Дарья Кольчурина — мастер по ремонту цифровой техники из Владивостока. У некоторых клиентов в телефоне она записана, как "Даша-мастер". Она признается, что иногда приходится выслушивать звонки от разгневанных жен, которым сложно представить женщину с паяльником, чинящую материнскую плату или видеокарту. Но это не такая уж редкость, и герой нашего интервью — тому подтверждение. Корр. ИА PrimaMedia поговорил с Дарьей Кольчуриной о специфике ее работы, разнице между DIP-пайкой и BGA-пайкой, проблемах Iphone"ов 15-й и 16-й моделей и многом-многом другом.
— Дарья, здравствуйте! Расскажите, как вы решили стать специалистом по ремонту цифровой техники. Что больше всего привлекает в этом деле?
— Я пришла в эту сферу благодаря мужу, который открыл свой сервисный центр после работы инженером. Меня всегда привлекала техника — с детства я наблюдала за тем, как мой дедушка и папа паяли и ремонтировали устройства. Эти воспоминания стали основой моего интереса к ремонту. В 2017 году, когда муж открыл сервис, я начала работать администратором, чтобы понять специфику бизнеса. Спустя полгода начала уже сама ремонтировать технику: разбирала и собирала ноутбуки и телефоны, научилась менять разъемы, аккумуляторы и дисплеи. Потом я стала руководителем сервиса и продолжаю развиваться в этой области. Теперь замена матрицы на ноутбуке занимает у меня всего 15 минут!
Вообще, мы ориентируемся на сотрудничество с сервисными центрами. Квалифицированных инженеров сейчас не хватает. Многие сервисы ограничиваются приемом техники и открывают мобильные точки, то есть они отправляют устройства на ремонт в другие места, а сами занимаются простым ремонтом: заменой разъемов и дисплеев. Более сложные работы выполняют специализированные сервисы, такие как мой, где есть все необходимые лицензии и оформленные налоги. Я обслуживаю 20-25 таких сервисов, общение поддерживаем через группы в WhatsApp (18+ или Telegram (18+), согласовываем цены и организуем ремонт.
— Сколько, в среднем, работы в день?
— Ситуации бывают разные. Иногда может не поступить ни одного устройства, особенно перед праздниками. В другие дни может прийти большое количество — от 5 до 6 сервисов могут отправить 50 устройств одновременно. В этом случае я все принимаю, вношу их в свою базу данных, подписываю и начинаю работать. Я разбираю каждое устройство, отмечаю необходимые детали для ребят, упаковываю его обратно в коробку и жду согласования. За неделю с 31 марта по 6 апреля, например, мне нужно было выполнить 50 заказов.
— Какой у вас опыт работы и с какими трудностями сталкивались за это время?
— Работаю в сервисе уже 8 лет. С 2017 по 2019 год наработала базу знаний о типичных проблемах различных устройств. Сложность заключается в понимании специфики: прием устройства, диагностика, согласование ремонта и выдача. Когда ты освоил эти этапы, работа становится спокойнее. Важно также правильно донести информацию до клиента, чтобы он осознал — стоит ли ремонтировать устройство или лучше вложить деньги в новое. Например, если приносят ноутбук 2009 года, я объясняю, что в 2025 году он уже устарел и, возможно, лучше купить новый. Большинство клиентов это понимают, но есть и те, кто привязан к своему устройству и готов тратить любые деньги на его ремонт. В таких случаях приходится искать запчасти, что иногда обходится дороже самого устройства…
— Поделитесь своим первым опытом трудоустройства. Было ли это связано с той, специальностью, на которую учились?
