С 14 февраля по 7 марта на Приморской сцене Мариинского театра состоялось знаковое событие — "Верди Марафон" (12+). Исполнение произведений Великого Маэстро в подобном формате едва ли не впервые происходило на Приморской сцене. Большим подарком для приморских меломанов стали самые известные оперы Джузеппе Верди, которые прочно прописались в репертуаре театра. Зрители увидели "Травиату" (12+), "Риголетто" (12+), "Дона Карлоса" (12+), "Макбета" (16+), "Аиду" (12+). Так же был представлен "Реквием" (12+) Верди и "Трубадур" (12+) в концертном исполнении. Блестящим финалом события стал Гала-концерт "Гала-Верди" (12+), состоявший из фрагментов опер, никогда ранее не звучавших на приморской сцене. В том числе был исполнен первый акт оперы "Отелло" (12+) и последняя сцена оперы "Фальстаф" (12+). По мнению обозревателя ИА PrimaMedia Александра Куликова, "Верди Марафон" стал очень ярким театральным событием конца зимы — начала весны.
Еще раз про любовь. "Травиата", "Риголетто", "Дон Карлос"
Скажем прямо, задумано было неплохо. Взять оперы Верди, имеющиеся в репертуаре Приморской Мариинки (а список, надо сказать, вполне солидный, включающий самые топовые названия), и показать их одну за другой, наращивая интерес публики и плавно подводя его к бурному финалу. При этом интрига сохранялась почти до самого конца: сначала все знали, что будет гала-концерт, потом стало известно, что в нем будет исполнено то, чего мы раньше на этой сцене не видели и не слышали, затем появились названия и имена исполнителей, но еще не было известно кто что будет петь. И лишь купив программку перед гала-концертом, можно было получить ответы на все вопросы, кроме одного: "Что получится в итоге?"
В каком-то смысле "Верди Марафон" был похож на некий сериал (думаю, тот, кто смотрел телевизионный девятисерийный фильм "Жизнь Верди" (12+) Ренато Кастеллани с Рональдом Пикапом в главной роли, со мной согласится). А в каком-то смысле маоафон был похож на собрание сочинений Джузеппе Верди в нескольких томах — издание пусть не академическое, но достаточно солидное. Во всяком случае, отблеск золотого свечения названий, оттиснутых на обложке, в зале Приморской Мариинке то и дело витал. Особенно на "Аиде" с ее древнеегипетскими одеяниями и декорациями, в которых угадывались древние Фивы.
Совпало так или было задумано, но марафон вместился в знаковые временные рамки, а именно: начался он 14 февраля, в день, когда в последние годы стали отмечать День всех влюбленных, а завершился 7 марта, накануне Международного женского дня. Стало быть, любовь и стала главной темой марафона, как, впрочем, всего творчества Верди.

"Травиата". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Открылся марафон оперой "Травиата", написанной 40-летним Верди в 1853 году на волне интереса к роману Александра Дюма-сына "Дама с камелиями" (16+). Опера носит глубокий романтическо-трагический характер, раскрывающий жизнь во всем его многообразии и сложности, сосредоточена на раскрытии внутренней драмы главной героини. Само название оперы "Травиата" происходит от итальянского слова "traviata", которое означаете "падшая". При этом Верди показывает, насколько главная героиня этой истории Виолетта глубока и прекрасна, благородна и чиста с человеческой точки зрения.
В музыкальном плане это произведение можно было бы назвать оперой для настоящих мастеров оперной сцены, поскольку каждая из главных партий достаточно сложна с вокальной и психологической точки зрения. На марафонском показе главные партии исполнили Ольга Жарикова (Виолетта), Алексей Костюк (Альфредо) и Сесар Мендес (Жорж Жермон).

