С 6 по 8 июня 2025 года во Владивостоке, в большом зале Приморского краевого театра кукол, состоятся "Большие гастроли" (12+) Санкт-Петербургского театра "Кукольный формат" (КУКФО). Выступления организованы ФГБУК "Росконцерт" согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации "Большие гастроли" (12+). Владивостокские зрители увидят три постановки театра: "Вафельное сердце" (6+), "Ромео и Джульетта" (12+) по мотивам одноименной трагедии (12+) Уильяма Шекспира и "Птифуры. Бабушки" (12+), сообщает ИА PrimaMedia.
В преддверии гастролей в фойе Приморского краевого театра кукол прошла пресс-конференция с участием директор ГАУК "Приморский краевой театр кукол" Марии Ткачук, заместителя художественного руководителя КУКФО Христины Пасонен и ведущих актеров театра Ольги Донец и Кирилла Смирнова.

Пресс-конференция. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Справка. КУКФО ("Кукольный формат") — санкт-петербургский театр для детей и взрослых. Был создан выпускницей Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Анной Викторовой при поддержке кинорежиссера Тимура Бекмамбетова в 2003 году. За 20 лет театр участвовал во множестве международных и российских театральных фестивалей, проектов и благотворительных акций. Особое место в творчестве коллектива занимает проект "Великанцы", придуманный и созданный художественным руководителем КУКФО Анной Викторовой и актером театра и кино Михаилом Васильевым. Великанцы, — это куклы, которым тесно на театральной сцене, зато в перспективе городских улиц и площадей они выглядят гармонично. Декорацией для их представлений является сам город.
— Мы продолжаем наш юбилейный сезон и сегодня принимаем новый гастрольный коллектив, совсем непростой. У них это первые гастроли на Дальний Восток. Театр является лауреатом "Золотой Маски" (12+) и "Золотого софита" (12+), поэтому мы очень рады, что у нас есть возможность показать нашим зрителям творчество этого коллектива в нашем театре, — сказала Мария Ткачук, начиная пресс-конференцию.
— На Дальнем Востоке мы с "Большими гастролями" впервые. Но с этим проектом мы объехали уже почти всю страну, в прошлом году побывали на Урале — в Екатеринбурге и Челябинске. "Большие гастроли" — это крупный проект Министерства культуры Российской Федерации и Росконцерта. И мы приехали сюда при их поддержке. Это очень значимый проект для всей страны. Благодаря ему театры могут обмениваться гастролями. Для нашего театра очень хорошо, что министерство культуры поддерживает не только государственные, но и негосударственные театры, такие, как наш, — отметила Христина Пасонен.

Христина Пасонен. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
По ее словам, в программу "Большие гастроли" вошли четыре театра кукол, три из них — государственные и только один негосударственный — именно КУКФО.
Журналистов, конечно, интересовало, какое место занимают в постановках куклы (как известно, искусство кукольных представлений становится в наши дни всё более синтетическим, что предполагает активное участие в действии актеров как таковых). Артисты КУКФО рассказали, а главное, показали, какие куклы заняты в спектаклях театра и как они "играют" свои роли.

Ольга Донец и Кирилл Смирнов. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
При этом размер кукол, в общем-то не имеет значения, — когда с ними работают настоящие мастера, зритель видит только куклы и совершенно не обращает внимание на кукловода, что и продемонстрировала Ольга Донец, "показав" журналистам одну из героинь спектакля "Птифуры. Бабушки" — тростевую куклу активной старушки-блогерши, которой можно писать и в "личку", если есть желание получить какой-нибудь оригинальный кулинарный рецепт или получить рекомендации по поводу вязания особо теплой и приятной глазу кофты. Журналисты не остались в долгу и наградили старушку, а вместе с ней Ольгу Донец громкими аплодисментами.

Ольга Донец. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Не менее интересно и поучительно, кстати говоря, было наблюдать за тем, как Кирилл Смирнов управлялся с маппет-куклой старика Монтекки, отца пылко влюбленного Ромео, вдев в рукава куклы собственные руки. Такой симбиоз человека и куклы многие видели впервые.
В спектаклях, которые увидят приморские зрители, используется несколько видов кукол — перчаточные, планшетные, марионетки и маппеты.
— Один из девизов нашего театра "Мы очень любим похулиганить". И именно те форматы кукол, которые мы привезли сюда, больше всего позволяют это сделать. Именно похулиганить, — раскрыл главный секрет гастролей Кирилл Смирнов.

Кирилл Смирнов. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
С этой точки зрения становится понятным, почему классическая трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" превратилась в "трагедию в петрушках: сквозь смех и слезы". В спектакле заняты всего три актера: Ольга Донец, Кирилл Смирнов и еще Александр Лозицкий, который на пресс-конференции не присутствовал. Зато кукол в постановке предостаточно. Так, главные герои выполнены в системе "петрушек", которая выбрана не случайно: способ управления такой куклой позволяет добиться особого эффекта и в боевых сценах, и в любовных диалогах. Также в спектакле используются "мимирующие" куклы, куклы-"мотанки", ну и маппеты.

Бабушка, которая любит птифуры. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
В литературной основе спектакля "Птифуры. Бабушки" — "лимерики", короткие шутливые стишки родом из Англии. В "кулинарной" основе — птифуры — маленькие пирожные, в спектакле переродившиеся в крохотные забавные и одновременно грустные истории, случившиеся с бабушками и дедушками. Спектакль о том, как трудно спрятать свое одиночество даже за самой веселой шуткой.
"У Эдварда Лира, Маршака и Хармса, Генриха Сапгира и Олега Григорьева — у всех у них есть короткие истории про старичков и старушек. Мы собрали эти истории, а объединило их стихотворение Маши Рупасовой "Старушкопад" (12+). С их помощью мы хотим объяснить зрителям, как интересно дружить с бабушками и дедушками и как важно их любить", так объяснила когда-то режиссер-постановщик и художник-постановщик спектакля Анна Викторова.

Христина Пасонен, Ольга Донец и Кирилл Смирнов. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia