонтированной в корпус рыбке.
Пряничные тайны
Если самовар — сердце русского чаепития, то пряники — его душа. В наше время пряничное производство переживает ренессанс, и в Приморье, где в качестве ингредиентов используют местные дикоросы, продукция вполне может посоревноваться с тульским мастерством.
Завершающей стадией путешествия стал мастер-класс, на котором редакция смогла проявить свои творческие способности. Вооружившись корнетиками с глазурью и свежеиспеченными пряниками, журналисты приступили к оформлению угощений в преддверии 8 Марта под чутким руководством художницы Елены Латыниной.
"В каждом населенном пункте, в каждой деревне есть свои особенности пряничные и своя культура. Пряники имеют разное значение — они служат и подарками, и наградами, и оберегами, и подношениями природе. Это испокон веков так сложилось", — отметила она.
Прежде, чем приступить к делу, сотрудникам PrimaMedia продемонстрировали "козули" (пряники из теста — прим.ред.). Есть их обычно не принято, это ритуальное печенье. А вот дарить его младенцу на первый зубик — обычная практика.
Пока на столе появлялись шедевры искусства, Елена раскрыла несколько секретов. Так, журналисты узнали, что имбирные пряники могут храниться несколько лет благодаря своему натуральному составу: мёду и пряностям. А для того, чтобы создать по-настоящему достойный декор, не стоит стремиться к перфекционизму. "Лучшее — это враг хорошего" — напомнила Елена, вдохновляя на свободное творчество.
Самая приятная часть ждала в конце — чаепитие по всем русским традициям: с самоваром и, конечно же, пряниками.