"Травиата". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Стоит отметить, что Ольга Жарикова — обладательница яркого, но при этом хрустально-хрупкого голоса, с большим мастерством демонстрирует этот противоречивый, нежный, я бы даже сказал, тростниковый, но в то же время сильный образ. Под стать Ольге были и ее партнеры Алексей Костюк и Сесар Мендес, нисколько не уступавшие певице в вокальном и игровом плане. В итоге "Травиата" стала замечательным подарком для влюбленных, которые решили в этот день посетить Приморскую сцену.
Вторым спектаклем в череде шедевров вердиевского марафона стала опера "Риголетто". В свое время это произведение ознаменовало переход великого композитора к новому этапу в его творчестве, переходу к более глубокому психологизму, основанному на демонстрации всех глубин и закоулков человеческой души.

"Риголетто". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
В "Риголетто" отсутствует статика в духе "спел и пошел", здесь все персонажи показаны в развитии, причем не сами по себе, а относительно двух противоположных полюсов — легкомысленного и ветреного герцога и несчастного шута, которые противопоставлены друг друга. Здесь бесконечно любящий свою дочь Риголетто оказывается ее тираном и тюремщиком, а сама Джильда, даже убедившись в неверности любимого, предпочитает отдать жизнь за него, лишь бы не мучиться, пребывая с ним в разлуке.
В "Риголетто" Верди глубже, чем это было в его более ранних произведениях, погружается в глубокий драматизм и психологию персонажей, показывая настоящую человеческую трагедию. Персонажи этой оперы требуют от исполнителей не только высокого уровня певческого искусства, но также глубокого погружения в психологическую составляющую своих персонажей. На марафоне в главных партиях вышли Сергей Крылов (Риголетто), Мингиян Оджаев (Герцог Мантуанский), который когда-то именно на приморской сцене впервые спел эту партию, и молодая и многообещающая певица Алиса Федоренко (Джильда). В роли наемного убийцы Спарафучиле выступил прекрасный бас Бат-Эрдэнэ Доржцэдэн, его сестру Маддалену исполнила меццо-сопрано Татьяна Макарчук.

"Риголетто". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Вслед за этим зрители увидели, как всегда, замечательную постановку Приморской Мариинки "Дона Карлоса". Впервые во Владивостоке опера прозвучала в 2020 году, на V Международном Дальневосточный фестивале "Мариинский" (12+), который открыл тогда двери театра после многомесячного локдауна из-за пандемии. Тогда в главных партиях выступили ярчайшие звезды Мариинского театра, так, партию короля Филиппа II исполнил прославленный бас Ильдар Абдразаков.
Той же осенью, в конце октября, у нас состоялась премьера уже с солистами Приморской сцены. Опера с успехом шла в течение 2020-2022 года, сделав перерыв на пару лет, но вернувшись вновь весной прошлого года. "Дон Карлос" стал настоящим украшением вердиевского марафона.
Опера, созданная на основе одноименной драмы (12+) Шиллера, поднимает множество проблем, в том числе тему свободы и рабства, помимо очевидной основной любовной линии.
В "Доне Карлосе" Верди еще глубже проникает в душу своих персонажей, создав потрясающие по своей психологической силе сцены. Например, совершенно невероятная сцена психологического столкновения короля Филиппа и Великого инквизитора, где красной нитью проходит не только противостояние высшей силы и власти, но и противостояние чего-то более сокровенного — противостояние двух сильных характеров. На приморской сцене образы оперы воплотили Сергей Плешивцев (король Филипп), который, кстати, первым исполнил эту партию в 2020 году на премьерном спектакле и на протяжении последних лет с успехом продолжает это делать. Партию Дона Карлоса на этот раз исполнил новый солист театра, тенор Мадет Чотабаев. Партию друга Карлоса и главного борца за свободу исполнил Дмитрий Мигулев, партию королевы Елизаветы — Лилия Кадникова, роль принцессы Эболи досталась Наталье Якимовой. В роли Великого инквизитора выступил яркий и мощный бас приморской сцены Евгений Плеханов, который не менее успешно исполняет в этой опере и роль Филиппа. Инквизитор Плеханова оставил неизгладимое впечатление, поскольку Евгений обладает не только отменными вокальными, но и драматическими способностями.
За "Макбета" — стоя!
Еще большим подарком для владивостокских меломанов (уж для меня точно), стало триумфальное возвращение на Приморскую сцену оперы "Макбет". В последний раз она была показана весной 2022 года. Владивостокский зритель порядком соскучился по "Макбету" и был рад вновь увидеть его на сцене. Зал был полон, несмотря на будний день и перспективу вернуться домой к полуночи, а то и за полночь.
Среди зрителей царило оживление, напоминающее предвкушение премьеры. Ну, кто-то, наверное, и в самом деле увидел "живого" "Макбета" впервые. И, как говорится, не прогадал.
"Макбет" (1847) стал первой попыткой Верди создать оперу на произведение Шекспира. По своей сути именно "Макбет" ознаменовал переход Верди к более глубоким исканиям в области музыкальной драмы. Уже потом были "Риголетто" (1851), "Травиата" (1853) и "Дон Карлос" (1867).

