Как называют тех, кто рисует волшебство в фильмах и сериалах? Волшебниками? Нет, это работа VFX-специалистов. Именно благодаря им привычные нам кадры превращаются в нечто большее и захватывающее. Но как именно это происходит? Какой визуальный эффект самый сложный для создания? И как продакшн-студия из Владивостока заявила о себе в фильме "Чебурашка" (6+) и голливудском проекте? Корреспондент ИА PrimaMedia встретилась с руководителем производства продакшн-студии Megapolis CG Ильей Лакиза и получила ответы на эти и многие другие вопросы.

Илья Лакиза. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Илья, как вы решили связать свою жизнь с видеовизуалом?
— Мой путь начался 15 лет назад в сфере event-менеджмента. Уже в 2012-ом году я переключился на видеосъемку, начиная с частных мероприятий. К 2015-му году мы вышли на рынок коммерческого видео и рекламы под брендом "Мегаполис Видео", который успешно существует и сегодня. Этот опыт привел нас к постпродакшну и в 2020-ом году трансформировался в запуск студии визуальных эффектов и графики Megapolis CG. Накопленные компетенции позволили нам перейти к федеральным рекламным проектам, а затем и к киноиндустрии. Этот путь — не только история нашей компании, но и отражение моей личной тяги работать над визуальным контентом, вызывающим зрительский отклик.
— Можете поделиться своими достижениями и главными сложностями?
— Достижением считаем наше участие более чем в 20-ти кинопроектах, учитывая, что мы относительно небольшая студия из Владивостока. За пять лет работы — это хороший результат, на наш взгляд. Моя задача как руководителя производства — обеспечить высокое качество услуг благодаря сильной команде, которая является нашей главной ценностью. Сложности, безусловно, есть. Владивосток — удаленный от киноцентров регион, и мы ощущаем это в кадровом вопросе. Поиск, удержание и развитие квалифицированных специалистов требуют постоянной работы и инвестиций в обучение.
— Какие проекты, реализованные вашей студией, вы считаете наиболее значимыми и почему?
— Несколько проектов значительно повлияли на развитие нашей студии. Хотя они, возможно, не так известны широкой публике, как блокбастеры, выходящие в массовый прокат, но для нас они стали важными этапами. Например, сериал "Эпидемия" (18+) был одним из первых крупных проектов, где мы получили бесценный опыт. Участие в создании "Чебурашки" (6+), пусть и в небольшом объеме, принесло нам широкую известность: мало кто тогда ожидал увидеть в титрах студию из Владивостока. И из недавнего — сериал "Инкассаторы" (18+), у которого скоро релиз. Это проект, где всю графическую часть мы выполнили самостоятельно, что большая редкость для производства, где обычно задействовано несколько студий.
— Сколько времени занимает постпродакшн?
— Продолжительность этого этапа варьируется от 2-3-х месяцев для сериалов до полугода и более для крупных проектов, таких как "Чебурашка" (6+).
Многие не знакомы с понятием VFX, представляя его лишь как добавление взрывов и спецэффектов. На самом деле, это гораздо шире. Мы занимаемся созданием самых разнообразных визуальных эффектов: взрывы, магические трансформации, появление и исчезновение персонажей, создание 3D-объектов. Также мы выполняем незаметную, но важную работу по удалению или добавлению элементов в кадре. Это может быть удаление лишних объектов на заднем плане — дома или кондиционеры, добавление фонов — горы, леса, другие планеты, что особенно актуально при съемке на зеленом или синем фоне. Кроме того, современные технологии позволяют менять лица актеров. Замена лиц с использованием ИИ — одна из активно развивающихся областей в кинопроизводстве. И вся эта "магия" — результат кропотливой работы VFX-специалистов.
— А какие из этих эффектов самые сложные для создания?
— Самыми сложными можно назвать создание персонажей и природных катастроф. Например, реалистичный дракон, как в "Игре престолов" (18+), требует больших команд и высококлассных специалистов. То же самое относится к цунами, масштабным пожарам, разрушениям. Мы пока только начинаем осваивать этот уровень сложности, но намерены активно развиваться в этом направлении.
— Что насчет конкуренции на рынке VFX?
— Основные конкуренты сосредоточены в западной части России, где расположены киностудии и производится подавляющее большинство фильмов. На Дальнем Востоке мы, по сути, единственная специализированная студия, работающая на федеральные проекты. Конкуренция ощущается прежде всего за кадры: рынок молодых, но уже опытных специалистов в VFX ограничен, и каждая студия борется за лучших. Мы делаем ставку на обучение внутри команды и развитие собственных кадров.
