О магии подводной съемки, инклюзивных проектах и о том, как фестиваль меняет экологическое сознание, рассказал Андрей Сухинин — дайвер, фотограф и президент Международного фестиваля дикой природы "Золотая черепаха".
— Андрей Владимирович, дайвинг вошел в вашу жизнь в 2005 году, 20 лет назад.
— Я прошел курс в Москве, в дайв-центре, получил хорошее образование в бассейне и продолжил обучение на открытой воде. Первые полноценные погружения сделал в Египте. Был январь, очень холодно, я без шлема... Первые впечатления очень неоднозначные, после поездки даже пришлось обращаться к лор-врачам. Но позже, уже буквально на следующих погружениях, я понял, что дайвинг — это мое. Когда увидел такую красоту, первое желание — делиться этим. Я с детства занимался фотографией, поэтому практически с первого погружения подумал о подводной съемке. Так что уже буквально в следующей поездке я был с профессиональной подводной камерой. Это стремление делиться красотой подводного мира в конечном итоге и привело меня к "Золотой черепахе" (12+) — проекту, который сегодня занимает в моей жизни огромное место.
С детства я очень люблю море. Во всех его проявлениях. Люблю находиться у воды, люблю плавать, особенно в одиночку на коралловых рифах с маской и с трубкой. Море для меня, с одной стороны, — источник энергии, с другой стороны, очень хорошо забирает весь негатив, расслабляет, возвращает баланс и равновесие. Именно это чувство гармонии с природой мы и стараемся передать через наш фестиваль.
— Андрей, вы начинали в "Золотой черепахе" как фотограф, а теперь руководите проектом. Как он трансформировался за эти годы?
— "Золотая черепаха" изначально создавалась как локальный фотопроект. Это была выставка фотографий дикой природы для российского зрителя, и в конкурсной части в основном участвовали отечественные фотографы. Позже прибавилось еще два жанра — живопись и дизайн, и конкурс стал международным. Теперь мы входим в топ-3 крупнейших фотоконкурсов в мире, занимаем второе место, на первом — британский конкурс, который проводится уже 60 лет. А нам только 19 в этом году.
Сегодня "Золотая черепаха" — это не только конкурс и не только выставка, а еще и эколого-просветительская платформа. В проект вошли образовательные программы для разных целевых аудиторий — лекции, мастер-классы, встречи с интересными людьми. Мы делаем очень много программ для детей. Приезжают целыми классами и в сопровождении наших экскурсоводов проходят большой урок географии, биологии, зоологии. Наши экскурсоводы — это академические зоологи и биологи, как правило, аспиранты биофака МГУ. Они подстраиваются под возраст слушателей: с первоклассниками говорят на одном языке, с семиклассниками — более сложно и более глубоко. В прошлом сезоне на площадке в Москве у нас побывало больше 12 500 школьников.
— Ваш проект "Белая книга" (12+) сделан для незрячих и слабовидящих людей. Как рождалась эта идея?
— Фотоработы печатаются в специальной технике — контактная печать. Фотографию раскладывают по слоям и печатают на 3D-принтерах, она обретает объем. Например, морская черепаха становится выпуклой, можно потрогать ее панцирь, голову, лапки. Специальные тифлопедагоги помогают незрячему ребенку разобраться, что он "видит", потому что эти работы смотрят руками. Но мы не ставим никаких границ, мы не делаем никаких специальных залов для слабовидящих. Всё интегрировано в общую выставку. Этот проект мы привезли во Владивосток, экспозицию создали совместно с Приморской краевой библиотекой для слепых.
— Вы упомянули Владивосток. Расскажите, что ждет гостей фестиваля в Приморье?
— С 29 августа по 14 сентября столица Приморья стала центром притяжения для всех любителей природы. Мы делаем особый акцент на уникальной природе Дальнего Востока. Гостей ждут тематические дни, посвященные её самым ярким представителям: от тайн океана и величественных больших кошек — дальневосточного леопарда и уссурийского тигра — до природы всего региона.
На интерактивной выставке гостям представлены 100 лучших работ фотографов из России, Китая, Индии, Венгрии, Италии, Испании и других стран — финалистов нашего конкурса. Но фестиваль — это не только стены, увешанные фотографиями. Это живое общение с легендарными фотографами-натуралистами, которые раскроют секреты съемки в диких условиях, и специальные кинопоказы, позволяющие за один вечер совершить путешествие от заповедного Хехцира и Шантарских островов до самых отдаленных уголков страны — плато Маньпупунёр и Командорских островов.
Мультимедийные технологии сделают доступными лекции от академических биологов и зоологов. Тексты аудиогидов составлены молодыми учёными на базе современных научных исследований. Проводятся кинопоказы документальных фильмов о дикой природе, путешествиях, этнографических и географических открытиях.