"Макбет". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Как следствие, музыка "Макбета" стала требовать от исполнителей не только использование вокальных данных на максимуме, но и хорошей актерской игры, без которой было бы невозможно полноценно воплотить художественные образы Макбета и Леди Макбет. Сам композитор, особенно в процессе подготовки к премьере "Макбета", именно драматический актерский талант ставил на первое место.
И тут хочется отметить, что постановка на Приморской сцене Мариинского театра, которая состоялась в рамках вердиевского марафона, как нельзя лучше отражает установку, когда-то данную самим композитором. Исполнители главных партий баритон Алексей Репин (Макбет) и сопрано Алена Диянова (леди Макбет) — давно известны зрителю как настоящие мастера театральной драмы. И созданные ими персонажи отличаются глубокой драматической реалистичностью. Поражают своей глубиной и детализацией. Персонажи эволюционируют прямо на глазах зрителей, заставляя неотрывно следить за каждым их шагом, настолько интересно наблюдать за их игрой и взаимодействием. Это действительно яркий пример слаженной игры двух ключевых исполнителей-персонажей.

"Макбет". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Король Макбет в исполнении Алексея Репина — это прямой и честный воин, который под воздействием жены становится кровавым убийцей (вот уж действительно расхожее выражение "вторая половинка" коррелирует с другим расхожим выражением "вторая половина", обозначающим темные подсознательные глубины человеческой души), а затем постепенно выходит из-под ее контроля и превращается в самостоятельную, невероятную разрушительную силу, сметающую всё на своем пути.
И тут исполнитель находит невероятно точное драматическое решение: когда в эпизоде бала, на котором чествуют нового короля Шотландии — Макбета, появляется призрак убитого по приказу Макбета его верного друга Банко (Сергей Плешивцев), в него через всю сцену летит железный кубок. Бессильная ярость начинающего терять рассудок узурпатора выражается не только поднимающимся на запредельный пик голосом, но и неожиданным драматическим движением. И, ей-богу, становится жутковато. Не знаю, заранее был придуман и отрепетирован бросок кубка, или это произошло спонтанно. В любом случае это было сильно.
... И вот к концу спектакля мы видим Макбета, потерявшего страх и контроль над собой, теперь его единственная дорога — это дорога к саморазрушению.

