Снег ушёл, холод остался: Приморье накрыл сибирский антициклон
11:30
В ДВФУ завершился краевой форум молодых семей "Любимые рядом"
11:30
Подведение итогов седьмого сезона Премии им. Арсеньева - в видеорепортаже ИА PrimaMedia
11:13
Москва и Приморье оказались в числе самых привлекательных регионов для бизнеса
11:10
На шаг ближе к цифровому суверенитету: первый отечественный роутер Wi-Fi 6
11:09
Полиция выявила 78 пьяных водителей на дорогах Приморья за три дня — итоги рейда
11:00
Зооняни, ветклиники и отели: как работают передержки животных во Владивостоке
10:45
Во Владивостоке задержали мужчину, избившего прохожего возле бара на Светланской
10:36
Бизнесмена из Подмосковья будут судить в Приморье за уклонение от налогов на 62 млн рублей
10:15
Бастрыкин вмешался в расследование нападения таксиста на пассажира во Владивостоке
09:50
Врачи скорой помощи спасли 75-летнюю пациентку с инфарктом во Владивостоке
09:40
Экс-замглавы таможни Владивостока получил 4,5 года за взятки на 2 млн рублей
09:25
Житель Санкт-Петербурга похитил четыре автомобиля у приморцев на 5 млн рублей
09:10
Охотник погиб в Приморье после выстрела напарника
08:55
Главное за ночь: Volkswagen в Дрездене закрылся, "Семейная защита" заработала в Max
08:40

ВЦИОМ: Дальний Восток отстаёт по уровню интереса к современному искусству

Результатами свежего опроса поделился гендиректор центра Константин Абрамов на ВЭФ. PrimaMedia изучили явление подробно
16 сентября, 19:26 Общество ВЭФ #ВЭФ 2025
Константин Абрамов Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Константин Абрамов
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Дальний Восток показал низкий интерес к современному искусству. Результаты всероссийского опроса сообщил генеральный директор ВЦИОМ Константин Абрамов в рамках Восточного экономического форума (16+). На секции "Современное искусство как маркер экономического потенциала регионов" эксперты также обсудили проблемы этой сферы и пути их решения. Тему подробно изучил корреспондент PrimaMedia.  

Розовый цвет: результаты соцопроса

В конце августа этого года ВЦИОМ провёл всероссийский телефонный опрос среди 1600 россиян старше 18 лет. Под современным искусством понимались такие формы творчества, как видеоарт, световые шоу, инсталляции, перфомансы, стрит-арт, граффити, а также живопись и скульптура современных авторов. Респондентов спрашивали, интересует ли их современное искусство в принципе, где они обычно его видят и готовы ли они ради арт-события поехать в другой город или регион.  

1 / 5

Обобщив полученные данные, социологи составили карту, которая показывает, насколько вовлечены россияне в современные арт-процессы и каков потенциал арт-туризма. На ней ДФО оказался выделен самым светлым, розовым цветом: население округа мало заинтересовано в современном искусстве и почти не готово ради него путешествовать.

Председатель Общественного совета при Минтруда РФ Константин Абрамов предположил, что низкий интерес к арт-туризму связан с большими расстояниями. Сам округ огромен, к тому же удалён от центральной части России, потому путешествовать сложно и дорого. "Низкая вовлечённость" может означать, что либо население не готово воспринимать такое творчество, либо современное искусство здесь развито недостаточно. Однако с последним утверждением можно поспорить.

1 / 3

Владивосток — точка роста 

Агентство "S+Консалтинг" разработало систему деления городов по уровню развития современного искусства. Согласно этой градации, столицы дальневосточных регионов относятся к городам растущего уровня. Это означает, что там есть постоянные и временные арт-площадки, проводятся фестивали, налаживаются международные коллаборации, создаётся инфраструктура. В таких городах уже сформировано ядро образованных и мобильных специалистов (что способствует удержанию молодёжи). А основная ЦА современного искусства — креативный класс, выдяющиеся деятели культуры, прогрессивная молодёжь.

1 / 4

Лидером этого развития, безусловно, является столица округа — Владивосток. Здесь действуют галереи современного искусства, такие как "Заря", "Арка" и "ArtObject". Работают профильные учебные заведения — Приморский краевой художественный колледж и Дальневосточный государственный институт искусств. Регулярно проводятся значимые события вроде Владивостокской международной биеннале визуальных искусств (12+).