— В данный момент я получаю второе среднеспециальное образование "Компьютерные системы и комплексы", а на первое — в области детской психологии — поступила в 2015 году. Что касается работы, что в 2011 году начала с контролера в детском парке аттракционов. Следила за безопасностью детей, убирала игровые площадки. Мне очень нравилась эта работа: свежий воздух, хорошая оплата и постоянное движение. Дети дарят энергию и радость, их смех и игривость всегда поднимают настроение. Через пару недель мне предложили стать администратором парка из-за моего рвения и трудолюбия. Несмотря на то, что я была несовершеннолетней, мне доверили руководить командой из десяти человек! Работали так вместе с 2011 по 2015 год и создали отличную атмосферу. Зарплата для подростка была хорошей — 1500 рублей в день. Однако работа была физически тяжелой: приходилось заниматься установкой и обслуживанием аттракционов, соблюдая при этом технику безопасности. Этот опыт стал для меня ценным в плане общения с людьми и детьми. Ответственность в детском парке всегда выше. Родители часто оставляли своих детей под нашей опекой, и это требует внимательности и заботы.
— Бывали происшествия?
— Да, у нас был случай, когда порыв ветра унес батут вместе с ребенком. Мы заранее предупреждали директора парка о необходимости сдуть батуты из-за сильного потока ветра, но он не послушал нас, уверяя, что ветер не такой уж сильный. Тогда я села на лавочку напротив батута, чтобы следить за ситуацией и быстро отреагировать. Внезапно он поднялся в воздух вместе с ребенком. К счастью, обошлось без серьезных травм — у девочки был только сильный испуг. Мы вызвали скорую на всякий случай, чтобы проверить, нет ли сотрясения или других проблем. Врачи подтвердили, что с ребенком все в порядке, родители отреагировали на ситуацию очень спокойно и адекватно. Их поддержка была важна — если бы не их реакция, возможно, другие родители могли бы сильно возмутиться и даже потребовать разбирательства. В итоге все закончилось хорошо.
— Почему именно детская психология?
— Я выбрала путь психолога из любви к детям и стремления решить свои ментальные проблемы. Многие специалисты приходят в эту сферу, чтобы разобраться в себе. Когда я начала обучение, у меня не было средств на терапию, и психология в России, особенно детская, была недостаточно развита. Я изучала литературу, чтобы понять свои проблемы и выработать подход к воспитанию будущих своих детей, который не травмировал бы их.
— Почему решили не работать по специальности?
— Потому что уже начала свою карьеру в сервисе, и это меня переманило. В первое время работы я продолжала оказывать консультации знакомым, у которых есть дети. Я делилась с ними советами по воспитанию, помогала разобраться с кризисами трех, пяти, семи лет и пубертатным периодом. Этот опыт мне близок, так как я сама прошла через эти этапы и помню, как они на мне сказались. Клиенты часто благодарят за советы, которые помогли им наладить отношения с детьми. Например, одна мама рассказала, что после нашего разговора они смогли обсудить проблемы с ребенком, и все наладилось. Я считаю, что даже небольшая помощь или совет могут иметь весомое значение.
— Пригодилось ли ваше первое образование в работе? Как можно улучшить систему образования, на ваш взгляд?
— Мое образование психолога помогло мне лучше понимать людей и их потребности. Я быстро определяю — хочет ли клиент сэкономить и получить услугу быстро или готов заплатить за срочность. Психология играет важную роль в оценке состояния клиента. К сожалению, текущее обучение не приносит мне новых знаний, так как я уже владею необходимой спецификой. Если бы я выбрала другую специальность, например, электроэнергетику, то получила бы больше практических навыков. Система образования, на мой взгляд, средняя. Ее можно улучшить, обновив учебные материалы, так как многие из них устарели. Также важно уделять внимание современным технологиям и искусственному интеллекту, который становится частью нашей жизни.
— Существует легенда, что работодатели ждут молодого специалиста с 20-летнем опытом работы, сталкивались ли вы с таким?
