В постперестроечное время ВГУЭС, ныне ВВГУ рисковал повторить судьбу некоторых вузов города и стать частью большого федерального университета, ныне базирующегося на острове Русском. Но ВВГУ удалось не только отстоять право на самостоятельность, но и серьезно укрепить свой имидж. О настоящем и будущем университета, наиболее популярных направлениях, внедрении искусственного интеллекта и иных реалиях сегодняшнего дня корр. ИА PrimaMedia побеседовал с ректором Владивостокского государственного университета (ВВГУ), доктором экономических наук Татьяной Терентьевой.
Справка: Терентьева Татьяна Валерьевна — ректор ВВГУ, доктор экономических наук, профессор. Родилась в Уссурийске. Окончила Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства (в наст. время Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет) в 1985 году по специальности "Экономика и организация промышленности и продовольственных товаров".
С сентября 1996 года трудовая деятельность Татьяны Терентьевой связана с Владивостокским государственным университетом. Работала на кафедре бухгалтерского учета и аудита в должности старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой, проректора по научно-исследовательской работе, первого проректора, проректора по научной и международной деятельности.
В 2002 году Татьяна Терентьева защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук, в 2011 году — доктора экономических наук. В 2013 году присвоено звание "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации". В 2015 году Татьяна Терентьева избрана ректором ВГУЭС (ВВГУ) и утверждена в должности приказом министра образования и науки РФ.
"75% наших выпускников точно остаются на Дальнем Востоке"
— Татьяна Валерьевна, в 2010-е годы обсуждали, что ВВГУ — на тот момент ВГУЭС — вольётся в федеральный университет. Но университет решил сохранить самостоятельность. По прошествии времени можете оценить, насколько это решение было оправданным?
— Это был момент истины! Коллектив встал как один. Мы чувствовали: стать "винтиком" в большой системе — значит потерять душу.
Наша миссия — растить кадры для Дальнего Востока. Поэтому программы университета и по высшему и по среднему профессиональному образованию интегрированы с региональными потребностями. Наша статистика показывает, что 75% наших выпускников точно остаются на Дальнем Востоке.
— Что собой сейчас представляет ВВГУ?
— Наш университет — это образовательная организация с многоуровневой системой подготовки: начальное, среднее образование, среднее профессиональное образование (СПО) и высшее образование всех ступеней — это бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура.
В ВВГУ сейчас учится порядка 12 тысяч студентов, из них студентов высшего образования около 9 тысяч человек.
Программы высшего образования в университете реализуются по 115 направлениям подготовки.
— Как представлены в университете студенты из других стран?
— Иностранных студентов у нас 650 человек. В основном, конечно, это Китай — около 80%. Но учатся также ребята из Лаоса, Камбоджи, из Юго-Восточной Африки, Эфиопии, Египта. Был пул студентов из Северной Кореи — обучались на магистерской программе, уже закончили.
Сейчас мы переходим на новый формат работы с китайскими студентами. Это так называемые сетевые образовательные программы (СОП). Как и большинство университетов во Владивостоке мы ограничены местами в общежитии. А у иностранных студентов желание учиться у нас достаточно большое.
СОП позволяет студенту жить в Китае, заниматься по нашим образовательным программам, приезжать к нам на четвертом курсе, если он бакалавр, и, соответственно, сдавать экзамены, защищать выпускную квалификационную работу и получать наш диплом.
— То есть это дистанционное образование?
— Нет. Первые два года студенты учатся в китайском вузе, и обязательно русскому языку — мы открыли центр русского языка в Харбине. Далее на третьем курсе они уже плотно входят в наши образовательные программы, и на четвёртом курсе приезжают сюда, во Владивосток.
К слову, с КНДР мы тоже начинаем работать, и это наша перспектива. Планируем заключать договоры с университетами по сетевым образовательным программам. Сейчас ведём переговоры.
— Как в сегодняшних условиях строится сотрудничество с иностранными вузами?
— У нас есть программы "двух дипломов" и стажировки для студентов. В основном это сегодня опять же Китай. Мы формируем группы студентов, у которых есть интерес к образованию за рубежом.
— Какие направления интересны иностранцам в ВВГУ? Языковые программы?
— Не только. Иностранные студенты выбирают то, что им понятно и полезно. Пользуются популярностью экономика, менеджмент, языковые направления подготовки, маркетинг, журналистика.
"Владивостоку нужен межвузовский кампус"
— Студенты из каких регионов, кроме Приморья, учатся в ВВГУ?