И самое главное — здесь есть коллекционеры и локальные инвесторы. Они хорошо разбираются в художественных процессах и поддерживают авторов, которые творят и живут прямо сейчас. Потому коллекционеры представляют особый интерес для властей. Именно ради этой аудитории администрации городов хотят развивать современное искусство.

"Целевая аудитория современного искусства (коллекционеров) крайне важна, потому что она объединяет вокруг себя представителей креативного класса. Это и дизайнеры, и маркетологи, и рекламщики. То есть те, которые создают новую экономику. Городу гораздо проще привлекать рабочие ресурсы в области креативных индустрий в зависимости от того, насколько там развито современное искусство", — объясняет директор агентства "S+Консалтинг" Михаил Фаткин.

1 / 2

Почему Дальний Восток — это перспективно?

В первую очередь — выгодное геополитическое положение. ДФО (и Приморье в частности) находится на пересечении культурных и торговых путей, а также входит в активно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. В последние годы география международных ярмарок искусства стала смещаться в сторону Азии, и именно там, например в Сеуле и Шанхае, стало проходить всё больше событий.

"Международный контекст — это тоже гарантия для инвестора, что художник не исчезнет в небытие, что действительно он может продвигаться. Он становится узнаваемым, и здесь есть уже понятные механизмы капиталовложений в его творчество. Соответственно, международный контекст просто необходим", — отмечает Юлия Климко, директор Фонда культурных инициатив "Энсо".

По мнению экспертов, дальневосточникам легче находить общий язык с азиатским рынком. Они лучше знакомы с менталитетом стран АТР, чем жители европейской части России.

"Наше взаимодействие осуществляется уже даже на бытовом уровне. У нас есть такое интуитивное понимание, я бы сказала, друг друга. Потому что из опыта, допустим, коллегам из западной части намного сложнее устанавливать контакт с коллегами из Китая", — добавляет Юлия Климко

1 / 3

Далее — уникальный культурный код. Именно это пересечение традиций Запада, Востока и местных коренных народов зародило здесь особый дух, который отличает творчество дальневосточников от работ авторов из других регионов мира.

"Все, наверное, согласятся, что нам нет смысла конкурировать с Москвой, с Петербургом, с азиатскими столицами, крупными мегаполисами. У нас есть своя идентичность, мы должны на ней делать акцент и позиционировать себя как культуру Тихоокеанской России. И именно эта культурная составляющая могла бы привлекать иностранных инвесторов, коллекционеров и кураторов, и не только иностранных, но и наших", — замечает вице-мэр Владивостока Дарья Стегний.

Пути развития: какие предложения

Сейчас эксперты выделяют главную проблему: местные современные художники, особенно молодые, недостаточно известны, потому к ним нет доверия. Это мешает инвесторам вкладывать средства.

"Очень много времени иногда уходит на то, чтобы у аудитории появилась насмотренность — они привыкают к определённым авторам, к определённым галереям. И когда они видят одних и тех же художников на разных выставках и ярмарках, тогда у них появляется доверие, что это устойчивый игрок, и он достоин внимания. Но, к сожалению, на это требуется терпение, время, на это требуется создать определённую узнаваемость", — делится опытом фотохудожник Мария Груздева.

И на создание той самой узнаваемости направлено большинство озвученных на секции мер. Во-первых, эксперты считают необходимым проводить больше выставок, биеннале и ярмарок. Устраивать здесь резиденции для художников — тогда о местном творчестве будут узнавать за пределами региона. А также привлекать к участию в событиях международных экспертов: они рассказывают о регионе и местных художниках в своих соцсетях.

Во-вторых, помочь могут инструменты цифровизации. Дарья Стегний рассказала, что недавно в Москве появилась цифровая платформа с творчеством современных художников, но дальневосточные авторы в ней пока не представлены. По её мнению,

"можно было бы создать нашу именно дальневосточную платформу, которая также повышала бы узнаваемость наших художников и решала бы другие проблемы, как небольшое количество галерей, незнание наших талантливых художников".

1 / 3

В-третьих, специалисты предлагают активнее развивать сотрудничество искусства и бизнеса. Оно помогает художнику стать известнее и повысить свою стоимость, а инвестору даёт "некоторую перспективу вложения средств". Руководитель и основатель приморской галереи современного искусства Art Object Gallery Анастасия Варсанова уже несколько лет развивает коллаборации местных компаний и художников. По её словам, это не всегда затратно, но выгодно обеим сторонам. Среди реализуемых кейсов — спонсорство выставок, организация креативных пространств, интеграция в городскую среду через муралы и арт-объекты, выпуск мерча и коллекций одежды, проведение образовательных тренингов и тимбилдингов для сотрудников, а также создание корпоративных коллекций.