"Макбет". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Леди Макбет в исполнении Алены Дияновой — это расчетливая властная женщина, наслаждающаяся своей властью, которая постепенно теряет контроль над мужем и в конце концов сходит с ума от этого, потому что держать всё под контролем — это ее естество, а потерять контроль — значит потерять самоё себя.
Наблюдать за превращениями персонажей в этот вечер было невероятно интересно. В спектакле так же приняли Дагвадорж Даваасурэн в роли Макдуфа и Алексей Костюк в роли Малькольма и другие исполнители, включая невероятную Анастасию Кикоть в маленькой роли фрейлины, которая ей так бесподобно удается, лишний раз подтверждая истину "Нет маленьких ролей…".
Больше значение в "Макбете" играет хор. И замечательный хор Приморской Мариинки, который так любит маэстро Гергиев, еще раз подтвердил это.
В общем, за "Макбета" — стоя! Особенно такого, местами подбирающегося к мировому уровню (КМК).
Memento mori . "Реквием, Аида"
Очень значимым событием для марафона стало исполнение "Реквиема" Верди.
Верди создавал своей "Реквием" одновременно с оперой "Аида", и по стилю он очень близок к стилю поздних вердиевских опер. "Реквием" замечателен тем, что он является не просто заупокойной мессой, это как бы опера, вложенная в жанр реквиема.
Другими словами, "Реквием", написанный Верди, живет по оперным законам. В этом произведении можно увидеть и мужественную героику, и глубокое страдание, и грезы о лучшем мире. "Реквием" написан для четырех солистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас), хора и оркестра. Причем последний играет не только роль аккомпаниатора для певцов, но и является самостоятельным элементом, создающим часть общего рисунка, именуемого "Реквиемом" Верди.
"Реквием" состоит из семи частей, имеет трагический пролог, сменяемый натиском картин страшного суда. Dies irae — очень сильный музыкальный момент, вызывающий при прослушивании неподдельное смятение и страх души, в конечном счете переходящие в момент умиротворения. Умиротворение сменяется созерцанием, контрастирующим с силой созидательной мощи. Следующие части выдержаны в нежных гармоничных тонах, склонных к лирике. Однако к финалу вновь идет повторение ужаса первой части, финал — это резкий обрыв и шепот пепла.

"Реквием". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
На Приморской сцене "Реквием" Верди уже звучал, но произведение исполняется очень редко. Потому для зрителей стало большой удачей, что в рамках марафона, помимо собственно оперных произведений, прозвучал еще и "Реквием". Солистами, исполняющими вокальные партии, были Алена Диянова (сопрано), Лаура Бустаманте (меццо-сопрано), Медет Чотабаев (тенор) и Евгений Плеханов (бас). За пультом был маэсктро Смелков.
Опера "Аида", еще раз показанная в рамках марафона, — один из самых ярких и зрелищных спектаклей театра. Впервые спектакль показан на Приморской сцене в апреле 2019 года.
"Аида" была написана Верди по просьбе правительства Египта и должна была быть приурочена к открытию Суэцкого канала (первая постановка — 24 декабря 1871 года в Каире). Опера потрясает большими масштабами действия, монолитностью хоров и яркими вокальными партиями. "Аида" превзошла все ранее созданные оперы Верди по проникновенности, психологическому и эмоциональному многообразию.
На приморской сцене помимо собственно очень красивых декораций и костюмов так же присутствует очень значимый балетный элемент, придающий музыке Верди и всей истории в целом дополнительный блеск. Несмотря на то, что спектакль был показан в среду и длился более 4 часов, меломаны не смогли упустить возможности вновь увидеть "Аиду".