— Представлен весь Дальний Восток. Есть у нас студенты из Самары, Саратова, Московской области, Сибири, в частности, Красноярска.
Когда ездим по российским городам с образовательной ориентацией, рассказываем об университете, Приморском крае, Владивостоке, наших возможностях, чтобы появилось желание сюда приехать.
Есть проблема с проживанием студентов, и наши региональные власти, на мой взгляд, должны это услышать. Когда в Хабаровске построят межвузовский кампус, когда на Сахалине построят кампус мирового уровня, на мой взгляд, Приморский край потеряет конкурентное преимущество.
Совет ректоров Приморского края выходил с предложением включить в мастер-план Владивостока строительство межуниверситетского кампуса для проживания студентов, как это есть в Санкт-Петербурге, Новосибирске, других городах. У каждого университета там есть определённые квоты, места, они за этим всем следят, вкладывают финансы, содержат, ремонтируют. Университет, а значит и регион, получают ваозможность принимать больше абитуриентов.
— Какие направления популярны? Можете назвать топ специальностей в ВВГУ по набору?
— Популярны все направления. В топе-2024: юриспруденция, IT, экономика, педагогика, инженерные направления и туризм.
Три года назад университет открыл Колледж информационных и креативных технологий (IThub Владивосток), в нем обучение топовым IT-профессиям идёт по совершенно другой системе, со студентами работают только практики, ребята уже на втором курсе и игры пишут, и приложения.
Инженерную школу ВВГУ развиваем с упором на нефтегазовое и горное дело, мехатронику и робототехнику, техносферную безопасность. К 2030 году хотим, чтобы 50% программ были инженерного направления.
Среди лучших в своей сфере — Высшая школа кино и телевидения. Она у нас мегапопулярная.
ВВГУ систематически проводит Дни открытых дверей (6+), на которых родители и ребята могут познакомиться с университетом, его инфраструктурой, условиями обучения и программами. В эти дни, буквально 5 апреля состоится такое мероприятие. Приглашаем.
— Что самое дорогое?
— Программы среднего профессионального образования. От 150 тысяч в год — это Колледж сервиса и дизайна, и до 300 тысяч — в Колледже информационных и креативных технологий (IThub Владивосток).
Учащиеся пользуются всей инфраструктурой университета. Преподаватели — те же, кто преподает в университете. Лабораторная база, плюс высокий уровень молодежной политики. Университет дает студентам СПО конкуретные преимущества.
— А на программах высшего образования?
— Средняя цена 230 тысяч. Самое дорогое — дизайн. В этом направлении нормативная себестоимость очень высокая. Дальше идёт юриспруденция, экономика.
— СПО в ВВГУ на 100% коммерческое?
— Практически да.
— От чего это зависит?
— От системы финансирования. Мы подчиняемся Министертству науки и высшего образования РФ, а оно финансирует только высшее образование. Все колледжи финансирует край. Хотя сейчас мы вошли в федеральный проект "Профессионалитет" по СПО и обсуждаем с краем бюджетное финансирование.
"С ИИ всё просто: нельзя опоздать. Надо или подключаться, или уже отдыхать"
— Несколько лет назад в университете открылась VR-лаборатория. Что ещё появилось продвинутого, инновационного за последний год? Какие новые планируете направления в ближайшие годы?
— Мы каждый год открываем новые лаборатории. Два года назад открыли "Кибер-арену", сформировали команды кибер-спортсменов. Ребята участвуют в соревнованиях и имеют хорошие результаты.
Сейчас открываем ресторан в Колледже сервиса и дизайна на Тихой. Наш университет стал участником федерального проекта "Профессионалитет" и в рамках этого проекта строим лаборатории туристического и гостиничного бизнеса. Считаем себя лидерами в этой области.
В университете появились лаборатории креативной индустрии, дизайна. В них используется новейшее оборудование, которое позволяет, к примеру, проводить 3D-примерки. В планах — возродить Театр мод.
Огромное спасибо нашим партнёрам. В ВВГУ в 2023 году открылась аудитория Сбера, банк оборудовал её IT-техникой. Мы открыли коверкинг с Альфа-банком. Сейчас планируем открывать студенческое пространство с банком Дом.РФ и с банком ВТБ. И, на мой взгляд, это хорошая интеграция с реальным сектором экономики, финансовой сферой, потому что они не только открывают пространства, еще и ведут занятия.
— Университет каким-то образом внедряет ИИ?