— Я работала в найме немного. Сейчас работодатели становятся моложе, а молодое поколение более лояльно относится к начинающим специалистам, позволяя им развиваться и нарабатывать опыт. У меня есть сотрудник, который отлично разбирается в ремонте видеокарт. Он учился у меня и моих коллег, а затем решил работать самостоятельно. Я благодарна ему за совместную работу и не вижу смысла вставлять ему палки в колеса — наоборот, желаю успеха. Если бы все руководители так относились к своим подчиненным, атмосфера на работе была бы гораздо лучше. Многие люди приходят на работу ради стабильности, как учили наши родители, но сейчас это не актуально. Я могу работать мастером по ремонту цифровой техники, а затем перейти в психологию. Важно, что мы становимся более коммуникабельными. Запрос на большой опыт работы чаще встречается в государственных учреждениях, тогда как частные компании готовы инвестировать в развитие своих сотрудников.
— А что насчет заработной платы? В начале карьеры обычно она небольшая, поэтому молодые специалисты идут работать официантами. Как это было у вас, и хватает ли ее на данный момент?
— Первоначальная зарплата была 28-30 тысяч рублей в месяц. Сейчас, она значительно выше.
— Некоторые считают, что ремонт техники — не женское дело. Что вы об этом думаете?
— В начале карьеры многие осуждали мой выбор, ведь "девушка-мастер" — это редкость. Со временем люди поняли, что профессии не имеют пола. Сейчас мы видим мужчин в "женских" профессиях и женщин в "мужских". Это здорово, потому что мир меняется. Скептицизм со стороны мужчин часто связан с недоверием к специалистам, независимо от пола. Женщины же иногда реагируют с ревностью, особенно если их партнеры обращаются ко мне. Я стараюсь общаться с обоими, чтобы избежать неловких моментов. Некоторые клиенты хранят мой номер как "Даша-мастер", и это приводит к забавным ситуациям, когда их жены звонят с вопросами или приезжают ко мне, чтобы разобраться. Я понимаю, что многие люди травмированы и могут проявлять агрессию из-за своих проблем. Раньше это меня сильно задевало, но сейчас я спокойно отношусь к критике. Бывает, что спустя время клиенты приходят и извиняются за свои слова. Я стараюсь создать дружелюбную атмосферу: у меня в шкафу всегда есть шоколадки для тех, кто в плохом настроении. Это помогает наладить контакт и показать, что я здесь, чтобы помочь.
— Где и как вы учились паять?
— Когда начала работать в сервисе, мне стало интересно попробовать самой ремонтировать цифровую технику, и я попросила мужа купить паяльник и припой. Использовала донорские платы для практики, аккуратно припаивая элементы до тех пор, пока не добивалась идеального результата. У нас есть три основных вида пайки: DIP-пайка — компоненты вставляются в плату, и их ножки припаиваются с обратной стороны, SMD-пайка — элементы кладутся на плату и припаиваются с обеих сторон, BGA-пайка — это процесс установки чипов с шариками, например, снятых с материнской платы. Я владею всеми тремя видами, что является базой для мастера по ремонту.
— А кто-то следил за тем, как вы учитесь?
— Мой супруг. У него высшее образование в области электроэнергетики и среднее специальное образование по кибербезопасности. И опыта больше, поэтому обучал меня всем тонкостям, делился своими знаниями и навыками.
— Какой случай ремонт для вас выдался самым сложным?
— Мы не смогли отремонтировать видеокарту — только диагностировали и отказали в ремонте. Дело в том, что она приехала из Китая с пломбами, но при осмотре мы обнаружили сквозное отверстие и повреждения, вызванные перегревом. Эта проблема часто встречалась в период "майнинга", когда китайские поставщики иногда обманывали покупателей. Сложные ремонты, такие как межслойные обрывы, требуют особого внимания. Платы современных устройств состоят из нескольких слоев: текстолита и медных дорожек. Если влага проникает внутрь через сквозные отверстия, это может привести к коррозии меди и обрывам дорожек. Такие повреждения сложно диагностировать и восстанавливать, так как требуется тщательный анализ сигналов и напряжений на различных участках платы. Мы используем схемы Boardview для отслеживания сигналов и нахождения поврежденных участков. Стоимость ремонта устройства колеблется от 5 до 30 тысяч рублей. Сначала проводим диагностику. Если ремонт устройства оказывается нецелесообразным, мы сообщаем клиенту или сервису о необходимости полной замены материнской платы. В этом случае исследуем "Алиэкспресс" (16+) или "Таобао" (16+), чтобы определить стоимость нужной детали, доставки и нашей работы по пересборке устройства. Также можем рассмотреть варианты приобретения аналогичного устройства на вторичном рынке, используя Фарпост (16+), Авито (16+) или Юлу (16+).