— Поделитесь планами по развитию студии на ближайшие годы. Какие новые направления или проекты вы планируете развивать?
— Наша цель — стать крупнейшей российской студией постпродакшна в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Хотим участвовать в международных проектах, сотрудничать не только с российскими, но и с азиатскими заказчиками.
Мы хотим, чтобы Владивосток стал известен в Азии, как центр высококачественной графики для кино.
Наша стратегическая цель — соответствовать стандартам качества, характерным для ведущих мировых кинопроектов. И мы к этому уверенно движемся.

В студии Megapolis CG. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Есть ли сейчас еще какие-то проекты, над которыми вы работаете?
— В силу специфики работы, мы не можем разглашать информацию о проектах, над которыми работаем, включая даты выхода и детали участия нашей студии. Могу лишь подтвердить, что мы работаем как над российскими сериалами и фильмами для различных платформ, так и над международными проектами. Из недавних завершенных работ могу назвать участие в создании сериала "Наследники" (18+), который выходил на СТС, сериала "Последний богатырь: Наследие" (6+), российско-китайского фильма "Красный шелк" (16+), сериала " Натали и Александр" (18+), а также над фильмом "Авиатор" (12+). В данный момент мы также задействованы в проекте, премьера которого ожидается в 2026-ом году.
— Вы принимали участие в создании фильмов и сериалов разных жанров. В каком из них вам интереснее работать?
— Нам нравится работать в жанре фантастики, поскольку они, как правило, предполагают больше визуальных эффектов, предоставляя более широкий простор для творчества и экспериментов с разнообразными и интересными спецэффектами, превращениями и магическими элементами. Однако, мы готовы работать и над проектами других жанров!
— Вы не только руководитель, но и продюсер, оператор. Как удается совмещать разные роли?
— Я правда долгое время занимался продюсированием. А камеру, честно говоря, давно в руки не брал. На текущий момент мне нравится управлять командой, способствовать ее развитию и создавать качественный продукт. Благодаря структуре нашей компании, объединяющей продакшн и постпродакшн студии, я все еще принимаю участие в креативном процессе, генерируя идеи для новых проектов, в том числе рекламных роликов. Это разнообразие задач приносит мне большое удовлетворение.
— Что вдохновляет вас в работе? Какие тренды и изменения в сфере VFX вы считаете наиболее интересными?
— Вдохновляют большие проекты. Это серьезный вызов для студии из Владивостока, но и невероятный опыт.
Быть частью большой киноиндустрии и видеть наше имя в титрах масштабных фильмов — это огромная мотивация для всей команды.
Понимание того, что мы не просто выполняем техническую работу, а влияем на эмоции зрителей, на их смех и слезы. Мы — часть большой цепочки, но наш вклад важен, и это невероятно приятно осознавать. Мы всегда всей командой идем на премьеры, чтобы вместе с другими зрителями испытать те эмоции, которые мы помогли создать. Это уже традиция: мы дожидаемся титров, чтобы увидеть название нашей студии.
Говоря о трендах в кинопроизводстве, нельзя не отметить стремительное развитие нейросетей, которые уже начинают интегрироваться в производственные процессы. Это, безусловно, позитивный тренд, сулящий дальнейшее улучшение качества. Что касается жанровых предпочтений, то я не вижу явных тенденций к сокращению или увеличению производства фильмов каких-либо конкретных жанров. Выходят и блокбастеры, и арт-хаус, а графика подстраивается под стилистику каждого фильма. Однако, очевиден общий тренд на повышение качества графики и фотореализма. За последние несколько лет мы наблюдаем постоянное улучшение качества визуальных эффектов. Эта тенденция будет сохраняться и дальше.
— Есть ли вероятность того, что вскоре нейросети полностью заменят VFX-дизайнеров?
— Нейросети уже активно используются многими студиями, включая нашу, и это заметный тренд последних лет. Они автоматизируют некоторые рутинные задачи, ранее выполняемые вручную, но пока не заменяют человека полностью, особенно в творческом процессе. Мы внедряем нейросети и не видим в этом никаких серьезных угроз, наоборот, это открывает новые творческие возможности.
— Можете поделиться, какими нейросетями пользуетесь?