— У нас есть лаборатория искусственного интеллекта. Мы сейчас вводим курс по искусственному интеллекту. Нельзя опоздать с этим делом, потому что мы понимаем, что это завтрашний день. Главное — научить студентов работать с технологиями, как когда-то с интернетом.
Сейчас уже все понимают, что дискутировать по поводу искусственного интеллекта, нет смысла. Надо или подключаться, или тогда уже отдыхать.
"В ВВГУ 25% преподавателей — это практики"
— Как ВВГУ реализует стремление к тому, чтобы образование было более практикоориентированным? Ведь часто говорят об этом разрыве: чему учат в университете, и что нужно в реальном секторе.
— Владивостокский государственный университет одним из первых вузов России сделал ставку на практико-ориентированный подход в обучении. Ещё 15 лет назад, задолго до того, как тренд на интеграцию образования и реального сектора стал массовым, ВВГУ внедрил уникальную модель "7+1": семь семестров студенты осваивают теоретическую базу в аудиториях, а весь восьмой семестр полностью посвящён практике на предприятиях, в государственных организациях или коммерческих компаниях. Такой подход позволяет не просто дополнить теорию реальным опытом, но и глубоко интегрировать профессиональную среду в образовательный процесс.
Ежегодно в ноябре весь четвертый курс отпускаем на стажировку, которая длится восемь месяцев. В большинстве случаев студенты идут по тому направлению подготовки, по которому учатся. За время практики студенты приобретают практические навыки, которые невозможно получить в рамках лекций и семинаров, учатся решать реальные задачи, с которыми сталкиваются специалисты в их области, налаживают контакты с будущими работодателями, что часто становится стартом успешной карьеры.
Для предприятий это возможность "воспитать" кадры под свои требования, оценить потенциал студентов и сократить время на адаптацию молодых специалистов.
— Практикоориентированность невозможна без привлечения к образовательному процессу людей из реального сектора. Возможно, это ошибочное мнение. Но всё же, как строится кадровая политика университета?
— Это правильное мнение. Люди делятся на две категории: или они теоретики, или практики. Для теоретиков обязательна учёная степень, а практики делятся реальным опытом. У нас 25% преподавателей — практики из бизнеса и госструктур. Например, юристов учат сотрудники силовых ведомств.
О тренде на рост женского участия в топ-менеджменте высшей школы
— Женщин-ректоров в России всего 11%. Какой вы видите их роль?
— Когда я только стала ректором 10 лет назад, женщин в этом звене было 2%. Женский стиль руководства часто акцентирован на созидании: формировании комфортной среды, эстетической гармонии и внимании к коллективным потребностям. В то время как мужчины-лидеры традиционно фокусируются на структурной эффективности и рациональных решениях, женский подход дополняет систему эмоциональным интеллектом и социальной ответственностью.
Однако вопрос не в противопоставлении, а в синергии: гендерное равенство подразумевает партнерство. Ключевым становится не доминирование одного подхода, а баланс, при котором сильные стороны обоих гендеров объединяются для решения комплексных задач.
И я уверена, что этот тренд сохранится. В ВВГУ гендерный баланс в руководстве 50/50. В таком альянсе — залог прогресса. Управление университетом — это большая ответственность в режиме многозадачности.
— Нередко звучат мнения о том, что высшее образование переживает кризис. И это не российская, а мировая проблема. Выпускники колледжей считают, что уровень СПО достаточен для того, чтобы "бодро" чувствовать себя в жизни. Так ли это? И где сегодня место академическому образованию?
— Исторически в России высшее образование всегда было в приоритете. И, наверное, еще долго мамы будут говорить детям: тебе нужно получить высшее образование.
Конечно, это задача университетов — соответствовать тому, чтобы студенты видели разницу между СПО и высшим образованием. Это совершенно другой уровень.
Я получала инженерно-экономическое образование. Нам очень много давали самых разных дисциплин. Сопромат, термех… И мы думали, зачем это? А это было за тем, чтобы развить у экономистов системность мышления.
Когда мы перешли на бакалавриат, четырехлетнее образование, многое просто "подсократили". "Выкинули" всю математику, физику. И, конечно, разница между средним профессиональным и высшим образованием несколько стерлась.
Сейчас мы возвращаемся к фундаментальному высшему образованию. Делаем упор на системное мышление, работу с технологиями будущего, будь то искусственный интеллект или креативные индустрии, без которых невозможны прорывы в любой профессии. Наши выпускники — это те, кто меняет Дальний Восток здесь и сейчас.
Интервью взяла Ольга Кишаковская.