Сквозное повреждение текстолита видеокарты. Фото: Предоставлено Дарьей Кольчуриной
— Получается, что все детали, которые вы используете в работе, закупаются на "Алиэкспресс" или "Таобао"?
— Да, иногда приобретаем у российских поставщиков. В Москве и Санкт-Петербурге существует такая практика, когда компании выкупают большое количество ноутбуков, разбирают их на запчасти и продают как "бывшие в употреблении". В этом процессе материнские платы часто используются в качестве доноров для извлечения других компонентов. В результате остаются платы без этих ключевых элементов, но с сохранением всех остальных, включая СМД-элементы, конденсаторы, резисторы и микросхемы. Это создает возможность для ремонта или замены частей устройств с использованием доступных запчастей.

Майнинг ферма. Фото: Предоставлено Дарьей Кольчуриной
— Почему именно китайские платформы?
— В России почти не производится собственная техника, что создает определенные сложности с ремонтом. Хотя у нас достаточно хороших советских радиодеталей, которые используются в музыкальном оборудовании и ламповых усилителях. Современные устройства, такие как игровые ноутбуки и дорогие телефоны, требуют более сложных запчастей.
— За все время работы встречались ли вам обманутые клиенты?
— Постоянно. Однажды мне принесли ноутбук с коротким замыканием из-за сломанного корпуса. Я объяснила, что без замены корпуса проблема не решится, но клиент не поверил и пошел по другим сервисам. В итоге, после десяти визитов в разные места, он вернулся ко мне и согласился заказать новый корпус. Некоторые клиенты ищут более дешевые варианты и не понимают, что это может привести к дополнительным поломкам. Я называю цену за ремонт, они могут уйти в другой сервис, где им озвучивают более высокую сумму или даже добавляют новые проблемы. В итоге они возвращаются ко мне, и я показываю, что первоначальная проблема была незначительной, а теперь устройство повреждено еще больше.
— С какими проблемами чаще всего обращаются в сервис?
— Чаще всего устройства заливают — около 80% случаев. При этом последствия могут варьироваться: иногда устройство может не пострадать, а в других случаях оно может выйти из строя навсегда.
— А как же лайфхак с рисом? Если залил устройство, то можно его положить в крупу, чтобы она впитала воду?
— Рис не вытягивает воду, а абсорбирует ее, запечатывая в устройстве. Нельзя также класть устройство в соль. Если мокрое устройство с батарейкой контактирует с солью, то начинается процесс коррозии, что может привести к замыканию и повреждению. Лучше всего сразу отнести устройство в сервисный центр, чтобы его обесточили. Чем быстрее отключат батарейку, тем выше шанс восстановления устройства.
— Какие гаджеты чаще всего ломаются?
— Я специализируюсь в ремонте ноутбуков, и около 98% моих ремонтов связаны именно с ними. Если бы я работала в телефонном сервисе, то, вероятно, основной поток клиентов составляли бы мобильные телефоны. В среднем, в типичном сервисном центре с инженерами, специализирующимися на ремонте как телефонов, так и ноутбуков, соотношение может быть примерно 60% (телефоны и планшеты) на 40% (ноутбуки, ПК и телевизоры).
— Вы когда-нибудь отказывали клиенту в ремонте?
— Да, такое часто случается. Люди ищут дешевые услуги: например, ремонт устройства стоимостью 150–200 тысяч рублей может составить 25–30 тысяч. Они начинают торговаться, не понимая, что запчасти стоят 15 тысяч, доставка — тысяча, а остальное — это моя работа и опыт. Когда они спрашивают, можно ли сделать дешевле, я объясняю, что не готова работать за меньшую сумму. В результате многие отказываются от ремонта. Я иногда предлагаю клиентам обратиться в другие сервисы, чтобы они поняли, что у нас честные цены. Часто они видят, что в других местах стоимость ремонта выше, и начинают ценить нашу работу. Если клиент приходит на совсем плохой ноте или начинает хамить, я предпочитаю отказать ему в обслуживании, ссылаясь на загруженность.
— Бывали такие случаи, когда вам приносили дорогую технику на ремонт, но в его результате она была окончательно сломана?
— Однажды произошла такая ситуация: у меня на складе стоял разобранный телевизор, клиентка зашла туда за мной и случайно сломала декодер — часть, отвечающую за вывод изображения. Этот декодер невозможно восстановить, так как в городе нет необходимого оборудования. Телевизор стоил около 20 тысяч рублей. Я честно позвонила клиенту и объяснила ситуацию. Мы обсудили варианты: либо я возмещаю полную стоимость, либо покупаю аналогичный телевизор. Он выбрал второй вариант и предложил оплатить половину стоимости ремонта, так как изначально принес нерабочий телевизор. В итоге мы купили ему аналогичный телевизор с немного большей диагональю, настроили его и доставили. Я также заранее предупреждаю клиентов о рисках. Некоторые мастера пытаются переложить ответственность при поломке на клиента, но это неправильно. В нашей сфере важно работать честно, иначе можно столкнуться с серьезными последствиями.
— В противостоянии Iphone и Samsung на какой стороне будете?
— Я предпочитаю Samsung, Iphone часто бывают "капризными". У каждой марки есть свои типичные неисправности. У Samsung, например, были проблемы с микросхемами памяти, из-за которых телефоны просто выключались. У Iphone 15-16 моделей — проблемы с дисплеями: появляются зеленые полоски и плохая влагозащита. Если в него попадает вода, то дисплей может начать гнить, но такие повреждения можно исправить с помощью специального оборудования.
— Сколько стоит починка такого дисплея?
— На 16-й серии Iphone замена дисплея может стоить 30−40 тысяч рублей, и это не так просто сделать. Дисплей нельзя просто заменить, так как он будет выдавать ошибки о несовместимости. Чтобы установить новый, нужно снять с оригинала специальную микросхему и перенести ее на новый экран. Это позволяет телефону распознать дисплей как родной. Функция прошивки запчастей делает ремонт более надежным, так как требует использования оригинальных деталей. Это защищает пользователей от некачественного ремонта в дешевых сервисах, где могут установить копии. Перекупщики часто ставят дешевые дисплеи и затем сталкиваются с проблемами при дальнейшей продаже устройства.
— Какой совет можете дать молодым людям, которые хотят работать в вашей сфере?
— Ремонт цифровой техники — это высокоответственная сфера, где важно учитывать все подводные камни. Устройство клиента может варьироваться от бюджетного телефона до дорогого ноутбука, и в случае ошибки лучше честно признаться и предложить компенсацию. Признание своих ошибок и умение принимать критику — ключевые качества для специалиста. С опытом приходит понимание, что не все люди честны, и важно постоянно обучаться, так как технологии быстро меняются. Постоянное развитие — залог успеха: изучайте литературу, смотрите обучающие видео и общайтесь с коллегами. Это поможет избежать ошибок и найти решения. Конкуренция в этой области не должна быть агрессивной, ведь клиентов хватит всем. Иногда возникают подставы и негативные отзывы, которые можно купить. Мы стараемся поддерживать хорошие отношения с клиентами, что отражается на отзывах. Стопроцентный рейтинг вызывает подозрения, так как отзывы могут быть фальшивыми.