Масштабная эколого-просветительская программа запланирована для школьников Приморья. Бесплатные экскурсии, лектории и мастер-классы для организованных групп школьников 1-11 классов реализуются при поддержке Фонда президентских грантов. И что самое важное — вход на все мероприятия фестиваля свободный для всех.
— "Золотая черепаха" активно использует современные технологии. Куда вы движетесь дальше?
— Прежде всего, это расширение спектра технологий для экспонирования нашего контента. Уже сейчас мы стараемся делать так называемую многослойную историю. Человек видит фотографию — это первый слой. Дальше он читает описание — это второй слой. Далее используем технологию "говорящих работ". Сканируешь QR-код и слушаешь рассказ профессионального биолога или зоолога о животном и среде его обитания. Все записано голосом профессионального диктора.
Фотоальбом, который мы печатаем каждый год, с прошлого сезона тоже стал "говорящим". Уже в этом сезоне планируем подключать технологии искусственного интеллекта, чтобы наши животные оживали. Подходите к работе, наводите телефон — и работа оживает. Например, белый медведь начинает двигаться, вы видите, как он существует в своей среде обитания.
— Ваш опыт дайвера и фотографа повлиял на философию фестиваля?
— Несомненно. Во-первых, чтобы снимать под водой, вы, прежде всего, должны стать хорошим дайвером: не задумываясь, на автомате уметь следить за глубиной, за расходом воздуха. Только потом можно брать в руки камеру. Это учит дисциплине и ответственности.
Есть еще одна особенность — лимит времени. Если "сухопутный" фотограф выбирает место, выставляет свет, может несколько часов или дней проводить в одном месте, то в подводной фотографии на все есть один час. Ваша фотосессия ограничена емкостью баллона, потому что, когда вы будете нырять на следующий день в это же место, всё уже будет по-другому. Это учит ценить момент и быть готовым к импровизации.
Но главное правило — и под водой, и на суше: ничего не трогай, и тогда природа не будет тебя трогать. Мы большое внимание уделяем этике съемки. Специальная комиссия дисквалифицирует работы, если фотограф нарушил естественные границы обитания животного.
И конечно, чтобы получались отличные кадры, надо любить море и дикую природу. Природа чувствует эту любовь и отвечает взаимностью: пускает глубже, позволяет увидеть то, что скрыто от других глаз и ускользает от других камер. Именно эту любовь и это трепетное отношение мы и пытаемся донести до каждого посетителя. Ведь основная цель всего проекта — менять экологическое сознание и поведение людей через искусство.
— Что бы вы пожелали будущим участникам конкурса?
— Один из критериев при оценке — работа должна быть не просто красивой картинкой, а целой историей. Мы любим, когда работа рассказывает что-то о взаимодействии между животными, через наши работы и ученые узнают что-то новое об их повадках, среде обитания.
Конечно, базовые требования — законы композиции, светового и цветового баланса, — должны быть соблюдены, но должна быть и эмоция, должно быть взаимодействие.
Еще мы большое внимание уделяем этике съемки. Как я уже говорил, специальная комиссия дисквалифицирует работы, при съемке которых фотограф нарушил естественные границы обитания животного.
Очень приветствуется, если фотография заставляет задуматься о хрупкости этого великолепия, которое нам дарит дикая природа. Ведь мы не просто зрители — мы часть этого мира.
— Как лично вы совмещаете страсть к дайвингу и руководство таким масштабным проектом?
— Для меня это две стороны одной медали. Дайвинг учит меня терпению, гармонии и умению видеть красоту в мелочах. Эти же качества необходимы и в работе над фестивалем. Каждое погружение — это напоминание о том, ради чего мы все это затеяли: чтобы как можно больше людей смогли увидеть, полюбить и, главное, захотеть сберечь удивительный мир дикой природы.
К тому же я много внимания уделяю духовному развитию, практикую йогу. А несколько лет назад в моей жизни появились горы — кроме дайвинга, теперь занимаюсь альпинизмом, скалолазанием и хочу продолжать осваивать новые вершины. Это помогает сохранять баланс и находить вдохновение для новых идей развития фестиваля.
Вообще, планируя будущее, я думаю вернуть в свою жизнь большое количество путешествий. В последние несколько лет находились разные причины откладывать интересные поездки — сначала Ковид, потом турбулентность в бизнесе и на личном фронте. А сейчас все позади, я снова вернул себе баланс и равновесие, ощущение полного счастья и повседневного благополучия.
— Возвращаясь к конкурсу. Всегда интересно, "а судьи кто"?
— Когда я был участником, мы сталкивались с тем, что фотографов судят не только фотографы, а, например, редакторы журналов. Первое решение, которое я принял на посту руководителя проекта, коснулось регламента судейства. Теперь четко: фотографов судят фотографы, художников — художники, дизайнеров — дизайнеры. Чтобы попасть в профессиональное жюри "Золотой черепахи", необходимо быть призером или лауреатом крупнейших международных конкурсов. Кроме того, у нас постоянная ротация. Мы каждый год меняем жюри.