"Аида". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
В этот вечер в главных париях выступили: Алена Диянова в роли Аиды, Татьяна Макарчук в роли Амнерис, Саян Исин в роли Радамеса, Бат-Эрдэнэ Доржцэдэн в роли жреца Рамфиса, Геннадий Ахмедов в роли эфиопского царя Амонасро, Сергей Плешивцев в роли Царя Египта. И музыкантам в этот вечер удалось блеснуть своим талантом.
Особенно хочется выделить 3-е действие, где Амонасро, отец Аиды, плененный египтянами, подталкивает дочь к тому, чтобы использовать любовь к ней Радамеса, а Радамес невольно становится предателем своей отчизны.
Этот кульминационный момент совершенно потрясающим образом воплотили все его участники — Алена Диянова, Саян Исин и Геннадий Ахмедов. Действие начинается с арии Аиды, тоскующей по родимому краю. Алена Диянова исполнила арию настолько сильно и проникновенно, так точно обозначила этот акцент, что после этого стало ясно, что Аида поддалась на уговоры Амонасро не только из-за его очевидного отцовского влияния, но, может быть, в большей степени от нестерпимой тоски по родине.
В свою очередь, Радамес так очарован Аидой, что на мгновение забывает о своем долге перед свой родиной, и это приводит к трагическому финалу всей этой истории.
"Memento mori", — говорили древние. "Помни о смерти", а еще точнее: "Помни, что ты смертен". И в тоже время человеку не чуждо и божественное. Иногда мне кажется, что прикосновение к творчеству Верди, это и есть бессмертие.
И грянул "Гала Верди"!
Ну и наконец, финалом "Верди марафона" стал грандиозный (тут по-другому и не скажешь) гала-концерт "Гала Верди". Трехчасовой концерт, на котором были исполнены фрагменты опер, никогда не звучавших ранее на сцене Приморской сцены.
Концерт начался с известного хора из оперы "Набукко" (12+) Va, pensiero, который так замечательно обыграл в уже упомянутом фильме "Жизнь Верди" режиссер Ренато Кастеллани для того, чтобы показать, как опера молодого композитора превратилась в хит еще до премьеры (Va, pensiero поет не только хор на сцене, но и музыканты в оркестре, и рабочие, переносящие декорации, — настолько ярким и "прилипчивым" оказался мотив).
Помимо того, что это невероятно красивый хоровой фрагмент, он несет в себе большую смысловую нагрузку. Хор еврейских изгнанников, плачущих в вавилонском плену о потерянной родине и разрушенном Храме, в 1842 году, в разгар Рисорджименто, стал чуть ли не вторым гимном боровшейся на независимость Италии.
Именно Va, pensiero звучал при открытии заново отстроенного Ла Скала после Второй мировой войны, а на похоронах самого Верди и на похоронах Тосканини его пел народ. В 1990-е годы даже рассматривался вопрос о том, чтобы сделать Va, pensiero официальным гимном Италии. Исполненный хором Приморской сцены, Va, pensiero задал тон всему концерту в целом, создав атмосферу особого оперного таинства и единства.

"Гала Верди". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Следующим произведением концерта стал дуэт из оперы "Атилла" (12+) Undino, a me dinanzi l’inviato… в исполнении баса Бат-Эрдэнэ Доржцэдэн и баритона Дмитрия Мигулева. Заметим лишний раз, что у Бат-Эрдэнэ Доржцэдэн удивительно красивый и ярко окрашенный бас, который очень гармонично и весомо звучал в дуэте с Дмитрием Мигулевым.
Так же в концерте прозвучала ария Амалии Tu del mio Carlo al seno volasti… из оперы "Разбойники" (12+) в исполнении Ольги Жариковой. И вновь звонкий и воздушный голос Ольги парил в зале. Она словно бы пела на кончиках пальцев, говоря балетными языком.
Последовавший за этим речитатив и ария Рудольфо из оперы "Луиза Миллер" Oh! fede negar potessi agl’occhi miei! в исполнении тенора Алексея Костюка, славящимся своим глубоким драматическим подходом к персонажам, создал очень эмоциональный настрой, который вызвал неподдельное сочувствие зрителей к этому музыкальному фрагменту.
В совершенно очаровательной манере, вызвавшей улыбку у зрителей, молодая и очень многообещающая солистка Алиса Федоренко исполнила романс Lo spazzacamino ("Трубочист", 12+).