"У нас есть огромное количество партнеров, брендов, которые на данный момент стратегически выстраивают свою внутреннюю коллекцию искусства, исходя из ценностей своей компании. То есть прям выкупают искусство региональных авторов и поддерживают внутренний наш визуальный код и историю", — делится Настя ArtObject.

Особенно эффективны совместные проекты, которые опираются на уникальный местный контекст и региональную идентичность. Ещё один рабочий способ — внедрять искусство нативно, через продукты и услуги, которые напрямую связаны с образом жизни. Например, в приморских ресторанах можно "попробовать искусство на вкус": шефы вдохновляются картинами для создания блюд.

"Гастрономия — это вообще базовая потребность человека, то есть если мы хотим первоначально коснуться и рассказать именно об искусстве, то гастрономия — это лучший инструмент, как бы самый базовый, даже если человек ещё не думал об искусстве", — продолжает Анастасия Варсанова

Компании подтверждают: им самим интересно развивать региональную культуру. На другой сессии ВЭФ (16+) "Музейный Дальний: от идеи до модели" начальник управления корпоративных отношений ООО "Сахалинская Энергия" Наталья Гончар рассказала, что такое взаимодействие в долгосрочной перспективе поможет привлечь специалистов в регион, что важно в условиях дефицита рабочих мест. Чтобы люди захотели переехать сюда и остаться,

"геобренд этого региона не только производственно-экономический, но и культурно-социальный должен быть очень привлекательным".

1 / 4

Другие меры, которые обсуждались на форуме (16+), направлены на увеличение числа продаж. Это открытие новых галерей, ориентированных на торговлю картинами художников от любителей до профи — чтобы искусство было представлено в разном ценовом сегменте. Такой подход позволит сформировать систему денежной оценки творчества. 

Ещё одна большая проблема — не хватает специалистов арт-рынка. Нужно открывать образовательные курсы, которые будут учить доступно рассказывать об искусстве, продвигать художников и продавать их творения. Директор галереи "Арка" Вера Глазкова призывает ориентироваться не только на частных коллекционеров, но и на корпоративные коллекции, а также инвестиции, чтобы инвесторы помогали музеям приобретать произведения.

"Музеи не всегда могут сами это делать, мы понимаем этот вопрос. И, конечно, это направление деятельности, я считаю, очень важным, в первую очередь, для сохранения тех культурных ценностей, которые уже созданы во Владивостоке и вообще на Дальнем Востоке".

А чтобы уровень искусства повышался, ценностями нужно обмениваться. Эксперты считают, что лишняя "насмотренность" и опыт специалистов извне дальневосточным художникам не помешает. Вице-мэр Владивостока рассказала, что в рамках мероприятий уже сейчас регулярно проходят образовательные курсы, и эту практику надо продолжать. Притом, по мнению галериста Веры Глазковой, ездить "вовне", в другие города, нужно и местным художникам:

"Без культурного обмена, без приглашения известных российских художников во Владивосток, и без обратного, скажем так, хода в Москву тоже может наша деятельность немножечко затормозиться".

1 / 4

Но не менее важное направление работы — с аудиторией. Повышать её уровень знаний: чем более грамотная аудитория, тем больше появляется ценителей искусства, тем больше вырастает коллекционеров и других участников кластера креативной экономики. А это та самая важная целевая аудитория. И потому необходима еще и медийная работа — на просветительство и информирование о событиях местного арт-сектора.

Всё это поможет увеличить число арт-событий, улучшить качество современного искусства и его активность. Первоочередная задача — внедрить эти меры в больших городах, чтобы создать точки притяжения, некие центры современного искусства. Впоследствии, если они будут успешными, можно будет развивать и маленькие поселения, которых на большом Дальнем Востоке много и которые также влияют на общий процент вовлечённости жителей региона. В итоге все эти меры помогут выстроить доверие не только с потенциальными коллекционерами, но и с более широкой аудиторией. И тогда, возможно, Дальний Восток окрасится в другой цвет на карте статистики ВЦИОМ.

226091
43
37