Каждый год список стран-участниц конкурсной части "Золотой черепахи" пополняется новыми странами. В прошлом сезоне к нам присоединились Гамбия, Эритрея, Мавритания и Острова Кука, маленькое государство с населением 15 тысяч человек! Это почти в 20 раз меньше, чем население Химок! Приятно, что теперь и в этой стране знают "Золотую черепаху"!
— Вас жалили, кусали во время подводных съемок?
— Несколько раз кусали мурены. Бывает, что снимаешь какого-нибудь крабика в коралле и в этот момент заходишь на территорию мурены, а она тебя выгоняет. Забавно, что на глубине кровь из раны тоже ярко-синего цвета, ведь красные оттенки пропадают первыми. Был случай, когда во время съемки на Маврикии кашалот ударил хвостом по ногам. К счастью, отделался синяками.
Но куда более реальная опасность исходит от тех существ, которых человек даже не всегда видит. Например, остерегайтесь медуз, особенно вдоль побережья Австралии. Очень часто человек даже не понимает, что произошло. Есть правило, которое актуально как на суше, так и под водой: чем ярче животное, тем оно потенциально опаснее. Окраска говорит хищникам: не трогай меня, я очень ядовитый. К примеру, самые опасные осьминоги обычно покрыты яркими пятнами.
Как я уже упоминал, пригодится знать особенности морских обитателей. Например, я как-то снимал оливковых змей на Большом барьерном рифе, это одно из самых ядовитых животных на планете. Одного укуса достаточно, чтобы моментально убить 80 взрослых мужчин. Но животное агрессивно только в брачный период, не круглый год. В другое время можете спокойно его снимать.
Довольно много случаев, когда человек наступает на ската-хвостокола. Нечаянно наступил — скат бьет хвостом, и человек получает серьезные поражения нервной системы. Потому надо всегда смотреть под ноги, особенно на мелководье.
Еще одно правило: желательно ничего не трогать. Это важно не только для собственной безопасности, но и с точки зрения влияния человека на природу. Нужно стараться, чтобы даже ласты не касались кораллов. Только начинающие дайверы начинают все хватать, собирать что-то со дна, уносить с собой. Ничего не трогай, и тогда природа и тебя не будет трогать.
— А на суше у вас есть любимые места для съемки?
— По суше, конечно, тоже путешествую. Посетил около 80 стран. Бывал на всех континентах, видел Землю, можно сказать, от полюса до полюса — от Антарктиды и до Арктики.
Пожалуй, любимое место — российская Чукотка, ее дикая природа. Сделал семь экспедиций в это энергетически заряженное место. Снимал белых медведей на острове Врангеля, колонии птиц на необитаемых островах, китов и других морских млекопитающих.
Еще одна жемчужина российской дикой природы — Командорские острова, особенно остров Медный выделил бы. По биоразнообразию это российские Галапагосы. Правда, сейчас сложнее туда попасть, чем раньше — очень сложная логистика и требуются специальные разрешения, которые практически нереально получить.
Из зарубежных локаций меня очень поразил самобытный Бутан — маленькое высокогорное королевство, как будто бы застывшее где-то в XVII веке. По всем социологическим опросам там живут самые счастливые люди на планете. Там даже есть Министерство Счастья!
А местом "для души" я бы назвал Мальдивские острова. Каждый год стараюсь обязательно туда слетать, обычно на новогодние каникулы. Вот где, по-моему, самое чистое, самое красивое, самое ласковое море и неплохой подводный мир. Сюда — за удивительными рассветами, закатами и каким-то невероятным благолепием.
— Столько уже познано и снято. Остались еще на мировой и российской карте места, где не довелось, но очень хотелось бы побывать?
— Есть такие. Очень мало исследована для меня Южная Америка. Был в Эквадоре, Перу, проездом — в Бразилии, в Аргентине по дороге в Антарктиду. Мечтаю посетить Патагонию в Чили — это из "наземных", а если говорить про подводные, то очень хочу в Коста-Рику. Там, кстати, отличное место для съемки акул.
"Летом рекомендую отправиться на Камчатку. А самым дерзким очень советую Командорские острова. И если есть возможность — потрясающие экспедиции в Антарктиду. Многие думают, что такие путешествия стоят космических денег, но нет, сейчас такое стало сравнительно доступно. Очень рекомендую съездить к пингвинам. А чтобы проникнуться духом дикой природы, не выезжая из города — приходите на "Золотую черепаху" во Владивостоке. Это того стоит".
— В общем, всегда есть куда двигаться! Желаем новых покоренных вершин. И интересных глубин...
— Спасибо! И помните: природа чувствует любовь и открывается тем, кто относится к ней с уважением и трепетом.