— В сфере генерации контента мы используем доступные онлайн-сервисы, например, такие как Google"s Veo 3, китайский сервис Kling и Runway. Это общедоступные инструменты для генерации видео, и их эффективность зависит от умения пользователя. Помимо генерации статики и видео, нейросети применяются и в более сложных производственных процессах, но подробности я раскрывать не могу.
— Как вы оцениваете современную тенденцию к киноадаптации мультфильмов, учитывая негативную реакцию фанатов на изменения в образах любимых персонажей?
— Ну, это глобальный вопрос. В России тоже последние годы наблюдается тенденция к киноадаптации классических произведений, таких как "Простоквашино" (6+), "Летучий корабль" (6+), "Бременские музыканты" (6+), "Волшебник Изумрудного города" (6+) и другие. Лично я не вижу в этом ничего плохого. В любом случае, будет "голосовать" зритель. В этом нет никакой проблемы. Я считаю, что стоит пробовать — почему бы и нет? Как показывают кассовые сборы в России, есть примеры успешных проектов. Например, "Чебурашка" (6+) — это, по сути, адаптация мультфильма в киноформате с новым визуальным стилем и интерпретацией, сборы составили несколько миллиардов рублей. Вторая и третья части уже находятся в производстве. Это подтверждает, что такая концепция работает.
— Есть ли отечественные проекты, которые вызывают у вас визуальное восхищение? Какие?
— У меня, безусловно, есть профессиональная деформация, и я стараюсь увидеть интересную графику даже в фильмах, которые не отличаются высоким уровнем. Я часто учитываю бюджет проекта и понимаю, что для определенной суммы графика выглядит весьма неплохо. Поэтому стараюсь оценивать фильмы с профессиональной точки зрения, анализируя различные факторы, а не просто делая вывод о том, хороший фильм или плохой.
Из последнего, что впечатлило нашу команду, — "Волшебник изумрудного города" (6+). Мы знаем, какая студия работала над ним, и сколько времени ушло на создание — это впечатляющая работа! Также стоит упомянуть "Мастера и Маргариту" (18+), который вышел в 2023-м году. С точки зрения визуального оформления этот фильм соответствует мировым стандартам. При этом часто бюджеты отечественных кинокартин не сравнимы с голливудскими хитами, тем не менее, качество исполнения очень высокое!

Интервью с Ильей Лакиза. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Тяжело ли смотреть фильмы с учетом профдеформации? Влияет ли она на ваше удовольствие от просмотра, по сравнению с обычным зрителем?
— Нет, я определенно получаю удовольствие от просмотра. Я умею переключаться, и у меня это получается на 100%. Просто научился этому. Порой, некоторые фильмы даже становятся для меня более интересными с профессиональной точки зрения. То, что обычный зритель может не заметить, я вижу в деталях — будь то сценарий, графика или актерская игра. Я немного разбираюсь в этом и нахожу в таких аспектах свой интерес. Это точно не мешает мне наслаждаться кино.
— Есть ли у вас какие-то личные проекты, над которыми вы работаете помимо коммерческих?
— Самый личный проект сейчас — мой сын. Ему всего пять месяцев, и каждый день с ним — это визуальный и эмоциональный "вау-эффект".
— Расскажите о вашем опыте работы над фильмом "Чебурашка" (6+). Какую роль вы играли в проекте? Какие задачи были самые сложные?
— Это было наше первое крупное кино, настоящий блокбастер федерального масштаба! В проекте участвовало множество студий и исполнителей, и каждая команда занималась своей частью работы. Были специалисты, которые рисовали и анимировали Чебурашку, другие создавали визуальные эффекты и так далее, — это огромная производственная цепочка. Мы занимались относительно небольшим объемом работы по меркам большого кино, выполняя то, что в нашей индустрии называется "клинапом". Дело в том, что Чебурашка — это нарисованный персонаж, и актерам нужно было взаимодействовать с чем-то физическим. Для этого на съемках использовались различные приемы. Например, вместо мультяшного героя ставили куклу, с которой актеры общались, брали ее в руки и перемещали. После завершения съемок эту куклу нужно было убрать из всех кадров, чтобы на ее месте мог появиться Чебурашка, который должен был двигаться и разговаривать.
Кроме того, когда необходимо было подчеркнуть какое-то действие Чебурашки — например, когда он что-то подает или берет в руки — на съемках использовался актер небольшого роста в специальном костюме. Мы также обрабатывали все эти кадры, чтобы в последствии интегрировать туда Чебурашку. Хотя такая техническая работа может показаться скучной и менее творческой, но без нее невозможно было бы добиться качественной интеграции персонажа в фильм. Это обязательный этап в производственном процессе, и именно этим мы и занимаемся.