"Гала Верди". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Следующее произведение было очень серьезным. Ария Прочиды O patria, o cara patria… из оперы "Сицилийская вечерня" (12+) в исполнении прекрасного баса Евгения Плеханова. В арии запечатлены черты мужества, благородства и всепоглощающей любви к родине. В исполнении Евгения Плеханова, обладающего глубоким, бархатистым басом, ария звучала особенно проникновенно и искренне, практически "до слез", как сейчас принято говорить.
Так же из "Сицилийской вечерни" прозвучало Болеро Елены Mercé, dilette amiche в исполнении Самиры Галимовой. В этом году Самира стала победительницей Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров (12+) Хиблы Герзмава, и, слушая ее в этот вечер, можно было понять почему. Певица обладает сильным и очень красивым голосом. Болеро Елены в ее исполнении прозвучало очень ярко.
Разумеется, гала-концерт не мог обойтись без фрагментов из "Симона Бокканегры" (12+), одной из самых ярких патриотических опер Верди. На сцене прозвучал дуэт Амелии и Гариэле Адорно в исполнении новых солистов Приморской Мариинки Галины Чеплаковой и Медета Чотабаева. Галина стала солисткой Приморской сцены совсем недавно, и зрители пока не смогли познакомиться с ней на сцене театра, в этот вечер она пела впервые. Дуэт в исполнении солистов прозвучал очень проникновенно и трогательно.
За этим последовал дуэт Симона и Фиеско из пролога Suona ogni labbro il mio nome в исполнении солистов Алексея Репина и Сергея Плешивцева. Это очень красивый дуэт двух низких мужских голосов, и в этот вечер он прозвучал невероятно красиво и гармонично, соединив благородный бархатный голос Симона и глубокий низкий голос патриция Фиеско.

"Гала Верди". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Далее прозвучали три фрагмента из оперы "Бал-маскарад" (12+). Ария Ульрики Zitti… L’incanto non dèssi turbare… в исполнении Лауры Бустаманте в сопровождении хора получилась очень яркой мистически таинственной. Ария Ренато Alzati! La tuo figlio a te concede riveder, исполненная Дмитрием Мигулевым, — проникновенной, с долей яркой личной драмы человека, которого предали.
Совершенно потрясающе прозвучала Ария Амелии Ecco l’orrido campo ove s’acoppia… в исполнении Алены Дияновой. Певице удалось создать у зрителей ощущение мучительных раздумий, которые испытывает героиня, и тем самым вызвать глубокое сочувствие к ее переживаниям. Ее сильный голос проник в сердце каждого, кто был в зале в этот вечер.
Далее последовали три фрагмента из оперы "Сила судьбы" (12+). Дуэт Альваро и Дона Карлоса E come ricambiarvi tante cure в исполнении тенора Дагвадорж Даваасурэн и баритона Сесара Мендеса. Оба музыканта обладают совершенно бешенным темпераментом, который воплотился в их персонажах. Звучали они настолько слаженно и гармонично, что зал буквально взорвался аплодисментами. Ария Леоноры Расе, расе mio Dio в исполнении Лилии Кадниковой прозвучала ярко и проникновенно и не могла не тронуть сердца зрителей. Завершением первого отделения концерта стал фрагмент Rataplan в исполнении невероятной Татьяны Макарчук (меццо-сопрано) и хора. Исполненный ярко и выразительно, этот фрагмент стал отличным финальным аккордом первой части концерта.
Я люблю "Отелло"!
Второе отделение было отдано большим фрагментом из двух последних опер Верди — "Отелло" и "Фальстаф".
Сначала был исполнен 1-й акт оперы "Отелло", где в роли Отелло выступил Саян Исин, в роли Дездемоны — Алина Михайлик, в роли Яго — Алексей Репин, в роли Кассио — Роман Крукович, в роли Родериго — Всеволод Марилов и в роли Монтано — Сергей Плешивцев, а так же хор Приморской сцены Мариинского театра.
Отелло был написан Верди в сотрудничестве с Ариго Бойто, написавшим либретто оперы по мотивам одноименной пьесы (12+) Шекспира. Однако в качестве оперы, "Отелло" претерпел существенные изменения. Например, первое действие, повествующее о предыстории любви Отелло и Дездемоны, композитором и либреттистом были отброшены.
Опера начинается сразу и резко — со сцены бури, едва не унесшей жизнь главного героя. И эта сцена демонстрирует не только его мужество, но и особое отношение народа к отважному Отелло. Начало оперы в исполнении симфонического оркестра под управлением главного дирижера Приморской сцены Мариинского театра Павла Смелкова и хора прозвучало так великолепно, что лично у меня возникло ощущения безмерного блаженства, как будто пролетающий мимо ангел оперы поцеловал меня в лоб. Хотите верьте, хотите нет, но слушать это исполнение было настоящим счастьем.

"Отелло". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Тем более что затем последовала сцена пирушки, и на передний план вышел Яго, задающий основную трагическую ноту всей этой истории. Больше, чем у самого Шекспира, Верди и Бойто демонизировали образ Яго, причем так увлеклись им, что некоторое время даже собирались назвать оперу "Яго".
Яго в их интерпретации не просто обиженный завистник, негодяй и подстрекатель, он нечто большее. Яго предстает чем-то вроде демона зла, олицетворяющего самые темные и гнусные стороны человеческой натуры. Он вроде Мефистофеля, выныривающего из-за угла, обнажающего страхи и темные мысли остальных героев, играющего на этих страхах и мыслях в свою дьявольскую игру.
И в этот вечер Яго был именно таким, несмотря на то, что фрагмент исполнялся в концертном формате. В свое время я посмотрел фильм-оперу "Отелло" (12+) Франко Дзеффирелли с Плачидо Доминго (Отелло), Катей Ричарелли (Дездемона) и Хустино Диасом (Яго). Дзефирелли иог использовать, кроме голосов солистов, еще и возможности, дарованные ему кинематографом. У Приморской Мариинки такой возможности не было. И тем не менее, картина пирушки на "Верди Марафоне" получилась такой, что зрители не могли не влюбиться в "Отелло" (уж я точно).
В исполнении баритона Алексея Репина Яго предстал перед зрителями настоящим демоном-подстрекателем, ироничным, жестким и харизматичным. Казалось, он притягивал всех.
Зрители буквально застыли, стараясь не упустить ни одного слова или движения, завороженные красивым гибким голосом музыканта. Алексей Репин с потрясающим мастерством играл с непростым ритмом сцены прирушки, увлекая за собой остальных исполнителей, хор и оркестр, причем делал это словно бы шутя, с легкостью. В конце сцены появляется суровый, но справедливый Отелло в исполнении Саяна Исина, певца, обладающего сильным тенором, позволяющим в полной мере почувствовать силу, мужество и властность Венецианского мавра.
Но вот участники пирушки разошлись, покинул сцену хор. И Отелло остается наедине с прекрасной Дездемоной (Алина Михайлик). В одно мгновение Отелло меняется, властность улетучивается, в голосе героя звучит настоящая всепоглощающая нежность к своей возлюбленной. Дездемона вторит ему с такой же нежностью. Они словно танцуют друг с другом, подхватывают фразы, обмениваются дыханием, становятся единим целым.