— А как началось ваше сотрудничество с этим проектом?
— К тому моменту мы уже зарекомендовали себя как надежная студия. Продюсеры знали о нас по другим проектам. В кино все завязано на репутации и качестве — если ты стабильно работаешь, тебя приглашают снова.
— Вы ведь даже с Голливудом успели поработать! Как этот опыт повлиял на вашу профессиональную деятельность и на работу студии в целом?
— Мы работали над голливудским фильмом "Псы войны" (18+). Пусть это и не блокбастер уровня Marvel, но это был важный опыт, позволивший сравнить процессы. И знаете, в плане качества графики отличий оказалось не так много. Более того, по скорости и эффективности мы во многом не уступали.
Мы убедились, что наш уровень работы соответствует международным стандартам, и наша продукция востребована как в России, так и за рубежом.
Положительные отзывы подтвердили, что мы способны работать на высоком уровне.
— Вы отметили, что нет принципиальной разницы в работе над голливудскими и российскими проектами. Однако существует мнение, что российские проекты заведомо хуже. Почему так?
— Голливудская киноиндустрия, действительно, масштабная и влиятельная, именно ее продукция задает мировые стандарты. Однако это не означает, что в России не создается качественного кино. Российские проекты часто имеют меньшие бюджеты, поэтому не могут конкурировать с масштабными голливудскими блокбастерами, но это не умаляет их художественной ценности.
Утверждение о том, что российское кино заведомо хуже голливудского — стереотип, уходящий корнями в 90-е годы.
Сейчас производится много хороших российских фильмов, и, как и в Голливуде, ряд проектов оказывается менее удачным. Просто требуется время, чтобы изменилось общественное мнение.
— Какие проекты вы бы хотели реализовать в будущем?
— Мы продолжаем работать с российским кино, но мечтаем сотрудничать с известными мировыми режиссерами. Например, участие в проекте Джеймса Кэмерона было бы невероятным опытом.
— Можете ли вы поделиться каким-то забавным или запоминающимся случаем из вашей практики?
— Мы работали над графикой для сериала, и в один момент, в восьмой серии, режиссер осознал, что один из героев, который появляется в кадре, уже умер за несколько серий до этого. Получился настоящий парадокс: героя не должно было быть в сцене. В результате, нам пришлось вычищать кадры и удалять актера из всех сцен, где он мелькал на фоне или стоял в кадре. Это первая история, и для нашей команды это стало настоящим курьезом.
Во второй ситуации, также связанной с сериалом, произошла замена актера в середине сезона. По каким-то причинам роль персонажа стал исполнять другой мужчина, и он выглядел совершенно иначе. И вот вопрос: что делать с уже отснятыми сериями, где играл предыдущий актер? Переснимать их было бы слишком дорого и нецелесообразно. Поэтому мы решили "пересадить" голову нового актера на тело старого. Хотя в процессе это было далеко не смешно, работа оказалась довольно сложной…
— Какие советы вы могли бы дать начинающим специалистам в области постпродакшна и VFX?
— Работа на постпродакшне в кино — это крайне инновационная сфера, которая постоянно требует развития. Поэтому важно всегда стремиться к самосовершенствованию. Прежде всего, необходимо развивать визуальное мышление и навыки дисциплины, а также уметь работать в команде и легко адаптироваться к изменениям.
Если не развиваться и не обучаться, то вы рискуете оказаться невостребованным. Мы это осознали, поэтому постоянное получение новых знаний стало нашим приоритетом.
Также крайне важно научиться принимать и понимать обратную связь. В нашей индустрии много творческих людей, и они часто остро реагируют на критику. Вам нужно выполнять свою работу на высоком уровне в соответствии с ожиданиями режиссеров и продюсеров. Творчество — это прекрасно, но необходимо уметь подстраиваться, быть гибким и открытым для изменений.
— Поделитесь, как можно развить визуальное мышление?
— Это сложный вопрос. Необходимо много смотреть. Звучит банально, но это действительно важно: смотрите кино, рекламу, живопись, фотографии. Это расширяет ваш визуальный "бэкграунд" и формирует внутреннюю библиотеку образов, которая в нужный момент поможет вам принять творческое решение. Чтобы сделать это постоянной практикой, установите правило: каждый день уделяйте время просмотру чего-то нового из мира визуального контента. Фиксируйте понравившиеся идеи, образы, стилистику. Это основа будущего профессионального роста.