"Отелло". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
На протяжении всей сцены с участием Дездемоны и Отелло по залу разливалась какая-то магия, создателями которой были не только солисты, но и оркестр, чутко реагирующий на взмах руки своего маэстро, творящего обыкновенное чудо музыкального волшебства. Да простит меня читатель за излишние, может быть, восторги. Но где нам еще не испытывать восторги, как не в оперном театре, особенно если он этого заслуживает.
Когда сцена закончилась, а занавес закрылся, зал выдохнул от восхищения, словно только что и сам стал участником этого чуда. Незнакомые люди улыбнулись друг другу, потому что в этот момент все они полюбили "Отелло" (хочется верить).
И вот финал. Burlone, burlone, burlone
Финальным аккордом вечера стала вторая картина из 3-го акта оперы "Фальстаф". В самом многолюдном фрагменте оперы были задействованы прекрасные солисты: Анна Бархатова в роли Алисы Форд, Ивета Симонян в роли Наннетты, Ирина Колодяжная в роли Миссис Квикли, Наталья Якимова в роли Сиссис Мэг Пейдж, Мингиян Оджаев в роли Фентона, Сергей Крылов в роли Фальстафа, Илья Астафуров в роли Доктора Каюса, Алексей Юрковский в роли Форда, Алексей Смирнов в роли Бардольфа и Владислав Чибирев в роли Пистоля.
В фильме Ренато Кастеллани предыстории написания "Фальстафа" посвящен очень трогательный эпизод. Маэстро отмечает день рождения, и благодарные горожане идут к дому Верди, чтобы поздравить его. Небольшой оркестр, расположившись прямо под балконом, играет его музыку. Верди выходит на балкон, чтобы поблагодарить своих поклонников. "Оперу! Мы хотим еще одну оперу! Напишите для нас еще одну оперу!" — раздаются требовательные голоса. И Верди начинает создавать "Фальстафа".
"Фальстаф" — одна из немногих комических опер Верди, хотя ее нельзя назвать чистой комедией. Верди писал "Фальстафа", когда ему было под 80, он уже многое пережил.

"Гала Верди". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
В итоге "Фальстаф" получился трагикомическим произведением, но высокая комедия такой и должно быть, ведь юмор часто идет рука об руку с трагическим, такова жизнь. Сэр Фальстаф подчас предстает напыщенным глупцом, который не сомневается в своей неотразимости, хотя по ходу оперы становится понятно, что Фальстаф все отлично понимает, просто предпочитает поддаваться этой иллюзии, чтобы не сталкиваться с реальностью, а она такова, что время его прошло.
На гала-концерте была показана последняя часть оперы, в которой глупец Фальстаф оказывается не таким уж и глупцом, а некоторые герои понимают, что они не такие уж и прозорливые, как думали, и вполне могут сами оказаться глупцами. Зрителям была представлена знаменитая сцена с участием фей, леших и другой нечисти, которые в тоге оказываются компанией, устроившей веселый розыгрыш для старого ловеласа. Только в итоге он посмеялся вместе с ними и даже над ними.
К примеру, ревнивый Форд в итоге тоже оказался в дураках, когда обманом его заставили согласиться на замужество дочери. И тут уж все срывают маски, заканчивая всю эту историю шикарной девятиголосной фугой, прозвучавшей очень гармонично в исполнении всех участников сцены.
И вот во время фуги происходит нечто совершенно потрясающее: помимо хора на сцене появляются все музыканты оперной трупы. И теперь уже все вместе они завершили этот удивительный вечер совершенной музыкальной гармонии во славу музыки Великого Верди здесь, у нас, во Владивостоке. Воистину это было достойное завершение и этого замечательного вечера, и всего "Верди Марафона".

"Гала Верди". Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Ну а если говорить о концерте "Гала-Верди" в целом, то можно предположить, что в данном случае сошлись все звезды. Возможно, это произошло даже раньше, когда главный дирижер Приморской сцены Мариинского театра Павел Смелков придумал этот вечер. Скажем прямо, выбор оперных фрагментов получился очень удачным.
Это была достойная дань уважения Великому Маэстро, его замечательному искусству. И настоящий праздник для всех меломанов, которые знают и любят Верди. Я думаю, вечер не просто удался. Он вошел в историю Приморской Мариинки как один из самых замечательных концертов, которые мы здесь могли видеть.
Остается только поражаться тому объему работы, который проделали маэстро Смелков, концертмейстер концерта Марина Репина и главный хормейстер Лариса Швейковская.
Как мне кажется, "Гала-Верди" вполне может войти в репертуар Приморской Мариинки как самостоятельный спектакль, а мероприятия масштаба "Верди Марафона" могут стать еще одной доброй традицией театра.